Где: Усадьба Кусково, павильон “Эрмитаж”
Адрес: улица Юности, 2
До: 31 декабря 2024
Выставка рассказывает об искусстве декорирования изделий из фарфора, керамики и стекла кобальтом – одним из самых древних красителей в мире.
Кобальт – металл серебристого цвета с синеватым или розовым отливом, на основе которого изготавливают минеральные краски.
Его название происходит от имени мифического духа гор (нем. Kobold — домовой, гном), который, по старинным германским поверьям, обитал в горах и рудниках.
Сам краситель серо-черного цвета, но при обжиге (1200 -1400°С) кобальтовая краска меняет цвет на различные оттенки синего.
Выставка очень богатая: вы сможете познакомиться с предметами искусства XV-XX веков с географией от Японии до Голландии и от Ирана до Испании.
Конечно, большая часть экспозиции посвящена и российским производителям. Еще одно достоинство выставки – четкая структурированность и большое количество объяснений к экспонатам, что позволит вам не только насладиться красотой, но и узнать много интересного.
Основным и самым важным сырьем для китайского фарфора является каолин — глинистый минерал. Его название происходит от небольшой деревни Гаолин недалеко от китайской фарфоровой столицы Цзиндэчжэнь на юго-востоке страны. История изготовления керамики и фарфора в Цзиндэчжэне насчитывает более двух тысяч лет.
В Японии производство фарфора началось в XVII веке. Самый известный японский фарфор – Арита (это место на острове Кюсю, где были найдены залежи каолина), Второе название этого фарфора – Имари, по называнию порта, откуда изделия, сделанные в Арите, отправляли на экспорт.
Джозайя Веджвуд, основатель знаменитой фабрики посуды в Англии, сказал, что кобальт “стоит любых денег”. В конце XVIII века он начал производить “яшмовую массу” разнообразных тонов, в составе которой были примеси оксида кобальта, что давало различные оттенки синего. В подражание античным камеям такие изделия украшали белым рельефным декором.
Во Франции надглазурный насыщенный синий тон назывался bleu roi (королевский синий). В середине XIX века на Севрской мануфактуре была разработана техника pâte-sur-pâte - роспись жидкой фарфоровой массой по цветному фону, для окрашивания которого применяли кобальт.
Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского фарфора и основатель Императорского фарфорового завода (1744 г.) открыл секрет изготовления «белого золота» и впервые в истории составил научное описание фарфорового производства. Проводил он и опыты с кобальтом.
Здесь, конечно, нужно вспомнить и М.В.Ломоносова, который создал палитру смальт и стекол, состоящую из 112 основных тонов и свыше 1000 оттенков, из которых кобальтовых было около 40 разновидностей.
В XIX веке глубокий темно-синий цвет применялся в качестве фона на подарочных чашках завода Попова.
Визитной карточкой Гжели является бело-синяя роспись, для которой используется более 20 оттенков синего.
С 1944 г. Государственный фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова производит сервиз “Кобальтовая сеточка”, который в 1958 г. получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. По одной из версий идея кобальтовой сетки возникла у художницы А.А.Яцкевич по аналогии с заклеенными крест-накрест окнами домов в блокадном Ленинграде. Она хотела тем самым увековечить память тех, кто умер во время блокады, сама художница потеряла мать и сестру.
Второй этаж выставки посвящен применению кобальта исключительно в керамических изделиях в XV - начале XX века. Вы подниметесь на второй этаж по лестнице, а Екатерину Великую и знатных гостей графа Шереметева поднимали на специальном механизме в виде небольшого дивана. В центре зала на втором этаже располагался круглый стол: стоило гостю дернуть за колокольчик, вся конструкция и меню с отмеченными блюдами уезжали вниз, где крепостные сервировали стол в соответствии с пожеланиями. Стол поднимался на второй этаж уже накрытым. Сегодня на месте этого чуда техники вы увидите голландскую скрипку XVIII века.
Обратите внимание на изделия самого известного французского керамиста XVI в. Бернара Палисси.
Ваза-тюльпанница – одна из самых сложных форм в производстве фаянса, неслучайно она стала символом богатства и процветания в Голландии XVII-XVIII вв.
Риштан – самый знаменитый центр производства керамики в Узбекистане, его яркая особенность - щелочная глазурь «ишкор» изумрудно-бирюзового цвета на основе красителя из золы местных кустарников, с добавлением окиси кобальта, меди, железа и иных компонентов.
В конце, как всегда, мои фавориты выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#усадьбаКусково #Многоликийкобальт #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #фарфор #усадьбыМосквы