Найти в Дзене
Заметки о столице

Рекорды Московского метро

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие читатели!

Московский метрополитен является самым большим и развитым в нашей стране. Разумеется, у столичной подземки есть немало рекордов. Сегодня мы расскажем вам о них.

Про некоторые рекорды, касающиеся названия станций, вы можете прочитать в этой статье: https://dzen.ru/a/ZZlrxU-zbymZleB5.

Приятного чтения!

Самая длинная и самая короткая линия

Самой длинной линией Московского метро является Большая кольцевая. Её длина составляет 62,5 км, на этой же линии находится максимальное количество станций — 31. Время поездки займёт около полутора часов.

Кстати, БКЛ является самой длинной кольцевой линией в мире, а двухпутные тоннели БКЛ отметили в Книге рекордов России как самые протяжённые. Также БКЛ — единственная линия в России и на постсоветском пространстве, которую обслуживают три электродепо.

Большая кольцевая линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.
Большая кольцевая линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.

Что касается радиальных линий, то здесь лидирует Арбатско-Покровская, длина линии — 45,1 км. Чтобы проехать её полностью потребуется 1 час 5 минут.

Арбатско-Покровская линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.
Арбатско-Покровская линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.

Самая короткая линия метро Москвы — Бутовская. Её длина всего 10 км. Преимущественно данная ветка проходит по эстакаде над землёй. Для того, чтобы проехать всю линию, потребуется всего 16 минут.

Бутовская линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.
Бутовская линия на карте Москвы. Фото: https://ru.wikipedia.org.

Самая ровная и самая кривая линия

Самой ровной линией Московского метро можно назвать Серпуховско-Тимирязевскую, а самой кривой (не считая кольцевых) — Арбатско-Покровскую.

Реальная трассировка Серпуховско-Тимирязевской линии относительно прямой. Фото: https://yandex.ru.
Реальная трассировка Серпуховско-Тимирязевской линии относительно прямой. Фото: https://yandex.ru.
Реальная трассировка Арбатско-Покровской линии относительно прямой. Фото: https://yandex.ru.
Реальная трассировка Арбатско-Покровской линии относительно прямой. Фото: https://yandex.ru.

Самая старая и самая новая линия

Самой старой линией столичной подземки по праву можно считать Сокольническую. Она была открыта в 1935 году и ранее носила название Кировско-Фрунзенская.

Сокольническая линия на схеме метро 1935 года. Фото: https://transport.mos.ru.
Сокольническая линия на схеме метро 1935 года. Фото: https://transport.mos.ru.

На данный момент, самая новая линия в метро Москвы — Некрасовская. Она одна из радиальных линий была полностью спроектирована и построена с нуля в современной истории Москвы. Первый участок линии был открыт в 2019 году.

Некрасовская линия метро. Яндекс.Метро.
Некрасовская линия метро. Яндекс.Метро.

Самое больше депо

Самым большим депо Московского метро является электродепо «Митино». Депо находится вблизи станции Пятницкое шоссе и обслуживает Арбатско-Покровскую линию.

Его площадь составляет 99 011 м², до открытия депо «Южное» в Санкт-Петербурге 5 сентября 2019 года являлось самым большим в Европе (его площадь — 360 000 м²).

Электродепо "Митино". Фото: wiki.nashtransport.ru.
Электродепо "Митино". Фото: wiki.nashtransport.ru.

Самый длинный и самый короткий перегон

Среднее расстояние между станциями в метро столицы составляет около 1,8 километра.

Самый длинный перегон в расположен на Арбатско-Покровской линии, между станциями Крылатское и Строгино. Длина перегона целых 6 км 625 м. В среднем поезд преодолевает это расстояние за 7-9 минут. На перегоне между станциями предполагалось открытие ещё одной станции — Троице-Лыково, однако станции так и не была достроена и сейчас используется только как техническая платформа.

Перегон Крылатское — Строгино на карте. Взято с сайта: https://metroworld-2.narod.ru.
Перегон Крылатское — Строгино на карте. Взято с сайта: https://metroworld-2.narod.ru.

Самый короткий перегон находится между станциями Выставочная и Международная Филёвской линии. Его длина составляет 497 метров. Этот перегон поезд проезжает за 2 минуты.

Перегон Выставочная — Международная. Фото: https://wiki.nashtransport.ru.
Перегон Выставочная — Международная. Фото: https://wiki.nashtransport.ru.

Таким образом, самый короткий перегон в 13 раз короче самого длинного.

Самый большой уклон

Самый большой уклон в московском метро находится на Филёвской линии, на перегоне Киевская Выставочная и составляет 48 ‰ (тысячных).

Уклон перегона Киевская — Выставочная. Фото: https://www.nashtransport.ru.
Уклон перегона Киевская — Выставочная. Фото: https://www.nashtransport.ru.

Самый длинный и самый короткий переход

Самый длинный переход в Московском метро находится между станцией Павелецкой Замоскворецкой линии и станцией Павелецкой Кольцевой, его длина составляет 250 метров.

Переход с Павелецкой-Кольцевой на Павелецкую-Радиальную. Фото: ru.m.wikipedia.org.
Переход с Павелецкой-Кольцевой на Павелецкую-Радиальную. Фото: ru.m.wikipedia.org.

Самым короткий переход (не считая кросс-платформенных пересадок) расположен между станциями Севастопольская Серпуховско-Тимирязевской линии и Каховская Большой кольцевой. Для того, чтобы перейти с одной станции на другую, требуется только подняться (или спуститься) по лестнице, расположенной в центре зала.

Переход между станциями Севастопольская и Каховская. Фото: mobrep.ru.
Переход между станциями Севастопольская и Каховская. Фото: mobrep.ru.

Самая глубокая и самая неглубокая станция

Самой глубокой является станция Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Глубина станции составляет около 73 метров.

Станция Парк Победы. Фото: Яндекс.Карты.
Станция Парк Победы. Фото: Яндекс.Карты.

Самая неглубокая из подземных станций — Печатники Люблинско-Дмитровской линии, её глубина всего 5 метров.

Станция Печатники. Фото: trip-for-the-soul.ru.
Станция Печатники. Фото: trip-for-the-soul.ru.

Самый длинный и самый короткий эскалатор

Самый длинный эскалатор в Московском метро находится на станции Марьина Роща Большой кольцевой линии, его длина составляет 130 метров.

Эскалатор на Марьиной Роще. Фото: polymerh.ru.
Эскалатор на Марьиной Роще. Фото: polymerh.ru.

Самый короткий эскалатор установлен в южном вестибюле станции Саларьево Сокольнической линии — он поднимает пассажиров всего на 3 метра.

Эскалатор на станции Саларьево. Фото: https://www.nashtransport.ru.
Эскалатор на станции Саларьево. Фото: https://www.nashtransport.ru.

Самый большой пересадочный узел

Самым большим пересадочным узлом в метро Москвы (без учёта МЦК и МЦД) является узел станций Библиотека имени Ленина — Арбатская — Александровский сад — Боровицкая. Здесь пересекаются четыре радиальные линии:

  • Сокольническая
  • Арбатско-Покровская
  • Филёвская
  • Серпуховско-Тимирязевская
Пересадочный узел на Арбатской. Фото: nafotobloge.ru.
Пересадочный узел на Арбатской. Фото: nafotobloge.ru.

Что касается других ТПУ, то крупнейшими здесь являются ТПУ «Нижегородская», где сходятся:

  1. Большая кольцевая линия метро
  2. Некрасовская линия метро
  3. Московское центральное кольцо
  4. МЦД-4
ТПУ "Нижегородская". Фото: t.mos.ru.
ТПУ "Нижегородская". Фото: t.mos.ru.

А также ТПУ на Курской, здесь пересекаются:

  • три линии метро: Арбатско-Покровская, Кольцевая и Люблинско-Дмитровская (станция Чкаловская)
  • два Московских центральных диаметра: МЦД-2 и МЦД-4
ТПУ на Курской. Яндекс.Метро.
ТПУ на Курской. Яндекс.Метро.

Самое большое панно

Самое большое панно в московском метрополитене расположено на станции Электрозаводская Большой кольцевой линии, его длина — 163 метра, а высота — 7 метров.

Панно на станции Электрозаводская БКЛ. Фото: bangkokbook.ru.
Панно на станции Электрозаводская БКЛ. Фото: bangkokbook.ru.

Самая длинная и самая короткая платформа

Самой длинной платформой обладает станция Воробьёвы Горы Сокольнической линии — 282 метра. Кстати говоря, это единственная станция, находящаяся на мосту над рекой.

Станция Воробьёвы Горы. Фото: onemoscow.ru.
Станция Воробьёвы Горы. Фото: onemoscow.ru.

Самые короткие платформы у эстакадных станций Бутовской линии (Улица Скобелевская, Бульвар Адмирала Ушакова, Улица Горчакова и Бунинская аллея).

Длина их платформ составляет всего 90 метров, вместо привычных 160. Из-за этого на линии курсируют только специально построенные укороченные 3-вагонные поезда модели "Русич".

Станция Бульвар Адмирала Ушакова. Фото: bangkokbook.ru.
Станция Бульвар Адмирала Ушакова. Фото: bangkokbook.ru.

Самая широкая и самая узкая платформа

Самой широкой платформой обладает станция Нижегородская — совмещённая станция Большой кольцевой и Некрасовской линий. Ширина платформы составляет 58 метров, станция имеет четыре пути. Станция также является самой широкой одноуровневой станцией России.

Станция Нижегородская. Фото: stroi.mos.ru.
Станция Нижегородская. Фото: stroi.mos.ru.

Самая узкая платформа — у станции Волгоградский проспект Таганско-Краснопресненской линии. Станция выполнена в нестандартных размерах, ширина платформы составляет 8 метров, а расстояние между противоположными колоннами — всего 4 метра.

Станция Волгоградский проспект. Фото: https://bangkokbook.ru.
Станция Волгоградский проспект. Фото: https://bangkokbook.ru.

Станции по сторонам света

Самой северной станцией столичного метро является недавно открытая станция Физтех Люблинско-Дмитровской линии. Самая южная — станция Бунинская аллея Бутовской линии.

Самая западная — Аэропорт Внуково Солнцевской линии, а самая восточная — Некрасовка Некрасовской линии.

Самая «разносторонняя» станция

Самой «разносторонней» станцией Московского метро с уверенностью можно назвать станцию Котельники Таганско-Краснопресненской линии.

Дело в том, что выходы станции ведут сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники (города Московской области).

Станция Котельники. Фото: ru.wikipedia.org.
Станция Котельники. Фото: ru.wikipedia.org.

Самая загруженная и самая незагруженная станция

Согласно данным сайта metrostat.ru, во II квартале 2023 года самой загруженной стала станция Комсомольская Кольцевой линии, пассажиропоток составил 168 тысяч человек в сутки.

Станция Комсомольская. Фото: https://metro.fandom.com.
Станция Комсомольская. Фото: https://metro.fandom.com.

Самой малолюдной оказалась станция Битцевский парк Бутовской линии — 5,4 тысяч пассажиров в сутки, а также станция Белокаменная МЦК — 3,2 тысяч пассажиров в сутки.

Станция Битцевский парк. Фото: https://metro.fandom.com.
Станция Битцевский парк. Фото: https://metro.fandom.com.

Что касается линий метро, самой загруженной является Таганско-Краснопресненская, а самой незагруженной — Бутовская.

Самая тихая станция

Находящаяся на Серпуховско-Тимирязевской линии станция Пражская является самой тихой в метро Москвы. Это объясняется особым видом плитки на путевых стенах станции, данная плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

Станция Пражская. Фото: wiki2.org.
Станция Пражская. Фото: wiki2.org.

Самая кривая станция

Станция Александровский сад Филёвской линии обладает самой кривой платформой. Радиус её кривизны составляет 750 метров.

Станция Александровский сад. Фото: foto-ram.ru.
Станция Александровский сад. Фото: foto-ram.ru.

Станция, которая строилась дольше всего

Станцией-долгостроем является станция Спартак Таганско-Краснопресненской линии.

Станция Спартак. Фото: trip-for-the-soul.ru.
Станция Спартак. Фото: trip-for-the-soul.ru.

Строительство станции под проектным названием "Волоколамская" началось ещё в 1975-м году. Однако позже по ненадобности станция была недостроена и законсервирована. Станцию удалось открыть только в 2014-м году (то есть через 39 лет).

Заброшенная станция Волоколамская. Фото: fanat1k.ru.
Заброшенная станция Волоколамская. Фото: fanat1k.ru.

Станция, которая дольше всего и меньше всего была конечной

Дольше всего конечной станцией является Александровский сад — с 1958 года и до сих пор, то есть уже 66 лет.

Станция Александровский сад. Фото:
Станция Александровский сад. Фото:

Меньше всего конечной являлась станция Румянцево Сокольнической линии — всего 29 дней, с 18 января по 15 февраля 2016 года, пока за ней не открыли станцию Саларьево.

Станция Румянцево. Фото: yablor.ru.
Станция Румянцево. Фото: yablor.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Если было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Удачи и пока!