РАФ-10 «Фестиваль» является первопроходцем Рижской автомобильной фабрики (RAF), который выпускался серийным производством. Старт сборки автомобиля был заложен в 1957 году, и было приурочено к проведению всемирного фестиваля-праздника студентов в Москве. Тогда же машины и получили наименование «Фестиваль».
Идея создания первого автобуса РАФ-10 «Фестиваль»
В 1957 году сотрудники нового автомобильного предприятия, ранее специализировавшихся на создании 29-местных автобусов ГАЗ, открыли для себя микроавтобусы фирмы Фольксваген. После детального изучения агрегатов и шасси, работники РАФ решились на организацию соответствующего производства, которое будет базироваться в Риге. В тот момент впервые была проведена работа над модернизацией союзного маршрутного такси.
Над РАФ-10 вели работу семеро человек: главный инженер по имени Лаймонс Клеге, два конструктора по фамилиям Силс и Оситис и еще четверо энтузиастов, свято веривших в успех их общего дела. Приурочили авто-умельцы создание нового автобуса к очередному VI Всемирному фестивалю молодежи, который проводился в столице. Тогда же и прозвали они свое детище «Фестиваль», в основу производства которого легла легковая модель машины М-20 «Победа».
Конструкторские решения в производстве автомобиля РАФ-10
Серийный микроавтобус имеет цельнометаллический кузов, вагонного типа, полунесущий. Автомобиль получил двигатель от своего предшественника ГАЗ21В. Общее число посадочных мест предполагалось в количестве 10 штук, отсюда пошло и название с соответствующим индексом РАФ-10.
Разработчики старались следить модным тенденциям и установили полукруглые стекла между боковыми панелями и крышей. Внедрять все западные аналоги в данную модель не стали, наоборот, в отличие от микроавтобусов Фольксваген, поместили двигатель не в задней части, а над передней осью машины. Таким образом мотор расположился как в привычной советским водителям буханке УАЗ-452 – между водительским и пассажирским сидениями.
Перед серийным стартом вносились мелкие детали, система охлаждения была подвергнута модернизации, оптика нашла себе новое место, ходовая часть была несколько усилена. Для совершения удобной посадки пассажиров предусмотрена распашная широкая дверь в боковой части микроавтобуса. Также была создана отдельная двустворчатая дверь с горизонтальным разъемом для багажного отсека, который находился в задней части авто.
Внутри автомобиля располагалось три ряда посадочных лавок. Спереди и сзади помещалось по три человека, а на средней лишь двое. В передней части было оборудовано место для водителя и пассажирское боковое сидение с массивным кожухом капота между ними.
Технические характеристики микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль»
В 1958 году микроавтобус РАФ-10 был успешно запущен в серийное производство и уверенно стал на конвейер. В этом году было выпущено 11 полноценных единиц, которые по своему техническому оснащению соответствовали желаниям разработчиков.
Автомобиль обладал мощностью в 52 л.с., с общим расходом топлива в 13л на 100км. Двигатель четырехтактного типа с четырьмя цилиндрами, рабочим объемом в 2111см3. Весил «Фестиваль» около 1,64т, а максимальная скорость не превышала 80-100км/час. Коробка передач механическая, трехступенчатая. По своим габаритам машина оказалась всего на 20см длиннее, и на 15см шире, чем ГАЗ М-20. Длина микроавтобуса составляла 4900мм, высота 1900мм, ширина 1700мм. Типоразмер шин – 15 дюймов. Фары находились в традиционном месторасположении по краям капота, между ними поместили декоративную решетку, за которой был помещен крупный по своим размерам радиатор.
К сожалению, на момент начала массового производства «Фестивалей», перестали выпускать «Победы» и РАФ-10 был переделан под ГАЗ-21, получив новый индекс РАФ-977 «Латвия».
Интересные факты о микроавтобусе РАФ-10
При конструировании модели РАФ-10 инженеры позаимствовали у автомобиля М-20 колеса, подвеску и рулевое управление. Данный микроавтобус изначально предполагалось использовать в дальнейшем в качестве основы для спецтехники.
В год заводом выпускалось примерно 3000 единиц, а конвейер представлял собой множество тележек, передвигаемых вручную работниками цеха. Прототип «Фестиваля» принял участие в VI Московском фестивале (май 1957 года), где на «Ура» был принят публикой. По своим внешним характеристикам РАФ-10 отличается от предшественника РАФ-8, автомобиль был увеличен на одну секцию и получил новую версию в выполнении формы передней части кузова.
Отличительной чертой оригинальной версии микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль» до сих пор считается эргономичность и экономичность в расходе топлива.