Найти в Дзене
Авиация мира

Т-58ВД Экспериментальный пятидвигательный Су-15 почти вертикального взлета!!!

Одним из ярких точек нашей авиационной истории является самолет с коротки взлетом Т-58ВД, известность к которому пришла во всем мире , после участия этой, чисто экспериментальной летающей лаборатории в параде 1967 года в Домодедово. В 60-х годах прошлого века, в мировой авиации началась "мода" на самолеты с коротким взлетом. В СССР, Франции, Великобритании начались проработки самолетов с коротким взлетом. У нас были построены летающие лаборатории на базе самолетов МиГ-21 и МиГ-23. ОКБ Сухого не могло остаться в стороне, от рекомендуемого маститыми учеными, нового направления и было принято решение, строить такой самолет на базе первого опытного Т-58Д-1, после того, как программа испытаний первого Су-15 была завершена. Уже тогда начали звучать доводы против таких машин, ведь за установку весьма нелегких силовых установок и систем обеспечения их работы, приходилось жертвовать боевой нагрузкой и дальностью полета, но направление получило поддержку в ЦАГИ и работы шли в весьма быстром темпе. Су-15, доработали, внедрив в фюзеляж подъемные двигатели РД-36-35, которых пришлось поставить аж 3 штуки, под наклоном к вертикали и обеспечив их работу на взлете и посадке. Лаборатория получила индекс Т-58ВД.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.

После доработки самолета , проходившей в Цехе Окончательной Сборки ММЗ Кулон, самолет прошел испытания на наземном стенде. Во время испытаний на территории ОКБ, произошло ЧП, погиб механик лаборатории, который приблизился к носовой части самолета ближе положенного и его засосало в двигатель... После устранения последствий ЧП, работы на Т-58ВД возобновились и самолет начали готовить к перебазированию на территорию аэродрома Раменское, для проведения летных испытаний. Весной 1966 года самолет перевезли на испытательную базу ОКБ Сухого в Жуковском. На самолет был назначен экипаж, в составе летчика-испытателя ОКБ Сухого Е.Соловьева и одного из опытных ведущих инженеров Р. Ярмаркова. Тематика испытательной программы Т-58ВД, была направлена на исследования работы подъемных двигателей для перспективного самолета Т-58М, в дальнейшем получившего обозначение Т-6, а ныне знакомого всем нам под обозначением Су-24. Достаточно быстро, самолет подняли в воздух. Первый полет состоялся 6 июля 1966 года, он прошел без включения трио РД-36, но уже в конце месяца начались полеты с использованием подъемных силовых установок. До конца года удалось выполнить 37 полетов и 19 рулежек. Даже далось провести пробные испытания на грунтовой ВПП. Результаты летных испытаний были с одной стороны обнадеживающими, так например при включенных ПД, посадочная скорость уменьшалась на 100 Км/ч, длина разбега уменьшалась с 1170 до 500м, но также выявился целый "букет" проблем. Так например на посадке с использованием ПД возникал сильный кабрирующий момент, вынуждавший выключать передний РД-36-35.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.

Горячий выхлоп от ПД, вызывал коробление обшивки и не позволял использовать подфюзеляжную подвеску. В рамках подготовки к первому полету опытного Т-6-1, также оснащенного ПД, на Т-58ВД несколько вылетов выполнил шеф-пилот ОКБ Сухого В.С Ильюшин. 9 июля 1967 года настал звездный час Т-58ВД . В тот день, в Домодедово проводился крупнейший за долгое время воздушный парад и показ стремительного Т-58ВД, а также демонстрация короткого взлета, произвели впечатление , а также попали в объективы сотен фотографов. Спустя пару дней, кадры с этого парада, вышли на первых полосах иностранной авиационной прессы.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.

Судьба самого самолета на этом практически завершилось. стало понятно, что тематика подъемных двигателей во многом тупиковая. Поэтому самолет несколько раз поднялся в небо в 1968-69 годах, а затем был отправлен, как было принято говорить к забору. Там машина простояла до 1976 года, когда было принято решение о передаче Т-58ВД в Московский Авиационный Институт в качестве учебного пособия. Самолет расстыковали и перевезли в ангар МАИ, где он спустя буквально год, был разделан на металлолом, хотя отдельные его узлы использовались в качестве учебных пособий еще пару лет тому назад.

Мы предлагаем вашему вниманию фотографии Т-58ВД, выполненные на параде в Домодедово, одним из самых известных советских фотографов Борисом Вдовенко, которому удалось показать красоту и стремительность этого уникального фрагмента нашей истории.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.

Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.
Т-58ВД на параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Фото Б.Вдовенко.