Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Ночной таран - оружие сумасшедших. Так считали немцы и англичане, но для советских летчиков это было успешной нормой

Ночной таран во время Второй Мировой войны был страшным оружием, потому что лишал нападающие бомбардировщики последнего шанса на скрытность и выживание. Правда, этого не понимали ни в одной другой армии мира, кроме Красной армии, мало того – чужеземные пилоты-истребители вообще этих таранов боялись, причем не только ночных, но и дневных. Как я писал в одной из своих предыдущих публикаций, эпоху воздушных таранов начала Россия в 1914 году (Петр Нестеров), она же ее и закончила в 1981-м (Валентин Куляпин). При этом тараны были разного свойства и качества, и были очень эффективны при особых обстоятельствах, когда обычными методами самолет противника сбить было невозможно, но и упустить его было нельзя. Ни в одних других ВВС мира тараны не практиковались, мало того – они запрещались, и обоснование было вполне убедительным – дело это опасное, сохранность ценного пилота-истребителя не гарантирована, и лучше не сбить вражеский самолет, но сохранить своего пилота. Правда, известны единичные сл

Ночной таран во время Второй Мировой войны был страшным оружием, потому что лишал нападающие бомбардировщики последнего шанса на скрытность и выживание. Правда, этого не понимали ни в одной другой армии мира, кроме Красной армии, мало того – чужеземные пилоты-истребители вообще этих таранов боялись, причем не только ночных, но и дневных.

Художественное отображение первого в Великой Отечественной войне ночного тарана, совершенного 25 июня 1941 года Константином Обориным
Художественное отображение первого в Великой Отечественной войне ночного тарана, совершенного 25 июня 1941 года Константином Обориным

Как я писал в одной из своих предыдущих публикаций, эпоху воздушных таранов начала Россия в 1914 году (Петр Нестеров), она же ее и закончила в 1981-м (Валентин Куляпин). При этом тараны были разного свойства и качества, и были очень эффективны при особых обстоятельствах, когда обычными методами самолет противника сбить было невозможно, но и упустить его было нельзя.

Ни в одних других ВВС мира тараны не практиковались, мало того – они запрещались, и обоснование было вполне убедительным – дело это опасное, сохранность ценного пилота-истребителя не гарантирована, и лучше не сбить вражеский самолет, но сохранить своего пилота. Правда, известны единичные случаи таранов вражеских самолетов польскими, английскими, греческими и болгарскими пилотами, но таких случаев за время войны наберется в лучшем случае десяток против более чем 600 на советско-германском фронте.

Однако в ВВС РККА тараны были делом обыденным, и практически будничным. Известны случаи, когда нашими летчиками тараны производились буквально на спор, так 18 апреля 1945 года капитан В. И. Попков сбил немецкий бомбардировщик Ju-88, свою 41-ю жертву, таранным ударом. И хоть свой истребитель он не потерял, но победа эта ему засчитана не была, так как в бою ас не применил бортового оружия, да всем и так было известно, что этот бой был сплошным озорством, без совершенной необходимости. Хорошо хоть озорнику погоны не сняли.

В. И. Попков до тарана (слева с краю) и после тарана (справа)
В. И. Попков до тарана (слева с краю) и после тарана (справа)

Однако есть такой вид таранов, как таран ночной – это самый опасный вариант, потому что ночью в небе, как известно, солнце не светит, и прожекторы на истребителях в ночном бою дают очень мало шансов нападающему. Тем не менее, нашими летчиками за время войны был совершен ряд ночных таранов, и большинство из них не сопровождалось гибелью пилотов, а в некоторых случаях не был потерян и атакующий истребитель.

Всего в годы войны нашими героями было совершено 11 точно зафиксированных ночных таранов немецких бомбардировщиков, и больше половины из них были осуществлены в 1941-м. Во всех шести таранах 1941 года наши летчики выжили, причем двое из них приземлились не на парашютах, а на своих самолетах. А это как бы говорит о том, что не так страшен даже ночной таран, причем даже в руках не аса, а просто человека, который намерен выполнить задачу любой ценой.

Таран - оружие героев! Военный плакат
Таран - оружие героев! Военный плакат

Правда, в ПВО, в тех частях, которые занимались отражением ночных атак самолетов противника, не набирали совсем уж неопытных летчиков. Тем не менее, отмечаем факт, что в британских, немецких, американских и даже японских ВВС не было выявлено случаев ночных таранов, а если и были таковые, то они настолько секретные, что о них широкой публике ничего неизвестно.

Однако тут есть некоторые вопросы. Еще в школе, в 70-е годы, я знал, что самым известным асом ночных таранных атак был Виктор Талалихин. Однако сегодня точно известно, что он, оказывается, вовсе не был никаким асом ночных таранов, потому что тараном сбил только один немецкий самолет. Мало того – он не был даже первым ночным «таранщиком», а фигурирует в этой сфере только под №4.

Художественное воплощение ночного тарана В. Талалихина в ночь на 6 августа 1941 года
Художественное воплощение ночного тарана В. Талалихина в ночь на 6 августа 1941 года

А первыми были старший лейтенант К. Оборин, лейтенант Б. Васильев и старший лейтенант П. Еремеев. Но вот В. Талалихин за свой подвиг получил свою звезду Героя Советского Союза практически мгновенно, мало того – тогда же стал и народным героем, а Оборин, Васильев и Еремеев мало кому известны даже сегодня.

Ну ладно, задача данной публикации – не искать правду, а тряхнуть информацией. Так как тема ночных таранов малоизвестная, и очень многие «специалисты» считают ее незначительной, я хочу посвятить ей побольше материалов, чтобы осветить ее как можно подробней. Да, всего лишь 11 ночных таранов за всю войну и на самом деле как-то маловато, это вам не 600 с лишним таранов, совершенных нашими героями в дневное время (это сколько известно официально, а сколько еще неизвестно вообще – это пока что неизвестно).

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков (фото с трупами есть, но правилами Дзена фото трупов предъявлять запрещено)
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков (фото с трупами есть, но правилами Дзена фото трупов предъявлять запрещено)

Тем не менее и 11 событий – это тема, тем более что более половины из этих таранов имели место в начальный, шестимесячный период войны, то есть по одному тарану в месяц.

Много это или мало – один ночной таран в месяц?

Я считаю, что на войне мало не бывает. И особенно в сравнении с количеством ночных таранов, совершенных за всю войну пилотами других стран – в ВВС РККА их было совершено на порядок больше, то есть счет тут 11:0.

Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках «Боевого киносборника №4» в августе 1941 года
Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках «Боевого киносборника №4» в августе 1941 года

Не буду задаваться риторическим вопросом – много это, или мало – 11:0? Я думаю, что это просто показатель не только героизма наших летчиков во время Великой Отечественной войны, но и степень их мастерства. И над Англией, и над Германией, и над Японией постоянно велись ночные бои, но почему-то ни одного ночного тарана в них не было зафиксировано. А на Восточном фронте их было зафиксировано в 11 раз больше, поэтому делаем выводы.

Итак, исследование теории и практики ночных воздушных таранов предлагаю начать еще с советских источников, в частности – с очерка в журнале «Авиация и космонавтика» за 1986 год. Да, журнал этот издавался в коммунистической стране, и информация в нем предоставленная – дело рук коммунистов. Но я думаю, что все мои читатели согласятся с тем, что это как раз тот случай, когда приведенная «коммунистическая» информация вполне достоверна, несмотря на несколько высокопарную патриотическую риторику.

Реконструкция первого в истории авиации ночного тарана, 1937 год, Испания
Реконструкция первого в истории авиации ночного тарана, 1937 год, Испания

Однако перед тем, как перейти непосредственно у архивному материалу, хочу сообщить, что вообще первый в истории войн ночной воздушный таран был совершен не в 1941-м, а в 1937-м. Чтобы не засорять это событие своими собственными, не совсем профессиональным техническим оборотами, я приведу выписку из документа, написанного, насколько я понимаю, гораздо большим профессионалом, чем я сам. Этот документ я извлек из испаноязычной (!) Википедии и перевел текст как можно ближе к оригиналу. Конечно, Википедия – это еще тот источник, но ничего более достоверного у меня просто не имеется.

«Первый в истории мировой авиации ночной таран был выполнен советским лётчиком во время войны в Испании 25 октября 1937 года. Его совершил советский лётчик-доброволец Евгений Николаевич Степанов (1911-1996 гг.) во время ночного боя, уничтожив ударом корпуса своего биплана И-15 итальянский бомбардировщик «Савойя-Марчетти-81».

Евгений Николаевич Степанов до войны и после войны
Евгений Николаевич Степанов до войны и после войны

При этом стоит сказать, что советский лётчик выполнял таран бомбардировщика, имея полный боезапас, но он понимал, что своими мелкокалиберными пулемётами невозможно сбить огромный трёхмоторный самолёт с одного захода, и после длинной очереди по бомбардировщику, которая не принесла никакого успеха, пошёл на таран, чтобы не потерять врага в темноте.

После атаки Евгений Степанов благополучно вернулся на аэродром, а утром в указанном им районе республиканцы нашли обломки «Марчетти».

Вот такая вот история.

Таран - оружие смелых
Таран - оружие смелых

Журнал «Авиация и космонавтика», 1986 г., №10

ОРУЖИЕ СМЕЛЫХ

С. Верховский, член комиссии по увековечению памяти погибших воинов Советского комитета ветеранов войны.

Беспримерные подвиги советских летчиков золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны. Одна из страниц героической летописи посвящена тем, кто в критические минуты воздушных схваток применил таран. Их несколько сот отважных авиаторов. По мере дальнейших поисков и исследований становятся известными все новые имена героев. Ведь и сегодня, например, далеко не все знают, что в жестоких схватках с врагом совершено одиннадцать ночных воздушных таранов.

...Незадолго до рассвета третьего дня войны в районе аэродрома Тарутино, южнее Кишинева, появился бомбардировщик Хе-111. Заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиационного полка старший лейтенант К. Оборин немедленно поднялся в воздух и атаковал его. «Хейнкель», беспорядочно сбросив бомбы, стал маневрировать, уклоняясь от огненных трасс «мига». Оборин неотступно следовал за ним. Разворот, и силуэт бомбардировщика снова рассекло перекрестие прицела. Короткая очередь... и пулеметы смолкли, истощив весь боезапас. Оставалось одно средство - таран. МиГ-3 подошел вплотную к «хейнкелю». Удар винта пришелся по левой плоскости. Вражеский самолет, объятый пламенем, вместе с экипажем упал на левом берегу Прута.

Константин Петрович Оборин (1911-1941 гг.)
Константин Петрович Оборин (1911-1941 гг.)

Истребитель по-прежнему был послушен в управлении, и Оборин благополучно вернулся на свой аэродром. Это был первый боевой вылет летчика и первый из известных ночной воздушный таран в Великой Отечественной войне.

Константин Петрович Оборин родился 3 января 1911 года в Перми. После окончания 6 классов начал трудовую жизнь. В 1936 году юноша окончил военную школу летчиков-истребителей в Борисоглебске. Воевать начал с первого дня Великой Отечественной. Коммунист Оборин награжден орденом Красного Знамени. Умер в госпитале в сентябре 1941 года. Похоронен в Харькове.

9 мая 2014 года в честь подвига Оборина К.П. в поселке Тарутино Одесской области был открыт памятный знак, который находится рядом с братской могилой воинов, погибших при освобождении Тарутинского района в августе 1944 года
9 мая 2014 года в честь подвига Оборина К.П. в поселке Тарутино Одесской области был открыт памятный знак, который находится рядом с братской могилой воинов, погибших при освобождении Тарутинского района в августе 1944 года

С начала войны фашистская авиация рвалась к Москве. Но воздушный щит над столицей оказался прочным. Летчики 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, которые прикрывали сердце Родины на ближних и дальних подступах, проявляли массовый героизм. Из недавно обнаруженных архивных документов и других официальных источников стало известно, что, защищая небо Москвы, только летчики 6-го авиакорпуса ПВО уничтожили таранными ударами тридцать фашистских самолетов. Пять таранов совершены ночью.

...Это произошло в ночь на 26 июля 1941 года. Летчик 11-го истребительного авиационного полка ПВО лейтенант Б. Васильев винтом своего «яка» отрубил хвостовое оперение у бомбардировщика Ю-88 в районе станции Дорохово Московской области. Сам благополучно приземлился в поле. За этот подвиг авиатор был награжден орденом Ленина.

Борис Андреевич Васильев (1915-1941 гг.)
Борис Андреевич Васильев (1915-1941 гг.)

Борис Андреевич Васильев родился 12 февраля 1915 года в Кутаиси. В 1929 году окончил 7 классов, в 1933 году - строительный техникум. Выпускник Одесской военной школы пилотов.

Кандидат в члены партии Б. Васильев, защищая Москву, погиб в воздушном бою 24 октября 1941 года.

...Вскоре ночной таран совершил старший лейтенант П. Еремеев - заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка. В 1 час 36 минут 29 июля в районе станции Румянцево Истринского района, когда в воздушном бою кончились боеприпасы, он винтом своего МиГ-3 отрубил стабилизатор и руль поворота «юнкерса». После тарана фашистский бомбардировщик развалился. Еремеев благополучно приземлился на парашюте.

Петр Васильевич Еремеев (1911-1942 гг.)
Петр Васильевич Еремеев (1911-1942 гг.)

Родился Петр Васильевич Еремеев 11 июня 1911 года в крестьянской семье в деревне Бердино Уфимского района Башкирской АССР. Коммунист с 1932 года. Окончил военную школу летчиков в Оренбурге. Будучи командиром эскадрильи 28-го иап 4-й смешанной авиадивизии, 2 октября 1942 года в районе города Осташкова Калининской области погиб при отражении налета вражеской авиации.

...А вот строки из боевого донесения штаба 6-го авиационного корпуса: «Летчик 177-го иап младший лейтенант Талалихин в 22.55 6.8 (6 августа 1941 г. – прим. ред.), вылетев с аэродрома Дубровицы для встречи врага подступах к Москве, на высоте четыре тысячи метров увидел вражеский бомбардировщик Хе-111 и несколько раз атаковал его. Противник, отстреливаясь, изменил курс и стал уходить. Преследуя уходящего противника, младший лейтенант Талалихин решает идти на таран и, приведя свое решение в исполнение, таранил и сбил вражеский самолет, сам выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился. Горящий самолет противника упал в трехстах метрах от аэродрома Степыхино».

За мужество и героизм младший лейтенант В. Талалихин был удостоен высшей награды Родины.

Виктор Васильевич Талалихин (1918-1941 гг.)
Виктор Васильевич Талалихин (1918-1941 гг.)

Последний свой бой двадцатитрехлетний коммунист Герой Советского Союза Виктор Талалихин провел 27 октября 1941 года. Шестерка истребителей под его командованием прикрывала на земные войска, отражавшие наступление врага в районе Каменки. Заметив шесть «мессершмиттов», Виктор дал сигнал: «Действовать по звеньям». Завязался воздушный бой. Рядом с Талалихиным дрался лейтенант А. Богданов. Они первыми уничтожили Ме-109.

Неожиданно вынырнув из облаков, три фашистских истребителя обрушили ливень свинца на самолет Талалихина...

Информационный плакат, посвященный подвигу Виктора Талалихина
Информационный плакат, посвященный подвигу Виктора Талалихина

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 го в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской области. В 1933 году с родителями переехал в Москву. Работал на Московском мясокомбинате. По путевке комсомола поступил в аэроклуб Пролетарского района. Окончил авиационное училище летчиков. За участие в боях с белофиннами был награжден орденом Красной Звезды.

Недалеко от Подольска, возле поселка Кузнечики, на Варшавском шоссе установлен памятник Талалихину. Приказом Министра обороны СССР Герой Советского Союза младший лейтенант 8. Талалихин зачислен навечно в списки части.

...Ночной таран применил 10 августа 1941 года в 0 часов 48 минут летчик 34-го истребительного авиационного полка лейтенант В. Киселев. Израсходовав боекомплект, он ударом своего истребителя по левой плоскости добил удиравший Хе-111. Сам благополучно приземлился на парашюте.

Виктор Александрович Киселев (1916-1944 г.)
Виктор Александрович Киселев (1916-1944 г.)

Виктор Александрович Киселев родился 31 января 1916 года в Ярославле. Член партии с 1940 года. Окончил семилетку в Рыбинске, потом - авиационный техникум. По спецнабору ЦК ВЛКСМ учился в школе пилотов в Воронеже, затем окончил военную школу летчиков-истребителей в Борисоглебске. За отвагу и мужество, проявленные в борьбе с вражеской авиацией при защите Москвы, коммунист Киселев удостоен ордена Ленина. Он награжден также орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и многими медалями.

6 июня 1944 года штурман 34-го иап капитан В. Киселев с аэродрома, базировавшегося в Клину, вылетел на перехват разведчика Ю-88, шедшего к Ржеву. Бой проходил на большой высоте. «Атакую «юнкерс», - передал по радио летчик, и на этом связь с ним оборвалась. Позже выяснилось, что Киселев таранным ударом уничтожил противника. Оба самолета упали в лесное болото.

...В небе Ленинграда ночной таран был совершен в 22 часа 4 ноября 1941 года. Командир звена 26-го истребительного авиационного полка младший лейтенант А. Севастьянов, патрулируя на самолете И-153, на высоте 5000 метров увидел в лучах прожекторов бомбардировщик Хе-111. Севастьянов шел выше на 500 метров. Используя свое преимущество, он зашел в хвост самолета противника, ударил по нему реактивными снарядами и пулеметным огнем. После нескольких очередей пулеметы замолчали - кончился боекомплект.

Алексей Тихонович Севастьянов (1917-1942 гг.)
Алексей Тихонович Севастьянов (1917-1942 гг.)

Бомбардировщик врага между тем, поспешно сбросив бомбы, со снижением стал уходить в сторону линии фронта. Преследуя фашиста, Севастьянов подошел к нему плотную и, рискуя жизнью, таранным ударом в правую плоскость сбил его. От удара Севастьянова выбросило из «чайки». Раскрыв парашют, он приземлился на территории Невского машиностроительного завода имени Ленина. Оба самолета упали в Таврическом саду.

Алексей Тихонович Севастьянов родился в 1917 году в деревне Холм Лихославского района Калининской области. Учился в начальной школе села Первитино, а затем в лихославской железнодорожной школе-семилетке. В 1935 году окончил Калининский машиностроительный техникум. В следующем году по путевке комсомола поступил в Севастопольскую военную авиационную школу.

В борьбу с фашистскими захватчиками отважный летчик вступил 22 июня 1941 года в небе над Брестом. Защищая блокадный Ленинград, совершил около 300 боевых вылетов, в которых сбил 2 самолета лично, 2 самолета и аэростат наблюдения в паре. Погиб в неравном воздушном бою 23 апреля 1942 года, охраняя Дорогу жизни близ станции Рахья.

6 июня 1942 года кандидату в члены партии А. Севастьянову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР командир эскадрильи старший лейтенант А. Севастьянов навечно зачислен в списки личного состава первой эскадрильи гвардейского истребительно-бомбардировочного авиационного полка.

...Морозной темной ночью 18 января 1942 года, защищая на дальних подступах небо столицы, командир звена 66-го истребительного авиационного полка 28-й авиационной дивизии лейтенант М. Александров вел ожесточенный неравный воздушный бой. Он сражался до последнего патрона. Не желая пропустить врага к Москве, таранил фашистский самолет и погиб смертью героя.

Фото Михаила Петровича Александрова до сих пор не найдено
Фото Михаила Петровича Александрова до сих пор не найдено

Михаил Петрович Александров родился 3 декабря 1918 года в деревне Шульгино Калининской области. После окончания семилетки и ФЗУ работал слесарем. В 1938 году окончил Одесскую военную школу пилотов.

...Тревожным было начало июня 1943 года для, казалось бы, далекого от фронтов Горького. В эти дни вражеская авиация почти каждую ночь пыталась бомбить важные промышленные объекты города.

Борис Сергеевич Табарчук (1919-1998 г.)
Борис Сергеевич Табарчук (1919-1998 г.)

Заместитель командира эскадрильи 722-го истребительного авиационного полка ПВО старший лейтенант Б. Табарчук в ночь на 8 июня вылетел в группе из 16 истребителей в зону патрулирования на подходе к автозаводу.

В момент атаки обнаруженного им бомбардировщика Хе-111 на его истребителе отказали пулеметы. Летчик, находясь ниже «хейнкеля», снизу вверх ударил винтом в стык киля и стабилизатора. Вражеский самолет перевернулся через левое крыло и пошел к земле. Табарчук со снижением вывел свой истребитель на аэродром и посадил на фюзеляж. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ночного тарана, летчик был награжден орденом Красного Знамени.

Борис Сергеевич Табарчук в мирные годы
Борис Сергеевич Табарчук в мирные годы

Борис Сергеевич Табарчук родился 6 августа 1919 года в Харькове. Член КПСС с 1943 года. После окончания восьмилетки и ФЗУ работал электромехаником и учился в аэроклубе. Выпускник Чугуевского военно-авиационного училища летчиков-истребителей. Сражался в небе Украины и Подмосковья, защищал Горький, участвовал в освобождении Смоленщины, Белоруссии. После войны более пятнадцати лет продолжал службу в рядах Вооруженных Сил, а уволившись в запас, работал в гражданской авиации. Сейчас на заслуженном отдыхе, живет в Киеве.

...В ночь на 21 июня 1943 года воздушный таран совершил комсомолец старший сержант С. Пичугин - старший летчик 439-го истребительного авиационного полка. При отражении вражеского налета в районе Калязина Калининской области он тараном уничтожил фашистский бомбардировщик Хе-111. Сам после тарана выбросился с парашютом, но из-за малой высоты парашют полностью не раскрылся. Летчик погиб.

Сергей Степанович Пичугин (1922-1943 гг.)
Сергей Степанович Пичугин (1922-1943 гг.)

Сергей Степанович Пичугин родился 22 февраля 1922 года в деревне Матвейково Михневского (ныне Ступинского) района Московской области. После окончания школы работал в Метрострое и одновременно учился в аэроклубе. В Советской Армии начал службу в январе 1941 года. Окончил Борисоглебскую военную школу летчиков-истребителей. В Великой Отечественной войне участвовал с сентября 1942 года. Награжден орденом Ленина.

..21 июня 1943 года в районе Давидово (в 35 километрах западнее Ярославля) летчик 959-го истребительного авиационного полка старший сержант И. Ушкалов, патрулируя в охраняемой зоне, заметил «Хейнкель-111» и начал его преследовать. В воздушном бою израсходовал все боеприпасы и смело пошел на таран. Винтом своего истребителя он обрубил хвостовое оперение «хейнкеля», который рухнул на землю вместе с экипажем. После тарана истребитель Ушкалова потерял управление. Летчик благополучно приземлился на парашюте.

Иван Федорович Ушкалов в 1945 году и в мирные времена
Иван Федорович Ушкалов в 1945 году и в мирные времена

Иван Федорович Ушкалов родился 12 мая 1920 года в деревне Конопляновка Рыльского района Курской области. В 1940 году окончил Московский текстильный техникум, через год - Борисоглебскую военную школу летчиков-истребителей. Служил там пилотом-инструктором. Член КПСС. Участник боевых действий с 1942 года. Сражался с врагом до последнего дня войны. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени и многими медалями.

Последний из известных нам по архивным документам ночных воздушных таранов, одиннадцатый в Великой Отечественной войне, был совершен в период разгрома фашистских войск на Правобережной Украине.

...В ночь на 1 апреля 1944 года гвардии старший лейтенант Н. Часнык - командир звена 148-го гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения - одним из первых вылетел на отражение массированного вражеского налета. Защищая важный военный объект, летчик-гвардеец, израсходовав боекомплект, смело пошел на таран и уничтожил Хе-111 (Як-9Д, на котором наш пилот совершил таран, благополучно приземлился на своем аэродроме – прим. ред.).

Николай Леонтьевич Часнык (1921-1993 гг.)
Николай Леонтьевич Часнык (1921-1993 гг.)

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года, Н. Часнык совершил 685 боевых вылетов. В 39 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 3 самолета противника. За ночной таран кавалеру ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, заместителю командира эскадрильи Н. Часныку 22 августа 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Леонтьевич Часнык родился 16 октября 1921 года в Орше. После окончания средней школы был студентом Московского государственного медицинского института. Одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году стал курсантом Борисоглебской военной школы летчиков-истребителей. Воевал на разных фронтах. После войны командовал авиационным полком. В 1958 году Николай Леонтьевич в звании гвардии полковника уволился в запас. Многие годы работал в Ростовском аэропорту.

Оружием смелых называли тараны на фронте. Такими они и были в действительности. Их совершали советские летчики стойкие, мужественные и умелые защитники социалистической Родины.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРО ВОЗДУШНЫЕ ТАРАНЫ:

Воздушные тараны июня 1941 года. Почти все совершившие их советские пилоты погибли, но они знали, на что шли

Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м

Единственный в мире «ас таранов», оставшийся в живых и потерявший только один свой истребитель

Сколько боевых самолетов противника сбили наши летчики 22 июня 1941 года