4,8K подписчиков

Особенности снятия и установки маховика двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

1,2K прочитали
Демонтаж маховика с двигателя
Демонтаж маховика с двигателя

На заднем конце коленчатого вала двигателя 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 устанавливается чугунный маховик. С зубчатым венцом для прокручивания его стартером.

Он крепится к фланцу коленчатого вала на шести болтах через общую шайбу.

Замена маховика двигателя производится в случае сильного повреждения его рабочей поверхности. А именно, когда проточкой становится невозможно убрать имеющиеся на ней глубокие задиры, риски и царапины (более 1 мм глубиной). Так как в идеале рабочая поверхность маховика должна быть ровной и гладкой. На ней не должно быть ни каких повреждений.

Определить, что с маховиком что-то не так можно по работе сцепления. Если оно постоянно пробуксовывает и устранить пробуксовку не получается ни регулировкой, ни заменой ведомого диска, значит пришла пора снимать коробку. Визуально оценивать состояние маховика и принимать решение о его возможной замене.

Помимо этого маховик придется снимать для замены его зубчатого венца. В случае если его зубцы изношены, либо он проворачивается под нагрузкой. При этом бендикс стартера будет прокручиваться при попытке пуска двигателя. А так же возможен скрежет и посторонние звуки при срабатывании стартера.

На примере двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим особенности замены маховика. Его снятия и установки.

Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

Молоток

Оправка из мягкого металла

Накидной ключ или головка на "8"

Оправка для центровки ведомого диска сцепления А .70081

Накидной или рожковый ключ, либо головка на 17

Фиксатор резьбы

На двигатели 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций устанавливаются маховики с каталожным номером 2108-1005115. Штифты на них 2101-1005126. Болт крепления маховика 2108-1005127. Шайба под болты 2108-1005128.

Подготовительные работы

Загоняем автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник.

Снимаем коробку передач (о том как быстро и просто снять коробку расскажем в отдельной статье).

Особенности снятия маховика с двигателя.

1. Отворачиваем болты крепления корзины сцепления к маховику двигателя.

Перед отворачиванием помечаем (зубилом или краской) положение корзины сцепления относительно маховика.

Всего болтов крепления корзины сцепления 6 штук.

Для их отворачивания понадобится либо накидной ключ на "8", либо головка на "8" с воротком.

Эти болты затянуты моментом 19-31 Н.м. Что в принципе не так уж и много. Но в процессе эксплуатации они могут прикипеть. Поэтому перед отворачиванием можно слегка стукнуть по ним молотком через оправку из мягкого металла.

Отворачивать болты крепления сцепления нужно постепенно. Крест-накрест. Не более чем на один оборот каждый. Что бы не деформировать фланец нажимного диска сцепления.

Демонтаж корзины сцепления с маховика
Демонтаж корзины сцепления с маховика

2. Снимаем корзину сцепления и установленный под ней ведомый диск.

Просто сдвигаем ее на себя и снимаем вместе с ведомым диском. Стараясь не уронить из себе на ногу.

3. Снимаем маховик с двигателя.

Перед снятием помечаем положение маховика на коленчатом валу что бы потом в точности поставить его как и было. Можно пометить краской, мелом, а можно зубилом.

При помощи ключа на "17" или аналогичной головки с воротком отворачиваем шесть болтов крепления маховика к фланцу коленчатого вала. Отворачиваем в несколько приемов. Крест-накрест. Момент затяжки болтов довольно большой (61-87 Н.м) поэтому можно использовать удлиненный вороток или трубу-удлинитель на ключ.

От проворачивания, во время откручивания болтов, маховик можно удерживать при помощи большой шлицевой отвертки или монтажки. Оперев ее на нижний болт крепления коробки (его нужно ввернуть в посадочное гнездо) и воткнув ее жало между зубцами венца маховика. См. фото в начале статьи.

Вынимаем вывернутые болты крепления и снимаем установленную под ними общую шайбу.

Снимаем маховик сдвинув его на себя.

Особенности установки маховика на двигатель.

1. Устанавливаем маховик на двигатель.

Устанавливаем маховик на фланец коленчатого вала. Устанавливаем его по ранее нанесенной метке. Если метку забыли поставить или она стерлась, то необходимо поставить маховик так, чтобы имеющаяся на нем высверленная установочная лунка (заводская метка) находилась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра двигателя. Она по размеру меньше, чем балансировочные лунки, высверленные на маховике сверлом большего диаметра. И расположена около зубчатого венца.

Смазываем болты крепления маховика небольшим количеством фиксатора резьбы.

Устанавливаем на маховик общую шайбу и заворачиваем болты. Затяжку болтов осуществляем в несколько проходов. С нужным моментом. Крест-накрест.

2. Устанавливаем на место сцепление.

Перед установкой сцепления смазывать смазкой шлицы ведомого диска не нужно. Так как при эксплуатации смазка может приводить к его заеданию при перемещении по шлицам первичного вала. И как следствие, рывкам при работе сцепления, либо его не полному выключению.

Центровка сцепления оправкой
Центровка сцепления оправкой

3. Устанавливаем на место коробку передач.

Все, замена маховика двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью завершена.

Оригинал - полную версию статьи с картинками и схемами смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Замена маховика двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099".

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Что значит залегание (закоксовка) поршневых колец двигателя автомобиля?

- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины

- Симптомы неисправности передней опоры (подушки) двигателя автомобиля

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!