В Запорожском машиностроительном институте в 1973 году на кафедре электрических машин под руководством ассистента В.Б.Павлова был создан электромобиль на базе «ушастого» ЗАЗ-968. Эта машина имела импульсный полупроводниковый преобразователь, что являлось новинкой для аккумуляторного электротранспорта и выгодно ее отличало от машин со ступенчатым регулятором. Разработанная схема преобразователя позволяла плавно изменять режимы работы электродвигателя, избежать потерь на сопротивлениях, и (самое важное) производить автоматическое рекуперативное торможение с подзарядкой аккумуляторных батарей.
«Ушастый электрозапорожец» был оснащен электродвигателем типа «ДК-908» мощностью 4 кВт при 1000 оборотах в минуту и напряжением 30 В.
При испытании электромобиля была достигнута максимальная скорость 60 км/час. Электромобиль получил название ЗМИ – электро. Аккумуляторная батарея «электроЗАЗа» весила около 400 кг. Без подзарядки прототип мог преодолеть целых 100 км, что является и сейчас не самым плохим показателем.
Машина демонстрировалась в 1974 году на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи (ВДНХ, г.Москва, павильон «Космонавтика») и заслужила наивысшую оценку специалистов (работа была награждена медалью). Тогда было признано, что электромобиль готов для запуска в серию. Однако в серийное производство машина так и не пошла, в большей степени по политическим, нежели экономическим мотивам.
Для справки: в 1974 году на родине электромобилестроения в Западной Европе — Франции запущена в серию машина «Цитадин» («Горожанка»). На ней был применен ступенчатый регулятор работы двигателя. Представляете, на сколько советские конструкторы обогнали своих европейских коллег по уровню разработки! Советское электропреобразовательное оборудование к тому времени было одним из самых передовых и совершенных в мире.
Но дальнейшие разработки в этом направлении были переданы «АвтоВазу». С 1980 по 1987 год «АвтоВаз» выпустил в общей сложности около 300 экспериментальных электромобилей разных модификаций. После этого проект был вообще приостановлен. Основной причиной тому послужило несовершенство никель-цинкового аккумулятора. Дело в том, что его ресурс был весьма ограниченным и рассчитан всего на 100 рабочих циклов. Для электромобиля этого, конечно, недостаточно. Развал Союза привел к окончательному закрытию проекта.