Всем известно, что наши великие асы №1 и №6 Иван Кожедуб и Арсений Ворожейкин зимой и весной 1945 года первыми из советских летчиков сбили немецкие реактивные самолеты Ме-262 и Ar-234. Но эти победы им не засчитали, потому что никаких доказательств этих побед они не предъявили. Мало того – наши герои об этих победах и сами помалкивали очень долгие годы, а рассказали о них только детям в книгах, выпущенных издательством «Детская литература» в 1969 и 1981 годах соответственно.
Есть такая традиция у многих «экспертов», занимающихся составлением летописи всяческих войн – верить одним ветеранам, и не верить другим. Так, например, рассматривая боевую работу нашей авиации в Великой Отечественной войне, есть такая тенденция - если о своей победе над реактивным Ме-262 рассказывает трижды прославленный Герой Иван Кожедуб, то ему верить надо, даже если нет никаких доказательств рассказанному.
А вот если какой-то неизвестный лейтенант Охлобыстин утверждает, что он тоже сбил такой же реактивный «мессер», то если нет доказательств, то и веры рассказу нет.
Ну, к концу войны у наших летчиков с такими рассказами было проще – на всех истребителях стояли кинофотопулеметы. К тому же Красная Армия наступала – стремительно и бесповоротно, поэтому очень многие воздушные победы могли подтвердить наземные войска, которые наверняка натыкались на сбитые нашими пилотами вражеские самолеты.
Если, конечно, немцы каким-то чудом не успевали вывезти обломки в тыл, но в те нелегкие для Третьего Рейха времена практически никто этим не занимался.
Так вот, ни в случае с Охлобыстиным, ни в случае с Кожедубом сбитие ими реактивных немецких истребителей Ме-262 не подтверждается ничем. Самое что удивительное – даже кадрами с кинофотопулеметов. И на земле не найдены обломки реактивных «мессершмиттов», сбитых в воздушном бою. И вот как следствие – прославленному нашему асу сбитие Ме-262 так и не засчитали. Ну, и Охлобыстину – тем более.
Ходят слухи, что этот диковинный «мессер», ставший уже легендой, был сбит обоими летчиками, участвовавшими в бою – майором Кожедубом и его ведомым майором Д. Титаренко. Именно поэтому якобы никто из них не захотел себе приписывать личную победу. Но в любом случае, если эта победа общая, она должна была бы фигурировать в сводках полка, но и в этих документах записи об этом нет. И вообще – ни Кожедуб, ни Титаренко до самого конца войны никому ни официально, ни полуофициально об этом сбитом над рекой Одер 19 февраля 1945 года реактивном «мессере» не рассказывали.
Да и вообще молчали потом об этом целую четверть века.
И только в своей книге мемуаров «Верность Отчизне», которая вышла в 1969 году, прославленный ас очень красочно расписал тот бой, когда он сбил Ме-262, и ему верится, потому что такой человек, как Иван Кожедуб врать не станет.
Однако следует повторить, что кроме этого рассказа ни у кого ничего нет – факт сбития немецкого реактивного самолета не подтверждается вообще никакими данными.
Мало того – в разных источниках фигурировали самые разные даты этого события – то 17 февраля, то 24-го, то это было вообще в начале апреля. И только в 1969-м сам Кожедуб внес некоторую ясность – бой случился 19 февраля, и с тех пор эта дата стала «канонической».
Но кроме Кожедуба впоследствии на свой счет сбитые Ме-262 занесли еще около полудюжины советских летчиков-истребителей – как асов, так и вообще никому не известных героев. Одним из таких является уже упоминавшийся выше какой-то «лейтенант Охлобыстин 19 лет от роду», но дата боя неизвестна – то ли в конце апреля, то ли в начале мая 1945-го. Его фамилия фигурировала только в газете «Красная звезда», но номера этой газеты я так и не узнал – одни только глухие слухи.
Любопытно, что многие наши «хроники» утверждают, что реактивные «мессеры» привлекались для атак на советские танки и транспортные колонны. В принципе, об этом твердят в своих мемуарах и некоторые известные ветераны, которые претендуют на сбитие Ме-262 без всяких доказательств. Однако на Восточном фронте в 1944-1945 гг. реально (документально) было зафиксировано появление только нескольких таких самолетов, два из них были сбиты советской зенитной артиллерией. Эти самолеты были найдены, были найдены около них и погибшие пилоты – оба оказались летчиками-испытателями фирмы «Мессершмитт», и совершали свои вылеты не по заданиям люфтваффе.
А вообще все бомбардировочные и штурмовые варианты Ме-262 были настолько неэффективными и уязвимыми для зенитных средств поражения, что их практически нигде в этом качестве не применяли – ни на Восточном фронте, ни на Западном. Так что ко всем рассказам о том, что в небе над наступающей Красной Армией носились целые рои реактивных «мессеров», следует относиться сугубо скептически, а проще вообще не доверять. Мне кажется, что и два сбитых ПВО Ме-262 – это тоже чья-то выдумка. У меня есть данные, что наши военные впервые увидели эти самолеты, когда захватили их в небоеготовом состоянии на аэродромах «Мессершмитта», а в небе они вообще не появлялись.
В связи с этим хочу представить заметку из газеты «Вечерние Вести» неведомо за какой год – на вырезке я не обнаружил даты, даже приблизительной. Но эта заметка прекрасно отражает основные детали подвига Кожедуба, сбившего Ме-262, который в тех местах отыскать вообще было проблематично.
ЗАГАДКА РЕАКТИВНОГО «МЕССЕРА»
Или сколько самолетов сбил Иван Кожедуб
Александр Филь.
На личном боевом счету выдающегося аса Великой Отечественной войны Ивана Никитовича Кожедуба, по данным официальной статистики, - 62 сбитых самолета противника. Весной 1945 года он первым из советских летчиков на поршневом истребителе Ла-7 сбил немецкий реактивный самолет Ме-262.
Однако в наградных листах летчика нет упоминания о сбитом реактивном «мессере». Как и в представлении к третьей Звезде Героя, подписанном 31 мая 1945-го (трижды Героем Иван Кожедуб стал 18 августа того же года).
Почему же факт уничтожения реактивного истребителя не упомянут в наградной реляции по итогам войны? Кстати, цифры сбитых «мессершмиттов», «фокке-вульфов», «юнкерсов», «хейнкелей», «хеншелей» и даже диковинной «этажерки» ПЗЛ-24 польского происхождения дают в сумме всем известную цифру – 62. А реактивного «мессера» нет!
Возникает вопрос: был ли вообще перехват поршневым «лавочкиным» реактивного «мессера»?
Судя по документам Центрального архива Министерства обороны, ответ однозначен: да! Уникальный перехват состоялся в начале апреля 1945 года над Одером.
Вот только перехватил неприятеля Иван Кожедуб не в одиночку, а в паре с ведомым. Прославленный ас и его молодой ведомый (нифега себе «молодой» в звании майора! – прим. ред.) одновременно открыли огонь по Ме-262. Огненные трассы пары Ла-7 скрестились на фашистском истребителе, и он рухнул вниз.
Однако ни Иван Кожедуб, ни его ведомый не записали сбитую реактивную диковинку на свои личные боевые счета. Летчики сочли неэтичным засчитывать общую победу как чью-то личную. Поэтому факт уничтожения реактивного истребителя Ме-262 подтвержден в формуляре «кожедубского» авиаполка, но отсутствует в летной книжке трижды Героя.
В этом и кроется тайна уничтожения первого на советско-германском фронте немецкого реактивного истребителя.
Всего же на счету наших пилотов три реактивных Ме-262. Первый отправили с неба на землю Иван Кожедуб и его ведомый. Второй сбил лично (зафиксировано кинофотопулеметами) знаменитый «Дракон» - Евгений Савицкий, а третьему «подрезал крылья» 19-летний лейтенант Охлобыстин за неделю до конца войны.
КОНЕЦ ОЧЕРКА
Вот видите, сколько неточностей скрывается в материале, который был предложен своему читателю совершенно не последней по рангу газетой. То майор Титаренко – «молодой ведомый», причем его фамилия в очерке даже не указывается, то дата – «начало апреля» - весьма точная, то какое-то мифическое «подтверждение в формуляре полка», которого никто не видел. 19-летний лейтенант Охлобыстин – это фамилия в нашей «военной историографии» не новая, но фактически совершенно неизвестная.
Правда «Дракон» Евгений Савицкий, заслуженный ас, дважды Герой Советского Союза (отец такой же дважды Геройской советской космонавтки Светланы Савицкой) ни о каком сбитии им Ме-262 нигде не упоминает. Он рассказывает только о том, что ему удалось заснять этот самолет на фотокинопленку, но не больше. Кто ему приписал эту победу?
Кто-то приписал, как приписал он их многим другим нашим летчикам-истребителям – и известным, и малоизвестным. У меня имеются четыре фамилии наших летчиков, которые якобы сбили Мe-262, правда, без всяких доказательств, а рассказы об этих событиях были написаны не ими, а их сослуживцами спустя десятки лет в одних случаях, или вообще непонятно кем уже сегодня – в других. Никаких записей в документах подразделений об этих победах нет, но фамилии я все же предъявлю, может, у кого-то из моих читателей есть по ним какая-то информация:
1). Мерквиладзе Гарри Александрович;
2). Лев Иванович Сивко;
3). Егорович Владимир Алексеевич;
4). Кузнецов Иван Александрович.
И вот что еще интересно. Все знают такого нашего аса-истребителя №6 А. В. Ворожейкина. Верить ему можно на все сто, но вот с ним приключилась такая же история, как и с Иваном Кожедубом, только в качестве его победы фигурировал другой немецкий реактивный самолет – четырехмоторный бомбардировщик-разведчик «Арадо» 234.
Дата боя неизвестна, приблизительно это случилось «в начале апреля». Наш знаменитый ас сбил этот самолет, но он ему засчитан не был. Причина простая – никто ничего не видел, даже кинофотопулемет. Немцы потерю своего «Арадо» на Восточном фронте не зафиксировали, зато сам Ворожейкин красочно описал эту свою победу в своей книге «Солдаты неба», которая вышла только в 1981 году – более трети века после описанного события.
Вот интересно – 52 сбитых вражеских самолета прославленному асу записали, а вот именно тот самолет, над которым он потрудится, судя по его рассказу, больше всего – нет. Ну, точно как и в случае с И. Кожедубом.
Нет, я не хочу бросать тень на наших прославленных асов. Всё могло случиться – и кинофотопулеметы у них в нужный момент не сработали, и упавшие на землю реактивные самолеты так и не были найдены. Но я не думаю, что они, промолчав о своих победах долгие десятилетия, вдруг на старости лет вспомнили о них и так красочно описали эти баталии специально, чтобы никто им не мог на что-то попенять.
Тут дело приобретает новый интерес в том, что рассказы обоих наших героев о сбитых ими во время войны немецких реактивных самолетах Ме-262 и Ar-234 были опубликованы не в книгах для взрослых, а в книгах для детей, выпущенных издательством «Детская литература». Видимо, это все же детские истории, и взрослым в них нос совать не следует.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: