Приветствуем вас, дорогие читатели!
Московский метрополитен является самым большим и развитым в нашей стране. Разумеется, у столичной подземки есть немало рекордов. Сегодня мы расскажем вам о них.
Про некоторые рекорды, касающиеся названия станций, вы можете прочитать в этой статье: https://dzen.ru/a/ZZlrxU-zbymZleB5.
Приятного чтения!
Самая длинная и самая короткая линия
Самой длинной линией Московского метро является Большая кольцевая. Её длина составляет 62,5 км, на этой же линии находится максимальное количество станций — 31. Время поездки займёт около полутора часов.
Кстати, БКЛ является самой длинной кольцевой линией в мире, а двухпутные тоннели БКЛ отметили в Книге рекордов России как самые протяжённые. Также БКЛ — единственная линия в России и на постсоветском пространстве, которую обслуживают три электродепо.
Что касается радиальных линий, то здесь лидирует Арбатско-Покровская, длина линии — 45,1 км. Чтобы проехать её полностью потребуется 1 час 5 минут.
Самая короткая линия метро Москвы — Бутовская. Её длина всего 10 км. Преимущественно данная ветка проходит по эстакаде над землёй. Для того, чтобы проехать всю линию, потребуется всего 16 минут.
Самая ровная и самая кривая линия
Самой ровной линией Московского метро можно назвать Серпуховско-Тимирязевскую, а самой кривой (не считая кольцевых) — Арбатско-Покровскую.
Самая старая и самая новая линия
Самой старой линией столичной подземки по праву можно считать Сокольническую. Она была открыта в 1935 году и ранее носила название Кировско-Фрунзенская.
На данный момент, самая новая линия в метро Москвы — Некрасовская. Она одна из радиальных линий была полностью спроектирована и построена с нуля в современной истории Москвы. Первый участок линии был открыт в 2019 году.
Самое больше депо
Самым большим депо Московского метро является электродепо «Митино». Депо находится вблизи станции Пятницкое шоссе и обслуживает Арбатско-Покровскую линию.
Его площадь составляет 99 011 м², до открытия депо «Южное» в Санкт-Петербурге 5 сентября 2019 года являлось самым большим в Европе (его площадь — 360 000 м²).
Самый длинный и самый короткий перегон
Среднее расстояние между станциями в метро столицы составляет около 1,8 километра.
Самый длинный перегон в расположен на Арбатско-Покровской линии, между станциями Крылатское и Строгино. Длина перегона целых 6 км 625 м. В среднем поезд преодолевает это расстояние за 7-9 минут. На перегоне между станциями предполагалось открытие ещё одной станции — Троице-Лыково, однако станции так и не была достроена и сейчас используется только как техническая платформа.
Самый короткий перегон находится между станциями Выставочная и Международная Филёвской линии. Его длина составляет 497 метров. Этот перегон поезд проезжает за 2 минуты.
Таким образом, самый короткий перегон в 13 раз короче самого длинного.
Самый большой уклон
Самый большой уклон в московском метро находится на Филёвской линии, на перегоне Киевская — Выставочная и составляет 48 ‰ (тысячных).
Самый длинный и самый короткий переход
Самый длинный переход в Московском метро находится между станцией Павелецкой Замоскворецкой линии и станцией Павелецкой Кольцевой, его длина составляет 250 метров.
Самым короткий переход (не считая кросс-платформенных пересадок) расположен между станциями Севастопольская Серпуховско-Тимирязевской линии и Каховская Большой кольцевой. Для того, чтобы перейти с одной станции на другую, требуется только подняться (или спуститься) по лестнице, расположенной в центре зала.
Самая глубокая и самая неглубокая станция
Самой глубокой является станция Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Глубина станции составляет около 73 метров.
Самая неглубокая из подземных станций — Печатники Люблинско-Дмитровской линии, её глубина всего 5 метров.
Самый длинный и самый короткий эскалатор
Самый длинный эскалатор в Московском метро находится на станции Марьина Роща Большой кольцевой линии, его длина составляет 130 метров.
Самый короткий эскалатор установлен в южном вестибюле станции Саларьево Сокольнической линии — он поднимает пассажиров всего на 3 метра.
Самый большой пересадочный узел
Самым большим пересадочным узлом в метро Москвы (без учёта МЦК и МЦД) является узел станций Библиотека имени Ленина — Арбатская — Александровский сад — Боровицкая. Здесь пересекаются четыре радиальные линии:
- Сокольническая
- Арбатско-Покровская
- Филёвская
- Серпуховско-Тимирязевская
Что касается других ТПУ, то крупнейшими здесь являются ТПУ «Нижегородская», где сходятся:
- Большая кольцевая линия метро
- Некрасовская линия метро
- Московское центральное кольцо
- МЦД-4
А также ТПУ на Курской, здесь пересекаются:
- три линии метро: Арбатско-Покровская, Кольцевая и Люблинско-Дмитровская (станция Чкаловская)
- два Московских центральных диаметра: МЦД-2 и МЦД-4
Самое большое панно
Самое большое панно в московском метрополитене расположено на станции Электрозаводская Большой кольцевой линии, его длина — 163 метра, а высота — 7 метров.
Самая длинная и самая короткая платформа
Самой длинной платформой обладает станция Воробьёвы Горы Сокольнической линии — 282 метра. Кстати говоря, это единственная станция, находящаяся на мосту над рекой.
Самые короткие платформы у эстакадных станций Бутовской линии (Улица Скобелевская, Бульвар Адмирала Ушакова, Улица Горчакова и Бунинская аллея).
Длина их платформ составляет всего 90 метров, вместо привычных 160. Из-за этого на линии курсируют только специально построенные укороченные 3-вагонные поезда модели "Русич".
Самая широкая и самая узкая платформа
Самой широкой платформой обладает станция Нижегородская — совмещённая станция Большой кольцевой и Некрасовской линий. Ширина платформы составляет 58 метров, станция имеет четыре пути. Станция также является самой широкой одноуровневой станцией России.
Самая узкая платформа — у станции Волгоградский проспект Таганско-Краснопресненской линии. Станция выполнена в нестандартных размерах, ширина платформы составляет 8 метров, а расстояние между противоположными колоннами — всего 4 метра.
Станции по сторонам света
Самой северной станцией столичного метро является недавно открытая станция Физтех Люблинско-Дмитровской линии. Самая южная — станция Бунинская аллея Бутовской линии.
Самая западная — Аэропорт Внуково Солнцевской линии, а самая восточная — Некрасовка Некрасовской линии.
Самая «разносторонняя» станция
Самой «разносторонней» станцией Московского метро с уверенностью можно назвать станцию Котельники Таганско-Краснопресненской линии.
Дело в том, что выходы станции ведут сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники (города Московской области).
Самая загруженная и самая незагруженная станция
Согласно данным сайта metrostat.ru, во II квартале 2023 года самой загруженной стала станция Комсомольская Кольцевой линии, пассажиропоток составил 168 тысяч человек в сутки.
Самой малолюдной оказалась станция Битцевский парк Бутовской линии — 5,4 тысяч пассажиров в сутки, а также станция Белокаменная МЦК — 3,2 тысяч пассажиров в сутки.
Что касается линий метро, самой загруженной является Таганско-Краснопресненская, а самой незагруженной — Бутовская.
Самая тихая станция
Находящаяся на Серпуховско-Тимирязевской линии станция Пражская является самой тихой в метро Москвы. Это объясняется особым видом плитки на путевых стенах станции, данная плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.
Самая кривая станция
Станция Александровский сад Филёвской линии обладает самой кривой платформой. Радиус её кривизны составляет 750 метров.
Станция, которая строилась дольше всего
Станцией-долгостроем является станция Спартак Таганско-Краснопресненской линии.
Строительство станции под проектным названием "Волоколамская" началось ещё в 1975-м году. Однако позже по ненадобности станция была недостроена и законсервирована. Станцию удалось открыть только в 2014-м году (то есть через 39 лет).
Станция, которая дольше всего и меньше всего была конечной
Дольше всего конечной станцией является Александровский сад — с 1958 года и до сих пор, то есть уже 66 лет.
Меньше всего конечной являлась станция Румянцево Сокольнической линии — всего 29 дней, с 18 января по 15 февраля 2016 года, пока за ней не открыли станцию Саларьево.
На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Если было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Удачи и пока!