В статье приводится очерк из научно-военного труда двух боевых советских летчиков-истребителей, в котором в старом, практически советском стиле повествуется о некоторых асах Второй Мировой, в частности – о безногом британском летчике-истребителе Дугласе Бадере, который дважды общался с известным немецким асом Адольфом Галландом, причем первый раз – в немецком плену, а второй раз – в британском.
Рыться в архивах – моё призвание, я обожаю это дело, как золотоискатель обожает рыться в земле, чтобы вытащить из нее хотя бы маленький самородок. А архивы у меня бездонные, потому что я половину своей сознательной жизни собирал всю бумажную продукцию по истории войн и боевой технике, которая мне когда-то попадалась на глаза. Мало того – некоторые мои друзья, потеряв интерес к этому делу, просто отдали мне свои архивы, и вот мне в этих огромных залежах старых журналов, газет, ксерокопий, машинописных перепечаток и фотографий приходится копаться, как самому настоящему старателю.
Сообщу по секрету – у меня этими архивами забит весь чердак, который пришлось утеплить, чтобы всё это моё добро не пропало втуне во время непогоды, которая постоянно атакует чердаки, особенно не утепленные.
Итак, недавно я отыскал номер журнала «Авиация и космонавтика» за 1993 год, №2, в котором обнаружилась статья «Воздушные асы в годы Второй Мировой». Правда, это не отдельная статья, а одна из частей труда, посвященного летчикам-асам всех войн, произошедших с момента появления боевой авиации как класса. Авторы этого труда – Павел Александрович Богданов и Александр Александрович Щербаков.
Первый, П. А. Богданов (1922-2002 гг.) во время войны был летчиком-истребителем, летал на И-16, Як-1 и на Лавочкиных 5 и 7. По информации из журнала, он сбил 10 немецких самолетов, но я по другим источникам насчитал только 7 + 2 в группе. Правда, это не умаляет его опыта в деле воздушной борьбы, поэтому можно полагать, что написанный им труд вполне заслуживает доверия.
Второй автор – А. А. Щербаков (1925-2013 гг.), Герой Советского Союза, тоже боевой летчик, хотя и не ас, так как попал на фронт по молодости только в конце войны, зато успел сбить один вражеский самолет. После войны он стал летчиком-испытателем, и был известным специалистом по штопору, проведя испытания по этому параметру более двух десятков реактивных самолетов, в том числе ставившихся на вооружение советских ВВС МиГ-17 и прочих вплоть до МиГ-27, а также большинство «Су» и несколько «Яков». Тоже спец, короче, еще тот.
В общем, оба автора – специалисты заслуженные, можно их, конечно же, обвинять в том, что как писатели и публицисты, они имеют старую советскую закваску, основанную на коммунистической идеологии и социалистическом реализме, но я хочу представить часть их труда не как информационный блок, а как самый настоящий раритет. Дело в том, что этот очерк в Интернете никто так и не удосужился выложить, поэтому я решил не лишать своих читателей возможности узнать, что же там писали про забугорных асов наши заслуженные ветераны, хоть и обладающие идеологической закваской.
Данная часть труда «Воздушные асы» называется «В годы Второй Мировой», и касается некоторых обстоятельств воздушной войны на Западном фронте в 1939-1941 гг. Конечно, в такой короткой заметке авторы развернутую картину представить не смогли, но что представили – то они и представили. Хочу снова напомнить – данная статья не носит информационной направленности, потому что о тех событиях сегодня известно вплоть до мелочей. Этот труд – раритетный, потому именно с этой точки зрения к нему и стоит относиться.
П. БОГДАНОВ, А. ЩЕРБАКОВ
ЧАСТЬ 5.
В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
…На рассвете 1 сентября 1939 года немецкая авиация подвергла массированным бомбардировкам военные объекты и крупные населенные пункты Польши. Имея практически пятикратное превосходство в количестве самолетов (2000 против 407), она на вторые сутки с момента нападения завоевала полное превосходство в воздухе.
Представители люфтваффе со свойственным им апломбом заявляли, что в германо-польской войне именно асы Геринга первыми открыли счет воздушным победам. Однако имеются неопровержимые доказательства того, что приоритет здесь принадлежит польским летчикам. История сохранила имена некоторых из них: Станислав Скальский, в первые дни войны он сбил шесть вражеских самолетов, Марион Пизарек - два, а к концу второй мировой на их счету было уже соответственно 21 и 12 одержанных побед.
Германскому фашизму в борьбе за мировое господство противостоял в первом военном столкновении заведомо слабый противник, что признавали и сами немцы. И все же, как отмечал бывший гитлеровский генерал-фельдмаршал А. Кессельринг, «воздушная война против Польши по своему замыслу и этапам явилась образцом для развязывания нами последующих войн».
Используя стратегическую «паузу» после окончательного разгрома Польши в октябре 1939 года, немецкие войска активно готовились к выступлению против государств Западной Европы. В апреле - июне 1940-го ими были оккупированы Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, а затем Франция. И главная роль в операциях по захвату этих стран отводилась люфтваффе.
Поначалу тактика молниеносной войны работала без осечки. Но, по признанию немцев, уже в ходе противоборства между их истребительной авиации и английской на севере Франции, в районе Дюнкерка, стало ясно, что Германии трудно рассчитывать на крупный успех в воздушной войне. В ходе Дюнкеркской операции английским экспедиционным войскам и части французских сил удалось эвакуироваться в Соединенное Королевство благодаря активно действовавшей истребительной авиации англичан, сумевшей завоевать временное превосходство в воздухе.
А 12 августа 1940 года с массированных воздушных бомбардировок немецкой авиацией военных объектов, административных и промышленных центров туманного Альбиона началась «Битва за Англию». Трем воздушным флотам люфтваффе - 2-му (генерал-фельдмаршала А. Кессельринra), 3-му (генерал-фельдмаршала Г. Шперле) и эпизодически действовавшему 5-му (генерал-полковника Г. Штумпфа) - командующий британской истребительной авиации Х. Даунинг противопоставил 59 эскадрилий своих самолетов.
Несмотря на двойной перевес в силах авиации, участвовавшей в «битве», немцы не смогли подготовить условия для высадки своих войск в Англии через Ла-Манш (операция «Зелёве», или «Морской лев»). Срыву замыслов противника во многом способствовала умело организованная англичанами система ПВО (ее основы были ими заложены еще в годы первой мировой войны). В их распоряжении имелась и техническая новинка - наземный радиолокатор (радар), широкая сеть которых позволяла командованию британских ВВС своевременно получать данные об обнаруженных в воздухе немецких самолетах и оперативно сосредоточивать силы своей истребительной авиации на наиболее важных направлениях, создавая тем самым преимущество над противником. Это обстоятельство сказалось и на результатах воздушных схваток: в «Битве за Англию» немецкие ВВС потеряли свыше 1500 своих самолетов, английские - более 900.
Внедрению новинок в тактику воздушного боя в той «битве» во многом способствовало появление в составе ВВС противоборствующих сторон новейших самолетов-истребителей.
Большинство английских летчиков-асов, летавших на «спитфайерах», считали эту машину лучшей среди истребителей Второй Мировой войны, хотя с не меньшим основанием и немцы могли считать лучшим свой Ме-109. Каждый из самолетов имел свои положительные качества: если первый был хорош при выполнении вертикальных маневров, то второй обладал преимуществом в горизонтальной скорости и на пикировании.
Одним из английских пилотов, принимавших участие в воздушных боях при Дюнкерке и в «Битве за Англию», был Дуглас Бадер, прозванный соотечественниками великим асом. На долю этого человека выпало немало тяжких испытаний. Первое из них ему пришлось пережить в декабре 1931 года, когда молодой лейтенант Королевского воз- душного флота Дуглас Роберт Стюарт Бадер в составе тройки истребителей Бристоль «Бульдог» выполнял головокружительный показательный полет над аэродромом аэроклуба в Рединге.
В тот редкостный для Англии ясный день смотровая площадка аэродрома была до отказа заполнена зрителями. И вот, уже после окончания задания и роспуска на посадку, Бадер вдруг решил блеснуть перед собравшимися своим летным мастерством - выполнить у самой земли бочку. Но... произошла трагедия: истребитель задел консолью крыла за зеленое поле аэродрома и потерпел аварию. В борьбе за жизнь Дугласа врачи сделали все возможное, однако пришлось ампуутировать обе ноги. Мужественный летчик выжил и вновь сел в кабину истребителя.
В годы Второй Мировой войны Бадер совершил не одну сотню боевых вылетов, сбив в воздушных схватках 22 нацистских самолета. На родине его не без основания считают родоначальником новой тактики английской истребительной авиации, в основе которой - осуществление тесного взаимодействия в воздухе между группами самолетов и использование преимущества над противником в высоте.
Очередное испытание судьба преподнесла Дугласу летом 1941 года. Тогда Королевским ВВС в воздушной войне противостояли лишь две истребительные эскадры люфтваффе (остальные перебазировались на Восточный фронт). В западной печати в те дни сообщалось о том, как в одном из воздушных боев над проливом Па-де-Кале самолет Бадера был сбит. Летчику с трудом удалось покинуть пылающую машину и раскрыть парашют, но ветер отнес его к берегу оккупированной фашистами Франции.
А тут новая беда: в момент приземления он потерял свои протезы. В лагере для военнопленных Дуглас тяжело страдал от ощущения своей беспомощности. К несчастью, был утерян и любимый талисман курительная трубка, с которой Дуглас не расставался.
Однажды, когда немцы уже вернули найденные ими и наспех отремонтированные протезы, он на пару со своим соотечественником капитаном Джоном Палмером умудрился совершить побег из лагеря. Но, увы, беглецы недолго оставались на свободе и вскоре за ними вновь закрылись железные ворота.
Примечательно, что в то время на Западе в отношениях между летчиками, пусть даже противниками в войне, еще витал дух рыцарства. И подтверждение тому история опять же с Дугласом Бадером. Незадолго до своего неудавшегося побега он был приглашен «в гости» к немецким пилотам 26-й истребительной эскадры. Кто-то из них и сбил англичанина в воздушном поединке. Командовал эскадрой один из самых известных асов люфтваффе, любимец Геринга - Адольф Галланд, получивший вторым после Мельдерса «дубовые листья к рыцарскому кресту».
Произошло одно интересное совпадение. Английские летчики, как известно, любили рисовать на фюзеляжах своих истребителей различные картинки-символы: кошку, разбивающую хвостом свастику, ворону в боксерских перчатках, шпагу с крыльями, фигурку человечка с нимбом над головой (душа, мол, улетела в рай), птицу киви (эскадрилья новозеландцев)... У каждой эскадрильи был свой рисунок-символ.
На «спитфайерах» же 242-й эскадрильи, которой командовал Бадер, был изображен офицер люфтваффе, получающий пинка английским сапогом. И надо же было такому случиться - человечек на фюзеляже оказался точной копией портрета самого Адольфа Галланда: те же усики, клетчатый шейный платок и сигара во рту. И вот теперь командир 242-й «в гостях» у командира 26-й...
Конечно же, до Галланда дошли слухи о человечке-символе, но при встрече с Бадером он об этом не упомянул. Напротив, много шутил, щедро угощал «гостя» дорогими сигарами и даже оказал ему любезность, предоставив возможность посидеть в кабине «мессершмитта».
Видя доброжелательный настрой Галланда, Бадер решился обратиться к немецкому летчику с просьбой помочь ему установить связь со своей супругой и коллегами из 242-й эскадрильи. Просьба была принята благосклонно. Получив разрешение от самого Геринга, Галланд изыскал возможность и передал англичанам пожелание Бадера доставить ему новые протезы и конечно же одну из своих любимых курительных трубок.
Честным «рыцарским» словом немецкий ас гарантировал английским летчикам свободный пролет на аэродром в Сент-Омере. Так все и вышло. Сослуживцы Бадера вышли на немецкий аэродром, для пущей надежности сбросили несколько малокалиберных бомб на взлетную полосу и только потом посылочный ящик для своего командира. Улетая, они «прокрутили» несколько фигур высшего пилотажа, как бы выражая поддержку Дугласу Бадеру.
Четыре года спустя судьба уготовила двум известным летчикам еще одну встречу, но теперь уже Бадер угощал сигарами Галланда. Произошло это на аэродроме Саутгемптона, где англичане устроили парад пленных фашистских летчиков, среди которых оказался и известный немецкий ас. На следующий же день после этого помпезного мероприятия Бадер отбыл на Дальний Восток командовать соединением истребителей, действовавшим против японцев.
Дуглас Роберт Стюарт Бадер по праву считается национальным героем Великобритании. Его заслуги перед отечеством отмечены высшими знаками отличия, о его жизни и подвигах написано немало книг, одна из которых носит символическое название - «Триумф одной трагедии». Часто забывая про свою инвалидность, он впоследствии не раз поднимался в воздух на вертолетах, постоянно играл в гольф, наравне со всеми танцевал (на одном из приемов в Виндзорском замке - даже с королевой Елизаветой). Однако в обыденной жизни он всегда оставался простым человеком, которого при встречах с радостью приветствовали знавшие его....
Осенью 1940 года гитлеровскому командованию стала очевидной бесперспективность проведения массированных бомбардировок территории Великобритании. На решение об их резком сокращении во многом повлияли большие потери люфтваффе в «Битве за Англию». Но все же главная причина заключалась не в этом, а в том, что уже 18 декабря Гитлером был подписан секретнейший план «Барбаросса», который начинался словами: «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании, еще до того, как будет закончена война против Англии».
Насколько самоуверенно чувствовало себя фашистское руководство накануне нападения на СССР, характеризует диалог, приведенный Галландом в своей книге «Первые и последние». По свидетельству немецкого аса, Герман Геринг как-то в беседе сказал ему:
- На эти пять или шесть первых недель кампании в России Мельдерс со своими эскадрами отправляется на Восточный фронт. А вас я оставляю на Западе с двумя эскадрами истребителей плюс к этому запасными и учебными авиационными частями.
- А по окончании этого срока? - поинтересовался Галланд.
- Вот тебе и раз! Мельдерс сменит вас. Вы же отправитесь в Россию заканчивать начатую им работу.
Поскольку Галланд отнесся к услышанному очень скептически, Геринг добавил:
- Это дело будет очень скоро закончено. Ступайте, мой мальчик, до скороro!..
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ АСАХ:
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
Иван Федоров, 134 сбитых самолета врага - «Секретный Ас», или Барон Мюнгхаузен советских ВВС?