Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ОРАНИЕНБАУМА
(Екатерининский переулок, д.11)
Заброшенный переулок и забытый Шведский двор
Спустившись вниз, перейдя Дворцовый проспект по мосту через Карасту, я снова оказалась на перепутье у собора Архангела Михаила. По Дворцовому проспекту я уже недавно гуляла. Как раз до этого места и дошла. Если пройти теперь вдоль церковной ограды, между собором и бывшим Домом Присутственных мест вправо убегает едва заметный Екатерининский переулок. Он начинается от Дворцового проспекта, пересекает улицу Рубакина и вскоре за ней заканчивается. По нему я отправлюсь туда, куда ломоносовцы не ходят! Просто, сегодня нам туда не надо! Это та часть города, где, как в запасниках музея, спрятали экспонаты, которым по разным причинам не нашлось места в экспозиции.
Здесь старые дома закрыли на замок. Для использования в городской жизни они уже не пригодны. А что с ними делать дальше, ещё не решили. Помните, я уже вспоминала закон архитектуры древнего архитектора Витрувия: «Польза-прочность-красота»? Пока из этих домов ушла только «польза». Постепенно исчезает «красота» и теряется «прочность»! И скоро ... Хочется верить, что этого не случится! Ведь здесь, за городским рынком начиналась жизнь города в далёком 18 веке.
Тогда городу ещё хватало места в рамках Дворцовой слободы, а на его окраине появился Почтовый двор. Вот за ним, на побережье Финского залива, и было отведено место для лечения пленных шведов, пострадавших в ходе боевых действий на море в войне 1788-1790 годов. Эту войну затеяли сами шведы. В очередной раз, предприняв попытку вернуть себе Неву, они вошли в Финский залив. Под Ораниенбаумом, в районе мыса Красной горки, развернулись горячие морские баталии. Весь Петербург замер в ожидании исхода. Наконец, русский флот под предводительством адмирала Грега, в результате ожесточенного трехдневного боя одержал, победу. Российская столица ликовала!
А вдохновлённая победой Екатерина 2, в то время хозяйка Ораниенбаума, «по великодушию и снисходительности» повелела построить госпиталь для военнопленных шведов. Потом шведов вылечили, а за этим местом так и закрепилось название Шведский двор. Здесь долго ещё потом селились иностранцы. И память о Шведском дворе надолго сохранялась в местной топонимике. Ну а сегодня об этом уже позабыли. Ведь памятников той эпохи в городе не осталось!
Городская больница для жителей Ораниенбаума
Переулок же получил название отнюдь не в честь великой императрицы. В те времена он назывался Почтовый, так как начинался от Почтового двора. А во второй половине 19 века улице дали имя великой княгини Екатерины Михайловны, наследницы усадьбы Ораниенбаума. И не случайно. Вместе с матерью Еленой Павловной они развернули благотворительную деятельность. Их заслугой стала и первая городская больница, появившаяся на месте Шведского двора. Больницу открыли в 1876 году. В память о великой княгине Елене Павловне (умерла в 1873) она получила её имя.
Состояла больница из нескольких корпусов. Главное деревянное здание парадным фасадом и сегодня обращено в переулок. Именно сюда до самой революции обращались жители Ораниенбаума с разными недугами.
В глубине участка расположился каменный 2-х этажный Дом с медицинскими службами (ул. Рубакина, д. 17). Эти два здания сегодня закрыты и ждут своего приговора. А вот расположенный за ними каменный барак для заразных больных не дождался. Исчез маленький фрагмент нашей общей истории. Его снесли совсем недавно, в 2011. Но, как он выглядел, я даже не помню. В ту часть улицы Рубакина, которая пересекает Екатерининский переулок, мне, пожалуй, давно не приходилось ходить!
А вот следующий деревянный дом по улице Рубакина сохранился (дом 21). Возможно, он тоже принадлежал больнице. Его барачный вид свидетельствует в пользу этой версии. В отличие от своих соседей, он всё еще в строю, числится как жилой и в нём живут люди. Понимаю, что комфортными условия в нём не могут быть, но сохранность здания из 19 века радует!
Советское прошлое переулка
В послереволюционное время Екатерининская улица стала самой советской в городе, просто потому что называлась Советская. А гордое своё название получила от того, что начиналась у Дома Присутственных мест, в котором поначалу размещался Совет народных депутатов, управлявший послереволюционной жизнью города.
На Советской улице в здании, оказавшемся больницей, в послевоенное время работала Вечерняя школа рабочей молодёжи. Помню, я никак не могла понять её назначение своим детским умом! Зачем взрослым дядям и тётям нужно ходить после работы в школу? Моя мама примерно в это время заканчивала второй институт. Разве я могла подумать, что в стране есть малограмотные люди? А ведь кому-то доучиться помешала война! И в 50-60х годах прошлого века вечерние школы ещё были актуальны! Но школа сохранялась здесь и в 70-х! Тогда сюда шли учиться нерадивые ученики старших классов, которые бросали учёбу в обычной школе и «уходили к станку», а потом оказывалось, что даже у станка без среднего образования стоять не прилично!
Прошло несколько десятилетий, и эта функция старого больничного здания тоже была утрачена. В 1990-х в стране вновь прокатилась волна переименований. И Советской вернули имя княгини Екатерины Михайловны. А вот статус улицы отняли. К этому времени жизнь здесь почти угасла. И короткий участок в несколько старых домов стал переулком.
В это время в стране начал зарождаться малый бизнес. Именно в 90-х помещения в бывшей больнице арендовали мебельщики. И многие горожане впервые пошли сюда изготавливать мебель на заказ! Это было тогда в диковинку! Но помещения оказались очень неудобными для демонстрации мебели, а старое здание непривлекательным. И мебельщики вскоре не выдержали конкуренции. Мебельный салон был закрыт.
Жаль, но сегодня мало кого привлекает этот полуразвалившийся домик в Екатерининском переулке, в котором работали не только известные в свое время доктора, но и медицинские сёстры Крестовоздвиженской общины, проживающие рядом.
ДОМ СЕСТЕР КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ
(Екатерининский пер. 9)
Создание Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия
Следующий за зданием бывшей больницы дом по Екатерининскому переулку – снова повод рассказать о славных делах хозяйки Ораниенбаума великой княгини Елены Павловны, которая немало сделала для развития медицины в Российской империи.
Если не все знакомы с Еленой Павловной, то имя выдающегося хирурга Николая Пирогова, наверняка, слышали все! Его медицинские способности и знания хозяйка Ораниенбаума очень ценила. По её приглашению на лето он приезжал в Ораниенбаум и здесь работал в местном госпитале.
В свою очередь, Николай Иванович высоко ценил благотворительную деятельность Елены Павловны, направленную на заботу о здоровье всех слоёв населения. Душевные качества княгини располагали к их доверительным отношениям. Когда Россия вступила в Крымскую войну (1853-1856), они оба были весьма озабочены непростой ситуацией, сложившейся на фронте.
Медицинских кадров в стране не хватало. Пирогов обратился к Елене Павловне с идеей создания медицинской организации, которая бы осуществляла уход за ранеными. На тот момент нигде в мире ничего подобного не было. Более того, Пирогов предлагал привлечь к этому женщин. И это тоже было удивительно – до тех пор женщины помогали лечить больных, но нигде и никогда не привлекались к работе в условиях боевых действий!
Елена Павловна вдохновилась этой идеей и ходатайствовала перед императором Николаем 1 о создании женской общины сестер милосердия. Именно так стали называть этих «волшебниц» с добрыми глазами, которые помогали раненым выживать! Поначалу Елена Павловна и Пирогов несколько по-разному видели назначение этих сестер! Княгиня помышляла о некой религиозной общине, в которой женщины будут духовно поддерживать воинов на фронте, молясь за них и укрепляя моральный дух.
Однако Пирогов видел их иное предназначение. Он настоял на том, чтобы эти женщины, в первую очередь, оказывали медицинсую помощь. И Елена Павловна с ним согласилась. Она обратилась с призывом к незамужним женщинам всех сословий. Надо сказать, что это было очень смелое решение - откликнуться на призыв! Сейчас это трудно понять, но в те времена идея отправки на фронт женщин обществом явно не была принята! Женщина в армии воспринималась, скорее, как подрыв моральных устоев! Да и военных чиновников совсем не радовало вмешательство в их деятельность со стороны, да, тем более, женское!
Все расходы по содержанию общины Елена Павловна взяла на себя. Были организованы курсы подготовки, которыми руководил сам Пирогов. в день праздника Воздвижения Креста Господня, 5 ноября 1854 года, состоялось торжественное открытие Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. На следующий день они, вместе с докторами, возглавляемые Пироговым, отправились на войну.
Крестовоздвиженские «сестрички»
Это была тяжёлая для России война, изматывающая и трагически проигранная. Об обороне Севастополя написано немало литературных произведений. И почти в каждом из них нашла отражение деятельность «сестричек» из Крестовоздвиженской общины.
Сёстры занимались перевязкой раненых, их транспортировкой в госпитали, помогали докторам во время операций, контролировали расход медикаментов, кормили раненых, поддерживали чистоту и порядок. Но главное – оказывали сердечную и душевную поддержку каждому повреждённому морально и физически воину! Их любили, ценили, им доверяли. Даже деньги, полученные от государства за увечья, излеченные бойцы доверяли на хранение своим сестричкам!
Пирогов, введя в систему армейских госпиталей службу сестёр милосердия, доказал, что важным фактором выживания в условиях войны является не только удачная операция, но и процесс послеоперационного выхаживания больного. Сам же хирург провёл в военно-полевых условиях много операций. В Крымской войне он впервые использовал эфирный наркоз, а также крахмальные повязки при переломах конечностей.
Деятельность Крестовоздвиженской общины в мирное время
Война закончилась, но сёстры общины продолжили свою деятельность и в мирное время. Работы хватало! Благо, теперь они получили заслуженное уважение! Их деятельность была высоко оценена тем обществом, которое ещё недавно было настроено против них! В Петербурге сёстры работали в госпиталях и больницах. Для их проживания на Фонтанке был приобретён особняк доктора Доста. Позже была открыта собственная больница.
После смерти Елены Павловны её дочь Екатерина Михайловна продолжила начатые Еленой Павловной дела. Ей на смену пришла её невестка Наталья Карлова, морганатическая супруга герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого. До самой революции владельцы Ораниенбаума продолжали покровительствовать Крестовоздвиженской общине. И, конечно, сёстры общины работали в Ораниенбауме в городской больнице на Екатерининской улице.
В 1907 году для их проживания, по инициативе и на средства ораниенбаумских герцогов, рядом с больницей был возведён красивый деревянный дом. В справочниках архитектурный стиль дома определён как модерн. Однако, на мой взгляд, это всё же эклектика – возвращение к стилю другой эпохи. Здесь явно улавливаются мотивы немецкого средневековья. И, несомненно, новенький дом, появившийся на Екатерининской улице в начале 20 века, казался ожившим из старой сказки, а сёстры милосердия из этого домика казались больным сказочными феями!
Кто же хозяин домика сегодня?
Сегодня здание печально в своём безмолвии! Отсутствие жизни быстрее разрушает атмосферу, дух постройки, нежели рушит её стены. Дом частично скрывает защитная сетка, словно паутиной окутывающая его историю! Кто же хозяин?
В 1962 году в нашей стране была впервые создана удивительная организация – «Полярная геофизическая экспедиция». А вот с помещениями у геологов была проблема, ютились в Ленинграде в полуподвальных помещениях по разным адресам. Когда в их распоряжение в 1970-х годах передали этот дом на Советской улице в Ломоносове, наверное, и им он казался сказочным.
Но организация разрасталась, решать общие вопросы на разных площадках становилось всё труднее, и вскоре было принято решения собрать всех геологов вместе. В Ломоносове начали строить специальный производственный комплекс в верхней части города. Туда и переехали геологи в 1990-х годах. К этому времени организация уже называлась Полярная экспедиция «Севморгео», жители города узнали о её существовании, и у ломоносовцев появился ещё один повод для гордости. Ведь сегодня из Ломоносова отправляются экспедиции к плюсам земли! Фантастика!
Вот только домик в Екатерининском переулке стал полярникам не нужен. Дом, который на протяжении 100 лет служил людям, опустел, но по-прежнему числится за «Севморгео». Вряд ли до него дойдут у геологов руки и найдутся средства на реконструкцию
И стоит ещё один выдающийся памятник истории нашего города под замком в ожидании своей участи. Жаль! Дом этот нам дорог. Он так хорошо знаком горожанам, которым довелось пожить в прошлом веке! И у меня снова повод, заглянуть в Город из детства.
Продолжение здесь:
А здесь начало книги:
От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!