Найти тему
Автодрайв

Первый серийный советский автобус РАФ-10 «Фестиваль»

РАФ-10 «Фестиваль» является первопроходцем Рижской автомобильной фабрики (RAF), который выпускался серийным производством. Старт сборки автомобиля был заложен в 1957 году, и было приурочено к проведению всемирного фестиваля-праздника студентов в Москве. Тогда же машины и получили наименование «Фестиваль».

Идея создания первого автобуса РАФ-10 «Фестиваль»

В 1957 году сотрудники нового автомобильного предприятия, ранее специализировавшихся на создании 29-местных автобусов ГАЗ, открыли для себя микроавтобусы фирмы Фольксваген. После детального изучения агрегатов и шасси, работники РАФ решились на организацию соответствующего производства, которое будет базироваться в Риге. В тот момент впервые была проведена работа над модернизацией союзного маршрутного такси.

-2

Над РАФ-10 вели работу семеро человек: главный инженер по имени Лаймонс Клеге, два конструктора по фамилиям Силс и Оситис и еще четверо энтузиастов, свято веривших в успех их общего дела. Приурочили авто-умельцы создание нового автобуса к очередному VI Всемирному фестивалю молодежи, который проводился в столице. Тогда же и прозвали они свое детище «Фестиваль», в основу производства которого легла легковая модель машины М-20 «Победа».

Конструкторские решения в производстве автомобиля РАФ-10

-3

Серийный микроавтобус имеет цельнометаллический кузов, вагонного типа, полунесущий. Автомобиль получил двигатель от своего предшественника ГАЗ21В. Общее число посадочных мест предполагалось в количестве 10 штук, отсюда пошло и название с соответствующим индексом РАФ-10.

Разработчики старались следить модным тенденциям и установили полукруглые стекла между боковыми панелями и крышей. Внедрять все западные аналоги в данную модель не стали, наоборот, в отличие от микроавтобусов Фольксваген, поместили двигатель не в задней части, а над передней осью машины. Таким образом мотор расположился как в привычной советским водителям буханке УАЗ-452 – между водительским и пассажирским сидениями.

-4

Перед серийным стартом вносились мелкие детали, система охлаждения была подвергнута модернизации, оптика нашла себе новое место, ходовая часть была несколько усилена. Для совершения удобной посадки пассажиров предусмотрена распашная широкая дверь в боковой части микроавтобуса. Также была создана отдельная двустворчатая дверь с горизонтальным разъемом для багажного отсека, который находился в задней части авто.

Внутри автомобиля располагалось три ряда посадочных лавок. Спереди и сзади помещалось по три человека, а на средней лишь двое. В передней части было оборудовано место для водителя и пассажирское боковое сидение с массивным кожухом капота между ними.

-5

Технические характеристики микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль»

В 1958 году микроавтобус РАФ-10 был успешно запущен в серийное производство и уверенно стал на конвейер. В этом году было выпущено 11 полноценных единиц, которые по своему техническому оснащению соответствовали желаниям разработчиков.

Автомобиль обладал мощностью в 52 л.с., с общим расходом топлива в 13л на 100км. Двигатель четырехтактного типа с четырьмя цилиндрами, рабочим объемом в 2111см3. Весил «Фестиваль» около 1,64т, а максимальная скорость не превышала 80-100км/час. Коробка передач механическая, трехступенчатая. По своим габаритам машина оказалась всего на 20см длиннее, и на 15см шире, чем ГАЗ М-20. Длина микроавтобуса составляла 4900мм, высота 1900мм, ширина 1700мм. Типоразмер шин – 15 дюймов. Фары находились в традиционном месторасположении по краям капота, между ними поместили декоративную решетку, за которой был помещен крупный по своим размерам радиатор.

-6

К сожалению, на момент начала массового производства «Фестивалей», перестали выпускать «Победы» и РАФ-10 был переделан под ГАЗ-21, получив новый индекс РАФ-977 «Латвия».

Интересные факты о микроавтобусе РАФ-10

При конструировании модели РАФ-10 инженеры позаимствовали у автомобиля М-20 колеса, подвеску и рулевое управление. Данный микроавтобус изначально предполагалось использовать в дальнейшем в качестве основы для спецтехники.

Займы под залог авто

В год заводом выпускалось примерно 3000 единиц, а конвейер представлял собой множество тележек, передвигаемых вручную работниками цеха. Прототип «Фестиваля» принял участие в VI Московском фестивале (май 1957 года), где на «Ура» был принят публикой. По своим внешним характеристикам РАФ-10 отличается от предшественника РАФ-8, автомобиль был увеличен на одну секцию и получил новую версию в выполнении формы передней части кузова.

Отличительной чертой оригинальной версии микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль» до сих пор считается эргономичность и экономичность в расходе топлива.

-7

Авто
5,66 млн интересуются