Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ЛОМОНОСОВ. Город из детства
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА
Самый красивый дом старого Ораниенбаума - детям
Расположенная в Екатерининском переулке городская больница Ораниенбаума в прежнем качестве в советское время не понадобилась! А вот дом Крестовоздвиженских сестёр милосердия подошёл для использования в медицинских целях! В послевоенные годы, когда с разрухой было покончено, страна, надорванная войной, всю свою любовь обратила на детей. Те самые дети, на чью долю выпали военные лишения, хотели сделать жизнь своих детей сказочно счастливой, дать им то, чего не дополучили сами! В городе Ломоносове детям отдали самый красивый дом старого Ораниенбаума – Домом сестёр Крестовоздвиженской общины (Екатерининский пер., 9). В нём открыли детскую поликлинику. Нам не знакома была история здания, но этот дом напоминал сказочный замок, где живут феи – добрые доктора. И мы всегда с удовольствием шли сюда лечиться. Здесь царила атмосфера доброты, чистоты и тепла.
А встречал входящих стойкий запах советского медицинского учреждения. Карболки? Пришло на ум слово из детства! (фенола). Может быть, это и был он? Но этот едва уловимый запах перебивал другой – аромат тепла. Так приятно было входить в натопленное деревянное здание после долгого пути к врачу. Ломоносов в то время уже разрастался на горе, в верхней части, и путь в поликлинику через весь город для маленьких пациентов был не близкий!
Я плохо помню регистратуру и раздевалку на первом этаже, потому что, пока мама снимала с меня пальтишко или шубку, неповоротливую шапку с завязками и, наконец, освобождала меня от некомфортного вспотевшего платка, который почему-то всем детям одевали под шапку, я уже стояла у картины.
Добрый символ дома
Думаю, увидев картину Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы», все ломоносовские дети 60-х вспоминают своё детство! Она висела на первом этаже поликлиники у лестницы. И пока мама разбиралась с гардеробом и медкартой, задрав голову, я глядела на хорошо знакомых мне ребятишек! Это же Иванушка и его сестрица Алёнушка из детских сказок! Они, наверное, от «Гусей-лебедей» убегают! Или, может быть, сейчас непослушный Иванушка спрыгнет, напьётся из копытца и козлёночком станет...
Эта огромная картина во всю стену была добрым символом доброго дома. Откуда она взялась? Кто догадался разместить её в провинциальной детской поликлинике? А может быть, она осталась от сестёр милосердия! Я не знаю. Но тогда я об этом не думала. Я разглядывала каждую травинку у ног Алёнушки! Каждый лист, лежащий на воде мне до сих пор хорошо знаком! Ещё не имело значения, что это всего лишь копия, не было знакомо имя автора, но это был первый шаг в искусство. Полное погружение!
Добрый доктор
Потом мама брала меня за руку и вела наверх. Абсолютно не помню очередей. Пара стульев у дверей кабинетов в переходе из помещения в помещение. Кабинеты мне казались очень большими. Белоснежные стены были окрашены масляной краской, что создавало и здесь свой особый аромат. В них стояли застекленные шкафы с медицинской утварью. В множественные окна струился свет. Приветливый голос знакомого доктора, который про меня всё знал, успокаивал.
Удивительные врачи работали в этом доме. Они всегда улыбались. На шее висели холодные стетоскопы, которые они согревали в своих тёплых руках, прежде, чем начать осматривать маленького пациента. Словно хотели передать своё тепло детям. Они знали по именам всех своих посетителей – деток и их родителей, помнили все семейные недуги и хвори и всегда искренне желали помочь.
Дети тоже знали докторов по имени отчеству, и вся семья с нетерпением ждала доктора, когда ребёнок заболевал. Врач всегда входила в дом с улыбкой, разувалась, тщательно мыла руки, проходила в комнату, садилась у кровати и… никуда не спешила. Она разговаривала сначала с больным малышом, так ласково, что ей хотелось жаловаться. Потом начинался разговор с мамой. Врач терпеливо расспрашивала о симптомах и давала советы. Лечили не только таблетками. Все народные советы, которые можно сегодня отыскать на просторах интернета, я узнала от своего детского доктора, визит которого всегда приносил в дом надежду: «Всё будет хорошо»! Придя по вызову к малышу с высокой температурой, доктор непременно забегала на следующий день проведать без всякого вызова. На моём участке работала Соколова Нина Павловна, ставшая потом известным в городе детским кардиологом. Но речь не идёт об одном единственном докторе. Так поступали все доктора из этого доброго дома в Екатерининском переулке.
А работали детские врачи под руководством Беляевой Дины Дмитриевны. Тогда у неё самой подрастал сын, и работу свою она выполняла так, как велело сердце матери. Того же требовала от всех докторов. Сын Дины Дмитриевны, Малофеев Михаил Юрьевич, стал Героем России. Он погиб в 2000 году во время боевых действий в Чеченской республике. Его имя носит одна из городских школ. А Дина Дмитриевна . Её знают и помнят в городе.
Самый страшный кабинет
Впрочем, был кабинет, которого я ужасно боялась! Кабинет стоматолога находился на первом этаже. Однажды побывав здесь, рыдать я, кажется, начинала ещё по пути в поликлинику, а потом, сидя у кабинета, продолжала подвывать. Медсестра, услышав детский плач, выглядывала из кабинета и присоединялась к маминым уговорам. Потом уже врач уговаривал меня, обещая какие-то коробочки и баночки. Но, взглянув на страшные крючки, лежащие на белой салфетке возле доктора, я принималась плакать сильнее.
Как удавалось в итоге засунуть в рот эти инструменты, не помню! Всё же, девочка я была послушная! Куда было деться! Зато, когда всё заканчивалось, я, прижимая к себе «заслуженные» баночки и коробочки, продолжая размазывать по щекам слёзы, под всеобщие хвалебные речи медиков, счастливая выходила из кабинета! Стоматолог до сих пор вызывает страх, несмотря на то, что скорость современных бормашин уже несравнима с теми, которыми сверлили «дырки» в зубах в прошлом веке. Боль из детства не идёт ни в какое сравнение с неприятными ощущениями в современном стоматологическом кресле. Но детский страх до сих пор живёт во мне!
После стоматолога брела к картине. Непременно надо было остаться наедине с детьми из сказки. Их тревожные глаза делали меня сопричастной к их судьбе, и я забывала о своём стоматологическом несчастье!
Тубус-кварц – персонаж из детства
Чаще всего мне, наверное, приходилось бывать в кабинете физиопроцедур. Вряд ли я знала тогда его название! Но сюда я регулярно ходила на «тубус-кварц»! Серого цвета прибор, светящийся изнутри белым светом, был размером с небольшой титан и стоял недалеко от входа в кабинет! Этот свет имел вкус и запах. Я его отлично помню. Меня сажали напротив аппарата, в отверстие которого медсестра вставляла трубку в виде конуса и с её помощью направляла луч света в рот или нос. Сидеть приходилось в неудобной позе несколько минут, казавшиеся бесконечными! Шевелиться было нельзя, чтобы «волшебный свет» не потерялся. Оставалось вращать глазами и поглядывать на детей, которые лежали на кушетках за занавесками во власти каких-то более серьёзных приборов. Наверное, им было ещё хуже! А потом мне удалили гланды, и с тубус-кварцем я распрощались навсегда. Зато пару раз удосужились попасть сюда на УВЧ и электрофорез и познакомиться с «другими приборами».
Зимняя история
А однажды, когда мне казалось, что я стала совсем взрослой, в этой поликлинике со мной приключилась «зимняя история». Мне тогда доверили идти в поликлинику самостоятельно. Вероятно, у меня был бронхит, и некоторое время ко мне домой приходила медсестра делать уколы. А потом, когда я пошла на поправку, а курс антибиотиков ещё не закончился, нужно было ходить делать уколы в поликлинику. Мамин больничный, вероятно, был уже закрыт, и взрослые посчитали, что я вполне справлюсь сама. Я тогда очень этим гордилась. Мне было лет 10, не больше, потому что шапочка ещё завязывалась под подбородком, а на плечах была неизменная мутоновая шубка – гордость советских мам, которую совсем не разделяли их дети. Хотелось модное пальтишко! А в руках была кокетливо зажата детская сумочка. Я её очень любила. Она была овальной формы, небольшая, в пол листа, белого цвета, имела две тоненькие ручки и застёгивалась на молнию. Лицевая сторона была украшена красно-белыми квадратиками в шахматном порядке. Вот в эту сумочку из какого-то там новомодного тогда пластика и были погружены ампула с раствором и флакончик с пенициллином.
Зима стояла морозная, каких ещё не было в 21 веке. В моём детстве зимы всегда, кажется, были такие! Путь не близкий – спустилась под горку, прошла мимо въездных городских ворот и через весь проспект до церкви, а там уже рядом! Путь лежал через высокие, с меня ростом, сугробы! Помнится, зимой раньше всегда были такие сугробы, а между ними – плотно утрамбованная белоснежная дорожка с раскатанными ледяными полосками. Идёшь-идёшь, потом катишься! Снег под ногами скрипит, дым из труб над домами столбом стоит, щёки мороз пощипывает. Рука в заледеневшей варежке вцепилась в сумочку. Холодно, а идти надо! Я же большая, мне доверили!
Дошла до поликлиники, еле от сумочки отцепилась, рука не разгибается, слезы из глаз, но – я же самостоятельная! И, гордая, вошла в нужный кабинет! Помню, как все забегали, засуетились. Кто-то щеки кинулся растирать, кто-то – руки! Сестра сумочку открыла и ахнула! Раствор замёрз! А я заплакала! Думала, ругать будут! Но всё, конечно, разрешилось – я отогрелась, раствор заменили, укол сделали, а я поправилась!
Жизнь дома без детей
Настало время, и в городе появилась новая детская поликлиника. В неё я уже водила своего сына. Там было уютно, было много весёлых детских картинок. Но картины из моего детства уже не было. Потом построили отдельное здание в 4 этажа, с бассейном и просторными холлами! В эту поликлинику я уже ходила со своей дочкой. А однажды пришлось посетить её вместе с внуком! И, честно говоря, ушла с кучей положительных эмоций! Нет, картин там не нашла. Но весёлые картинки повсюду создают отличное настроение! Думаю, сегодняшним детям будет что вспомнить! А старую поликлинику отдали взрослым дяденькам геологам. А потом геологи переехали, а дом закрыли на замок. И, похоже, о нём все забыли.
Около исторического здания города в Екатерининском переулке сегодня так грустно. В доме ещё угадываются его архитектурные черты средневековья и внутри таятся воспоминания из прошлого. Но они словно растворяются в тумане и вот-вот исчезнут. Вот бы пришёл волшебник и вдохнул в дом жизнь! Ведь здесь могла бы разместиться арт-зона для творческих людей, детский развивающийся центр или что-нибудь подобное – популярное и востребованное сегодня городское культурное пространство. Но волшебнику пока явно не до старого закрытого на замок дома в забытом всеми переулке.
Помечтав и вздохнув, я пойду дальше гулять по улицам Ломоносова и блуждать в своих воспоминаниях!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать