Привет, друзья!
Мы часто освещаем популярные темы о моторных маслах. Например:
А сегодня решили ответить сразу на несколько распространённых вопросов в формате краткого ликбеза.
Итак!
Допустимо ли смешивать разные моторные масла?
Лучше не смешивать, если не хотите навредить двигателю. Но если в дороге появилась необходимость долить масло, а привычного под рукой нет - можно долить другое моторное масло, которое есть под рукой. Желательно, чтобы это было масло того же производителя. Доливать стоит не больше 5-10% от общего объема масла – по сути, чтобы доехать до сервиса и заменить этот «коктейль» на подходящую вам смазку.
Причина, почему для доливки рекомендуют брать продукты одного и того же производителя (даже если отличается вязкость) – пакеты присадок. У конкурирующих брендов они могут быть совсем разными, и химические эксперименты автомобилю на пользу не пойдут. Если «родных» производителей почему-то нет, то берите того, кого знаете, с такой же вязкостью – опять же, только чтобы доехать до СТО.
Главное в этой ситуации - не продолжать поездку с уровнем масла ниже минимума, это может привести к “дорогим” последствиям, вплоть до капитального ремонта двигателя. Доливка любого моторного масла позволит избежать дорогостоящего ремонта, но потребует сменить масло и фильтр на новые.
Можно ли возить моторное масло в багажнике?
Если речь про нераспакованную тару – то не только можно, но и нужно. «Литрушка» масла может пригодиться в дороге. В закрытой канистре смазки на минеральной основе могут храниться до 3 лет, а синтетика — до 5 лет.
А вот с открытой канистрой надо быть внимательнее к срокам хранения. Оптимально возить её с собой не более 2 лет, а лучше 1 год. В противном случае с попаданием воздуха и влаги масло потеряет свои свойства и уже не сможет выполнять защитных функций.
Правда, что в старых моторах надо применять масло повышенной вязкости?
С одной стороны – да. По мере износа двигателя зазоры между деталями возрастают, и чем гуще масло, тем толще пленка, которая эти зазоры компенсирует и обеспечивает минимальное трение. К тому же, за счёт своей густоты масло будет меньше попадать в камеру сгорания через изношенные маслосъёмные кольца, задиры на стенках цилиндров и т.п.
Но! Если залить слишком густое масло, то система не сможет прокачать его в необходимом объеме и быстро доставить к узлам двигателя. Мотор начнет испытывать масляное голодание, а это прямая дорога к скорому капремонту. К тому же, пробег – далеко не основной показатель состояния ДВС, поэтому не факт, что конкретно вашей машине нужна смена масла.
Так что совет такой – если у вашего «возрастного» автомобиля нет никаких симптомов проблем с мотором, то продолжайте использовать привычную смазку. Если возрос расход масла, текут сальники и прокладки, появились сложности с давлением в системе смазки и посторонние шумы во время работы ДВС, то можно перейти на более густое масло, подходящее вашему автомобилю по рекомендуемой классификации и допускам.
Можно ли экономить топливо, пользуясь «правильным» моторным маслом?
Ответ – да. Качественное масло обволакивает детали двигателя, облегчая вращение. А чем легче мотор работает, тем меньше топлива будет потреблять. Лучше всего снижают расход топлива маловязкие масла (0W16, 0W20). Если в руководстве по эксплуатации вашего авто разрешено применение таких смазок, смело можете их использовать. Если же нет, то лучше обойтись без экспериментов.
Стоит ли добавлять в масло дополнительные присадки?
Ни в коем случае! Современные моторные масла уже сбалансированы по составу и содержат все необходимые присадки, соответствующие допускам того или иного автопроизводителя. Добавление каких-либо других дополнительных присадок в готовое масло может навредить двигателю.
Зачем нужен параметр масла HTHS? Стоит ли акцентировать на нем внимание при выборе масла?
Параметр HTHS (high temperature high shear — высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) отвечает за экономию топлива и защиту деталей от износа. Он показывает способность полностью прогретого моторного масла (до 150 °С) проходить через микро зазоры между быстро движущимися деталями мотора.
Чем ниже этот показатель, тем меньше затраты энергии, необходимой для отлаженной работы ДВС, а значит меньше расход топлива и, как следствие, меньше вредных выбросов в атмосферу. Однако не стоит забывать, что более высокий показатель HTHS — залог лучшей защиты деталей от износа. Поэтому при проектировании моторов стараются соблюдать баланс, определяя с каким минимальным значением параметра HTHS двигатель сохраняет работоспособность.
Этот показатель не отражается на канистрах с маслом, но он уже заложен в спецификации масла. И для каждого класса вязкости есть свое значение HTHS.
Поэтому при выборе масла автовладельцам нужно ориентироваться на требования автопроизводителя.
Что такое допуск автопроизводителя и зачем он нужен, если есть международные стандарты?
Международные классификации определяют характеристики и качество масел: SAE — какой должна быть вязкость; API — уровень качества масла по системе классификации Американского Нефтяного Института; ACEA — стандарт, разработанный европейскими автопроизводителями, который определяет требования к моторным маслам. Но автопроизводители могут устанавливать свои дополнительные требования для того или иного двигателя. Если масло отвечает всем заявленным требованиям, то оно получает соответствующий «разрешительный» допуск.
И если у вас условный Renault с атмосферным или турбированным бензиновым двигателем, для которого подходит стандарт RN 0710, и такой же допуск есть у моторного масла, то это масло будет идеальным для вашего авто.
Есть ли отличия между маслами для бензиновых и дизельных моторов?
Основное отличие в пакете присадок и, как следствие, в показателях зольности и щелочного числа.
- «Дизельные» масла содержат большое количество моющих присадок, чтобы нейтрализовать нагар, сажу и окислы серы. А также имеют большее щелочное число, что повышает устойчивость масла к окислению. К тому же, у них большаю кинематическую вязкость — показатель густоты масла.
- В смазках для бензиновых движков больше противопенных, противоизносных, противозадирных присадок.
Сейчас большинство смазок универсальны и подходят как бензиновым, так и дизельным моторам. На канистрах с такими маслами всегда стоит двойная маркировка API SN/CF, API SM/CF, API SL/CF (SN,SM, SL — допуск для бензиновых масел, CF — для дизельных).
И есть ли какие-то особенности в маслах для оппозитных двигателей?
Начнем с того, что оппозитный двигатель — это мотор с нетипичной конструкцией, при которой поршни двигаются в горизонтальной плоскости, а цилиндры расположены напротив друг друга. Сейчас такие ДВС производят только автоконцерны Subaru и Porsche.
Для эффективной работы оппозитного двигателя важно использовать подходящее масло, соответствующее мировым стандартам, в том числе ILSAC, и допускам автопроизводителя. Например, Subaru рекомендует заливать в атмосферные оппозитные двигатели последнего поколения масла SAE 0W‑20, ILSAC GF‑5, а для турбомоторов – более вязкие, но также энергосберегающие масла SAE 5W‑30, ILSAC GF‑5.
Так что каких-то особых требований к маслам для оппозитных моторов нет. Главное — заливать то масло, которое рекомендовано автопроизводителем.
Стоит ли переходить на эстеровые масла? Или это деньги на ветер?
Эстеры входят в V группу базовых масел по классификации API. Это синтетические базовые масла с очень высоким показателем вязкости. У таких масел более прочная и липкая масляная пленка, которая отлично защищает металлические детали двигателя, что увеличивает сроки замены масла. Однако есть у таких масел и минусы: повышенная склонность к пенообразованию и обводнению, несовместимость с некоторыми материалами, из которых изготавливаются сальники и прокладки.
Чаще всего на рынке вы не найдете чистого эстерового масла, т.к. его производство слишком дорого и нерентабельно. Разве что для спорткаров. Обычно эстеры смешивают с минеральной базой II или III группы, для того чтобы добиться лучшего растворения присадок и снизить стоимость конечного продукта. Причем некоторые производители даже не афишируют этот факт. В любом случае, лить стоит только то масло, которое рекомендовано в мануале.
Зачем зимой при поездках на короткие расстояния часто менять масло, если в это время года оно греется меньше?
Даже если в результате краткосрочных поездок зимой масло не достигает рабочих температур, это не повод махнуть рукой на его замену. И вот почему.
Короткие поездки «дом-работа-дом», постоянные пробки и запуск мотора в холодную погоду сокращают рабочий ресурс масла. В масле накапливается влага, топливо и несгоревшие компоненты, что ведет к образованию отложений. А значит масло теряет свои свойства и подлежит замене. И чем раньше, тем лучше, не дожидаясь рекомендованного в мануале километража.
Сколько все-таки можно ездить на одном масле?
По регламенту автопроизводителей менять масло в двигателе следует каждые 10 или 15 тысяч км, либо не реже, чем раз в год. И это при нормальных «трассовых» условиях эксплуатации, когда сел и на прогретом двигателе поехал без остановок километров так тысячу без остановок.
А с учетом городских коррективов: частые поездки на короткие расстояния, стояние в пробках, езда по бездорожью или на запыленных дорогах, регулярные пуски двигателя «на холодную», агрессивная езда, — указанный километраж надо сокращать. Так как в таких условиях эксплуатации масло быстро стареет и теряет свои функции. И если забить на замену масла, двигатель умрет раньше положенного срока.
Поэтому наш совет — лучше менять масло чаще, хотя бы раз в 7-8 тысяч км. А если за год даже это расстояние машина не набегала, например стояла «на приколе», то все равно меняйте масло! Ведь со временем даже «в нерабочем» состоянии масло, окисляясь, теряет свои свойства.
Какие должны быть параметры у хорошего моторного масла?
- Высокое качество базового масла
- Высокое щелочное число
- Наличие молибдена в составе
- Кальциево-магниевый пакет присадок
- Высокие антиокислительные и антикоррозионные свойства
- Низкая испаряемость и термостабильность
- Вязкость при 100°C
- Стабильно низкая температура застывания и выполнение теста CCS “с запасом”
Если у вас остались еще вопросы о моторных маслах, пишите их в комментарии. И мы сделаем разбор самых интересных.
Данная статья опубликована в официальном аккаунте бренда Havens.
Havens — синтетическое моторное масло премиум-класса, которое подходит для современных бензиновых или дизельных двигателей, бюджетных автомобилей и моделей класса люкс, внедорожников, микроавтобусов и легкой коммерческой техники. Формула моторного масла Havens была тщательно разработана на основе французских рецептур.
Продукты Havens превосходят многих конкурентов по низкотемпературным характеристикам, испаряемости, наличию кальциево-магниевого пакета присадок, щелочному числу и «защите вязкостью», при этом не уступая по остальным параметрам, а их стоимость в 1,5-2 раза ниже «одноклассников».
Результаты независимых испытаний находятся в свободном доступе, и в высоком качестве нашего продукта может убедиться каждый.
Приобрести продукцию бренда Havens можно приобрести на Wildberries, OZON или в точках продаж (более 30 городах и свыше 150 точках продаж).