Нередко в рабочий коллектив приходит человек, который очень остро реагирует на профессиональные замечания со стороны руководства или других коллег. Даже если с ним/ней разговаривали спокойно и просто указывали на недочеты в мягкой форме, у человека возникает бурная реакция в виде обиды, слез или агрессии.
Действительно, каждый из нас встречался с людьми, которые неожиданно остро реагировали на обсуждение текущих профессиональных или даже бытовых вопросов. Это может происходить не только на работе, но и в образовательных учреждениях, среди соседей и так далее. В последнее время часто жалуются на невероятно острые конфликты, вспыхивающие в чатах, которые объединяют людей по самым разным вопросам - например, родительские чаты. При этом обсуждаемые вопросы могут носить самый невинный характер, в них нет никакого конфликтного зерна.
Если собеседник в профессиональном (да и любом другом) общении реагирует слишком бурно - это значит, что он несет в себе острую психологическую боль. Как правило, эта боль - следствие некоторой душевной травмы, произошедшей с ним очень давно, скорее всего, в детстве. Поэтому реакции часто носят выраженный инфантильный характер - это слезы, обиды, злость. Ваше замечание или вопрос становятся для такого человека ретравматизацией его основного психологического страдания. Даже если вы указываете на недочеты в его работе самым спокойным и мягким тоном, он воспринимает их как посягательства на него самого как на личность, так как замечания затрагивают самую чувствительную струну в его душе. Поэтому если человек реагирует на ваше профессиональное замечание остро, даже инфантильно, необходимо проявить понимание его психологических проблем, может быть, даже некоторое сострадание, и помочь ему выйти из травмирующей ситуации.
Для этого я бы рекомендовал предельно чётко разделить ваше отношение к человеку и к обсуждаемому вопросу. Необходимо ясно подчеркнуть ваше теплое отношение к собеседнику, может быть даже уважение и симпатию к нему как к личности. Убедившись в том, что вы относитесь к нему хорошо, что ваше замечание не является нападением на него как на личность, что отношения с вами для него безопасны - собеседник сможет конструктивно обсуждать с вами любые, даже самые болезненные вопросы. Более того, такой человек особенно нуждается в безопасных отношениях с другими, и он будет особенно ценить ваше отношения к нему. Так вы заслужите очень сильную симпатию и преданность с его стороны.