Найти тему
Телеграм-канал СМП

В восточной части Севморпути хотят создать первый глубоководный порт

«Росатом» обсудил с Минтрансом Якутии строительство глубоководного терминала морского порта в Хараулахской бухте в селе Найба Булунского района республики. В министерстве заявили, что намерены инициировать включение строительства порта в федеральный проект комплексного развития Северного морского пути. Найба входит в единую агломерацию с Тикси, которая, в свою очередь, фигурирует в списке опорных 16 населенных пунктов арктической зоны страны, обеспечивающих Севморпуть.

Глубины в районе существующего в Тикси морского порта недостаточны для захода океанских судов, однако ещё в конце мая 2023 года правительство России распорядилось повысить его статус до международного и разрешить заход в порт иностранных судов. То есть, Найба выступит здесь глубоководной частью единого портового комплекса. В самом же Тикси реконструируют имеющийся грузовой терминал и построят пассажирский — для перевозок и развития круизного туризма.

Что касается входящего грузопотока, то новый глубоководный терминал можно будет использовать для интенсификации Северного завоза морским путём. Сейчас по нему в Якутию идёт немногим более 10% грузов. И речь здесь идёт не только о продуктах и товарах первой необходимости, но и о стройматериалах, а также оборудовании для реализации добывающих проектов. Продукция же последних — это высокоценный товар, широко востребованный на мировых, в частности, азиатских рынках.

Напомним, что в Якутии находится 47% разведанных запасов угля, а также 35% природного газа и нефти Дальнего Востока. Улучшение транспортной доступности региона после ввода глубоководного порта в Найбе поспособствует освоению перспективных месторождений металлов в республике: золоторудного месторождения Кючус, месторождения россыпного олова Ручей Тирехтях и Депутатского оловорудного месторождения. Кроме того, в Якутии высок лесохозяйственный потенциал.

В настоящее время на СМП всего два глубоководных порта — это Саббета и Мурманск. В восточной части Севморпути таковых нет вообще, Найба станет первым. Отсутствие подобных портов на востоке магистрали не только затрудняет переработку её грузопотока, но и не позволяет полноценно обслуживать крупные суда, такие, как, например, ледоколы. Это особенно важно на фоне развития международного партнёрства на Севморпути — ведь срочного обслуживания могут потребовать не только российские, но и иностранные суда. И в этом свете актуальность глубоководного порта на востоке СМП возрастает ещё сильнее.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput