У моего мужа деменция началась в 66 лет. Вернее, в этом возрасте Саше официально поставили диагноз.
Я ведь считала, что деменция — это когда идёт потеря памяти, проблемы с речью и обслуживанием себя. Многим отдельным моментам не придавала значения. Только после общения со специалистами вспомнила, сколько было звоночков о надвигающейся беде.
Замена сложного на более легкое и простое
А ведь надо было уже тогда задуматься: мой муж не любил читать книги и смотреть журналы. Постоянно раньше покупали книги. А тут вдруг он стал просматривать в интернете журналы и на этом всё. Когда его спросила об этом, ответил мне:
— Что-то последнее время тяжело уловить мне нить событий в книгах. Теряюсь, да и тяжело читать. Раньше любил смотреть научно-познавательные программы, теперь меня только на телешоу хватает.
Сварливость и черствость
Был еще звоночек. Я готовилась к серьезной операции, которая должна была состояться через две недели. Очень переживала и волновалась. А муж вместо того, чтобы поддержать, часто срывался на мне. Как будто я виновата была, что заболела. Грубил и пытался поругаться даже без повода. Дочь тогда сказала ему в лицо:
— Что-то ты становишься сварливым, папа. Лучше не себя, а маму пожалей, ей ведь предстоит операция.
Его черствость поразила дочь.
— Что с ней станется? Выкарабкается.
Хотя до этого пылинки с меня сдувал. Очень переживал и волновался за меня, из-за любой мелочи и по любому поводу.
Когда моя подруга спросила у Саши:
— Что с Ниной? Как давно она болеет? Как себя чувствует теперь?
Муж просто ответил как о чём-то обыденном:
— Болеет? — спросил с удивлением. — Немножко. Да нормально себя чувствует.
Неумение работать с расчетами, квитанциями, документами, хотя до этого все было в полном порядке
Операция у меня прошла не совсем удачно. Пришлось задержаться на реабилитации. Весь груз домашних забот лег на мужа. Он и раньше у меня занимался оплатой коммунальных услуг. Всё у него получалось быстро и слаженно. Никогда не просил помочь с этим. А тут не мог даже рассчитать, сколько кубов за газ заплатить. Элементарно: от большего числа не смог отнять меньшее.
Когда выписалась из больницы, встретила соседку. Та с удивлением рассказывала, как была вместе с мужем в магазине. Кассир назвала ему нужную сумму за продукты, а Саша потерялся в купюрах. Не мог разобраться сколько денег ему дать кассиру.
— Стоял такой потерянный и злой. Целую очередь собрал за своей спиной. Люди стали возмущаться — все торопились домой после работы. Кассир предложила ему помощь. Но он стал кричать, что она его обманет. Возьмет больше денег из кошелька. Только мне разрешил помочь рассчитаться.
Мне бы тогда прислушаться и задуматься о странностях мужа. Но сама была ещё больна: не восстановилась полностью после операции.
Утрата эмоций
Раньше муж любил пошутить, знал много анекдотов. У него даже книжка была записная с первой строчкой анекдота. Только прочитает и начинает дальше рассказывать целиком анекдот. Он у нас мастер рассказывать анекдоты и заводила в компаниях был. Хохочут все вокруг и он заливается.
А теперь, даже если рассказывает, то вообще не смеётся. Ни со своих, ни с чужих. Сидит с каменным лицом. Как будто эмоции вообще его оставили. И это не только с анекдотами. Заметила, что у него давно эмоции не идут за словами.
Изменения в походке
Изменилась и походка. Приехал пятилетний внук в гости. Ходит за дедушкой по пятам и как бы подтягивает ногу.
Я засмеялась:
— Что ты, как старый дед, шаркаешь ногами?
А внучок отвечает:
— Я хожу как дедушка.
Присмотрелась к мужу — и правда, походка изменилась. Внук правильно подметил: стала слегка шаркающей походка.
Визуальные галлюцинации
А ещё упрямым стал. Как задумает что-то, не переубедить его. На черное говорит белое и бесполезно спорить. Или все грезилось ему то, что не существует. Это сейчас я понимаю, что уже были визуальные галлюцинации и уже тогда надо было бежать к врачу.
Спит днем, ночью бродит
Не раз, как капризный ребенок, мне заявлял:
— Ну, сделай мне что-нибудь. Я перепутал день с ночью. Не могу спать по ночам.
Самым тяжелым оказалось уговорить мужа пойти на прием к неврологу и психиатру. Долго сопротивлялся:
— Отстань от меня, я совершенно здоров!
Но поверьте моему опыту: если бы я тогда знала обо всех этих признаках и раньше отвела мужа на прием — все могло бы сложиться по-другому. Болезнь не прогрессировала бы так быстро наверняка.
Буду рада, если мои наблюдения помогут кому-то не просмотреть наступление болезни.
За поддержку статьи пальцем вверх будем искренне благодарны. Это помогает увидеть статью и канал всем неравнодушным.