Считается, что автомобильную промышленность КНР помог создать Советский Союз. Но уже в 1930-е годы на территории Китая вовсю работали автозаводы из Страны восходящего солнца. Япония вела захватническую войну против Китая и даже создала на его территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Поэтому в современных японских автомобильных компаниях стараются не распространяться на тему своих китайских филиалов, как не любят вспоминать о данном эпизоде своей истории и сами китайцы.
Как и у германских автомобильных фирм, у Nissan и Toyota имеются свои «скелеты в шкафу» — нелицеприятные факты, о которых сегодня стараются вспоминать пореже. Рассказывать о филиалах этой японской парочки в оккупированном Китае и в марионеточном государстве Маньчжоу-Го — всё равно что трубить об авторемонтном заводе Mercedes-Benz в Минске, где принуждали работать советских военнопленных.
Глава «Ниссан» Ёсисуке Аюкава всё время держал в уме Маньчжурию. Всем запомнилось его выступление в Кабинете министров: «Топография, климат и ресурсы очень похожи на североамериканский континент. Если мы будем развивать этот регион, мы сможем стать чем-то даже большим, чем Соединенные Штаты. Развитие Маньчжурии полностью изменит Японию и Азию».
Собственно, благодаря биржевому буму, последовавшему за вторжением японских сил в Маньчжурию в 1931 году, Аюкава и взял власть над «Производством Страны восходящего солнца», преобразовав разрозненные заводы в мощную дзайбацу Nissan.
И вот, в 1937 году создаётся промышленный агломерат «Маньчу Дзюкогё Кайхацу Йоко» («Маньчжурская корпорация развития тяжёлой промышленности»), и управление им доверяют Аюкаве. Он переносит штаб-квартиру «Промышленности Страны восходящего солнца» в столицу «Великой Маньчжурской империи» — город Синьцзин (нынешний Чанчунь). Интересно, рассказывали об этом работникам московского Завода имени Сталина, приехавшим в 1951 году возводить в Чанчуне китайский Первый автомобильный завод (FAW)?
Синьцзинь («Новая столица») привлёк Аюкаву наличием подъездных путей (бывшая Китайско-восточная железная дорога, близость портов). «Маньчжурская тяжёлая промышленность» занималась не только производством, но и эксплуатацией местных недр. Автомобильное отделение основали только в 1939 году. Хотя в Маньчжурии уже выпускали автомобили: с марта 1934 года небольшая фирма «Тонгэ» (Tonghe Automobile Industry Company) в городе Фэнтянь (ныне — Шэньян) влачила жалкое существование: армия заказывала меньше автомобилей, чем предполагалось!
Аюкава прибрал завод к рукам, переименовал в «Доува дзидося саньё», договорился с военными, и дела пошли. В планах Аюкавы было создание крупного завода, «восточного Детройта» в городе Андунь на границе с Кореей. Рядом с заводом находился порт, что открывало экспортные пути по всему миру. Подвела перемена общественного мнения в США: Форд, на чьи деньги и опыт рассчитывал Аюкава, ему отказал. Повлиял ли этот провал на отставку Аюкавы в феврале 1942 года, неизвестно. Скорее, причиной стали политические взгляды Аюкавы. Он выступал против союза с Германией, предлагал переселить в Маньчжурию изгоняемых из Европы евреев. Несмотря на это, после войны Аюкава 20 месяцев просидел в американской тюрьме по подозрению в военных преступлениях.
«Тойота» прописалась прямо в Пекине, где завод «Бейжи дзидося кайся» (Пекинский автозавод) собирал 4‑тонные стандартизированные грузовики Toyota KB и строил автобусы на их шасси. Стандартизированные двухтонки Toyota GB собирали фирмы «Хокусё дзидося когё» в Тяньзине (с апреля 1938 года) и «Хуаджонг Тойота дзидося гайся» (с мая 1939 года). Интересно, что и самым первым в истории «Тойоты» экспортом стали 15 июля 1936 года четыре грузовика модели GA, отгруженные в Маньчжоу-Го!
Машины, созданные по мерке Министерства торговли и промышленности, составляли основную часть автопарка японской императорской армии в период Второй мировой войны или Второй японо-китайской войны 1937–1945 годов (первую китайцы проиграли в 1933 году). Впрочем, в КНР события этих лет предпочитают называть национально-освободительной войной против японских захватчиков.
Вопрос, как называть исторические события, конечно — оффтопик. Однако, сегодня многие задумываются: с чего вдруг датой начала Второй мировой считается 1 сентября 1939 года? Разве в Юго-Восточной Азии к тому времени не полыхал пожар масштабной, охватившей несколько стран, войны? Согласитесь, современная историография несёт на себе отпечаток высокомерия, присущего всей западной цивилизации.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
От лошадей к автомобилям: как Вторая мировая война повлияла на японский автопром
Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге