12,3K подписчиков

Глаза (Часть 42)

 Пройдёт несколько месяцев и я пойму, что историю надо изучать не по учебникам, а по судьбам людей.

Пройдёт несколько месяцев и я пойму, что историю надо изучать не по учебникам, а по судьбам людей.

Вон высокий старик с утиным носом - Николай Петрович, глаза его не закрывают чёрные стёкла, но они абсолютно пусты. Такие светлые и пустые глаза, совсем без ресниц. Николай Петрович родился в первый год войны. А когда война закончилась пришла ему пора идти в школу. Накануне Коля с ребятами отправился в лес за грибами, подобрал под кустом какую-то штуковину, стал рассматривать её, а она взяла, да и взорвалась прямо в руках мальчишки. С тех пор свет погас для Коли навсегда. Позже выяснилось, что это была не немецкая граната. Наша, но кому от этого легче?

Николай Петрович закончил истфак, хотел устроиться в школу - учителей тогда в стране не хватало, но не тут то было. Директора школ категорически отказывались брать на работу слепого. Не помогло и обращение в РАНО. И всё-таки удача улыбнулась - приняли-таки Николая Петровича (тоже по блату, разумеется) в нашу библиотеку. Вот уже сорок лет учит он своих коллег по несчастью разным премудростям слепецкого бытия.

Его ровесник с похожей судьбой, но гораздо более печальными последствиями - дяденька со смешной фамилией Кошкин тоже жертва послевоенного детства. У Кошкина нет обоих рук и одного глаза. Вторым, оставшимся он еле-еле отличает свет от тьмы. Зато Кошкин прекрасно играет в шашки - тренер местной сборной, между прочим. В свободное от турниров время Кошкин, как и многие инвалиды любит как следует выпить.

В общаге, что располагается прямо напротив завода частенько выпивают. Снимают стресс. Как минимум половина всех инвалидностей отнюдь не врождённая, а преобретённая. Много среди слепых бывших участников военных операций разного уровня: постарше - "афганцы". "Чеченцы" - мои ровесники. Ещё есть те, кого обесточила производственная травма. Немало потерявших зрение в ДТП. Несколько человек ослепли в ходе уличных разборок, коих немало случалось в годы, которые позже назовут лихими. Но для меня они не были лихими. Скороее счастливыми, ибо в юности твоё счастье почти не зависит от внешних обстоятельств.

Женского полу среди инвалидов по зрению почему-то было меньше, чем мужского. Вера Павловна - женщина, безусловно, мудрая пролила свет истины на эту тайну.

- Чему ж удивляться, - пожала она полными своими плечами, - мужики вечно лезут на рожон, вот и набивают шишки.

Вероятно, так оно и было. Судить не берусь.

Книги, выпивка и работа - вот что волновало этих людей. Из книг хорошо шли детективы, на втором месте - история!

Тогда в девяностые печатали всё подряд. Никакой цензуры. На публику обрушился Солженицын, Астафьев с его горькими и такими смелыми повестями. И, наконец, Суворов, тот самый, что написал "День Эм" и "Ледокол"

Этот самый "День Эм" мне пришлось раз пять подклеивать. До дыр зачитывали и всё спорили-спорили до хрипоты.

Набъются, бывало, в обеденный перерыв, пропахшие куревом все до единого и ну шуметь.

- А ты читал?

- Читал!

- Брешет твой Суворов! Как есть брешет! Зачем это Сталину на Европу нападать?

- А как же! Канешна! Куда ему деваться-то было. Или мы их, или они нас! Чего ж тут непонятного. Историческая коньюнктура!

- Конью что?

- Сам ты - конь в пальто!

И смех, и грех. Вижу не хватает людям чего-то очень важного. Нормальной дискуссии. Вон в телеке сидят политики и дискутируют, иногда даже в лицо друг другу водой плещут. Почему бы и нам не организовать нечто подобное?

Однако, Веру Павловну моя инициатива не обрадовала.

- Оно тебе надо?

Лениво зевнув, она прикрыла рот белой, пышной ладошкой и взглянула на часы, - через час домой.

- Эх, Дарья замуж тебе пора…

От слов её меня бросило в жар. Неужто Вера Павловна случайно надавила на мою болевую точку? Нет, не верю! Она слишком хорошо всё понимает и видит меня насквозь!

Замуж… Может и пора? Обычно в моём возрасте многие уже имеют М Ч.

Отношения с Кириллом явно не тянули ни на что, кроме странной дружбы. Опекая меня, он ни разу не сделал попытки перейти заветную черту. Да и меня к нему не тянуло, если честно.

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не упадёт под нашими ногами

Вот это как раз про нас с Кириллом.

И это-то меня и злило. Ночами я порой долго не могла уснуть, всё ворочалась, всё мне было неуютно и дико раздражал тётушкин храп и хотелось пить, и лезли в голову всякие страхи.

А вдруг я возьму, да и умру и ничего от меня не останется…

Продолжение следует

Начало - ТУТ2 часть3 часть4 часть5 часть,6 часть7 часть8 часть9 часть10 часть11 часть 12 часть 13 часть14 часть 15 часть16 часть17 часть18 часть19 часть20 часть21 часть,22 часть23 часть24 часть25 часть26 часть27 часть 28 часть,29 часть30 часть31 часть32 часть33 часть34 часть35 часть36 часть37 часть, 38 часть, 39 часть, 40 часть, 41 часть

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!