Масложор — это повышенный расход моторного масла на угар в цилиндрах ДВС, что чревато повышенным износом деталей двигателя. Но понятие «повышенный» для всех разное, кроме того, потребление масла может меняться в зависимости от сезона и технического состояния автомобиля.
Что норма, а что – повод для визита в сервис? Что конкретно вызывает масложор и можно ли от него избавиться без дорогостоящего ремонта? На эти и другие вопросы отвечаем в сегодняшнем ликбезе.
Начнём с очевидного – если вы хотите разобраться в усреднённой норме расхода масла на угар для вашего автомобиля, то стоит заглянуть в руководство по эксплуатации. Хотя есть и общая информация: литр на 10 000 км считается нормой, а вот если цифры больше, то стоит заглянуть под капот.
Повышенный масляный аппетит может возникать из-за:
- изношенности мотора;
- повышенной мощности двигателя;
- агрессивной езды и других условий эксплуатации;
- погодных условий.
Куда исчезает масло?
Утечки. Масло чаще всего просачивается через негерметичные сальники и прокладки.
Отложения. Масло легко превращается в отложения под воздействием высоких температур.
Попадание в систему охлаждения. Такое встречается только на поврежденном двигателе, где есть пробои прокладки головки блока цилиндров или их дефекты.
Угар. Масло убывает через зазоры в цилиндро-поршневой группе. Причем расход растет при заливе некачественного масла или масла, не соответствующего требованиям производителя.
Испарение. Масло испаряется постоянно, но при повышенной температуре скорость испарения возрастает.
Зимний масложор
Если сравнивать потребление масла зимой и летом, то в холодное время года оно выше, и это логично. Всё дело в физике.
При низких температурах детали двигателя сжимаются. Когда мотор новый, это не влияет на процессы удержания смазки внутри. Но с возрастом уплотнительные элементы теряют эластичность и уже не могут эффективно запирать смазку в двигателе. Начинаются протечки. Их легко можно заметить в виде масляных лужиц под автомобилем в холодную погоду.
Также со временем «стареют» маслосъемные кольца. В результате при прогреве ДВС в морозы большое количество масла беспрепятственно попадает в камеру сгорания. Если этого не знать, то мигающий индикатор «масленки» может стать неприятной неожиданностью.
«У меня зимой масло в норме»
Возможно. Либо у вас новый автомобиль, либо причина может быть в другом – иногда щуп показывает даже возросший уровень масла зимой, и причина в сторонних жидкостях — бензине и воде.
Топливо может попадать в масло через поршневые кольца, конденсируясь на стенках не прогретых цилиндров. При частых пусках «на холодную» и непродолжительных поездках бензин не успевает испариться из масла. В результате уровень последнего в поддоне увеличивается.
Вода скапливается в поддоне при выключении мотора, когда воздух внутри начинает остывать, а на стенках агрегата оседает влага, которая не успевает испаряться при частых, но коротких поездках. Если на дне поддона образуется много воды, то при отрицательных температурах она замерзнет и полностью перекроет подачу масла в маслозаборник. А это уже прямая дорога к масляному голоданию, износу двигателя и капремонту.
Чтобы масло оставалось маслом, а не разбавленной жидкостью, в холода стоит почаще ездить на длинные расстояния. И после полного прогрева лучше прогнать двигатель на высоких оборотах. А если дороги не позволяют разогнаться хотя бы до 100 км/ч, то стоит минут 20 поездить на оборотах не ниже 4000 в минуту, чтобы бензин и вода испарились из смазки. Дисклеймер: будьте осторожны на скользких дорогах:)
А что же летом?
Летом тоже бывает сезонный масложор, но уже по другим причинам. Причем, как на «механике», так и на авто с АКП. Он проявляется у любителей погонять, а с ростом скорости увеличивается расход топлива и масла.
Это обусловлено высоким давлением в цилиндрах, которое ведет к попаданию масла вместе с газами во впускной трубопровод и к последующему сгоранию смазки в цилиндрах. Плюс при езде на высокой скорости масло сильнее нагревается, теряя свою вязкость и легче просачивается в камеру сгорания.
Чтобы снизить расход, надо менять стиль вождения – уходить от «спорта» в сторону плавной езды.
Как еще сократить расход?
- Следите за чистотой радиатора, количеством антифриза и работой термостата.
- Своевременно меняйте сальники, прокладки и уплотнения, чтобы избежать протечек масла.
- Не глушите сразу турбированный двигатель, дайте турбине остыть, чтобы избежать закоксовывания газодинамических уплотнений.
- Используйте качественное масло.
Сколько заливать масла в двигатель?
Есть 3 варианта:
- до минимальной отметки;
- до максимума;
- по середине «на глазок».
И единственно правильного ответа нет. Главное, чтобы количества масла хватало для выполнения смазывающих функций. А масляный насос без проблем захватывал смазку и разносил по двигателю.
Однако стоит помнить, что форс-мажоры в виде неожиданных нагрузок могут выстрелить в любой момент. И если масло окажется совсем «на минимуме», его может просто не хватить для нормальной работы двигателя в авральном режиме. Поэтому всегда стоит возить с собой «литрушку» масла на всякий случай, чтобы долить. Иначе у автомобиля может начаться масляное голодание детали двигателя станут вращаться «на сухую», что вызовет перегрев и заклинивание. И привет, ремонт!
Во избежании проблем лучше всего придерживаться рекомендаций по заливу масла, которые есть в каждом мануале к автомобилю. И не забывать своевременно менять масло и масляный фильтр, а не просто разбавлять старое масло новым. Ведь новое масло в поддоне картера не очистит старое, а наоборот, быстро вберет в себя все скопившиеся отложения и потеряет свои свойства.
Можно ли устранить масложор, сменив моторное масло?
В случае, если ДВС в целом и расходники исправны, а повышенное потребление смазки связано с возрастом авто или условиями эксплуатации, то да, можно подобрать такое масло, которое будет расходоваться меньше. Для этого нужно выбрать масло с бОльшей вязкостью, чем то, которое вы использовали раньше. Оно создаст более толстую плёнку между кольцами поршней и стенками цилиндров, что частично компенсирует зазоры из-за износа. Естественно, при выборе стоит ориентироваться на руководство пользователя вашей машины.
Ещё один вариант – перейти на более качественное масло. Помимо того, что оно будет лучше очищать и охлаждать двигатель, что продлит срок его жизни, вы сможете ещё и сэкономить. В частности, у масел Havens большая вязкость при высоких температурах, оно будет гуще многих “одноклассников”, и расход на нём будет меньше. Ещё важный момент – испаряемость у Havens ниже, чем у конкурентов (например, для Safeguard 5w40 коэффициент всего 8,3%), что также приводит к более редким доливкам.
Данная статья опубликована в официальном аккаунте Havens.
Havens – бренд моторных масел из ОАЭ. Наша продукция изготовлена на заводе Oscar Lubricants – одном из самых крупных на Ближнем Востоке, который находится в Дубае. Этот завод имеет более чем 25-летнюю историю и является одним из крупнейших производителей смазочных материалов.
Синтетические моторные масла премиум-класса поставляются в Россию напрямую с завода. Вся продукция проходит входной контроль, и её качество подтверждается дополнительными испытаниями в независимых лабораториях.
Havens рекомендует:
Моторное масло Havens Safeguard 5w40. Это полностью синтетическое моторное масло премиум класса, разработанное специально для бензиновых и дизельных двигателей современных автомобилей.
Особенности: имеет в своем составе пакет присадок, разработанный специально для защиты систем очистки выхлопных газов. Линейка Havens Safeguard разработана для снижения выбросов загрязняющих веществ, таких как HC, NOx, CO и частиц, а также для защиты и обеспечения долговечности систем защиты от загрязнения после очистки, таких как сажевые фильтры (GPF, DPF) и трехсоставные катализаторы. Помогает продлить срок службы двигателя благодаря устойчивости к перепадам температур и позволяет увеличить интервал замены масла.
Ищите на OZON, Wildberries, а также в СТО и магазинах вашего города!