Бесступенчатая коробка переключения передач (вариатор, CVT) заслужила не самую лучшую репутацию среди водителей. Многие автомобилисты сетуют на сравнительно низкий уровень надёжности трансмиссии, сложность диагностики и уязвимость в определённых режимах работы. Тем не менее, на нашем рынке новых автомобилей комплектации с вариатором встречаются всё чаще, поэтому стоит поговорить о преимуществах этого типа КПП.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Вариатором принято называть трансмиссию целиком, но фактически он является одной из составляющих узла. Именно это устройство обеспечивает плавное изменение передаточного отношения. Передача энергии между шкивами вариатора обеспечивается ремнём или цепью, которые стали основным "расходником" в конструкции КПП помимо трансмиссионной жидкости и фильтра.
Недостатки бесступенчатых трансмиссий хорошо известны, но об их преимуществах относительно классического "автомата" говорят редко. У CVT немало достоинств, и одним главных стал сравнительно невысокий расход топлива. При прочих равных условиях, он будет аналогичен комплектации с МКПП или немного меньше. Это достигается за счёт оптимального подбора передаточного числа вплоть до скорости 100-120 км/ч. Низкий расход топлива выгоден не только водителям, но и автопроизводителям, одна из задач которых – уложиться в действующие экологические стандарты.
Неочевидное преимущество бесступенчатой коробки передач – повышение уровня безопасности при движении. Плавное нарастание и снижение тяги обеспечивает стабильность автомобиля на дороге. Современные вариаторы способны определять передаточное число в зависимости от дорожных условий, поэтому удерживают обороты, если нужно подняться в горку на скользком асфальте или выполнить обгон.
При прочих равных условиях, бесступенчатые трансмиссии дешевле автоматических КПП. Это позволяет производителям снизить себестоимость продукции, а потребителям купить автомобиль по более низкой цене. Однако, в случае замены коробки передач на контрактную, этот фактор не будет играть большой роли. На вторичном рынке комплектующих цена во многом складывается из спроса на запчасть и состояния, а не её изначальной стоимости.
Вариатор принято считать "медленной" трансмиссией, так как она не любит резких стартов с места. Зато после начала движения бесступенчатая трансмиссия выигрывает у многих классических АКПП. Особенности конструкции коробки передач позволяют поддерживать оптимальную тягу, в то время как "автомату" требуется время на переключение.
Бесступенчатые КПП подходят не для всех водителей и условий эксплуатации, но нельзя назвать их полностью провальной идеей. У многих автомобилистов CVT служат достаточно долго, а затраты на обслуживание и ремонт сравнимы с автоматическими коробками переключения передач.