Найти в Дзене

Экологическая угроза под ногами: чем опасны резиновые покрытия из переработанных шин

Оглавление

С приходом весны автовладельцы массово меняют автомобильные шины, а коммунальные службы проводят субботники. Однако эти привычные процессы напоминают о серьезной экологической проблеме – опасности резиновой крошки, которую активно используют для покрытия детских и спортивных площадок.

Ежегодно в России автомобилисты заменяют около миллиона тонн автомобильных покрышек. Хорошая новость в том, что сегодня их реже выбрасывают на стихийные свалки или в овраги. Власти некоторых городов даже борются с «малыми архитектурными формами» из старых шин во дворах. Это связано с развитием бизнеса по переработке б/у резины. Однако изделия из такого сырья вызывают серьезные опасения у экологов.

Речь идет о резиновых ковриках, покрытиях для спортзалов и детских площадок. В некоторых детских садах вся территория для прогулок застелена крошкой из переработанных шин. Также в продаже есть сама крошка, которую можно самостоятельно распределить по поверхности.

Но так ли это безопасно? Последствия видны невооруженным глазом: весенние ручьи, стекающие с таких площадок, оставляют в канавах черные следы. Это оседают крупные частицы, а самые мелкие разносятся водой в водоемы и подземные источники.

С наступлением тепла резиновые покрытия первыми освобождаются от снега и льда, сразу же начиная выделять резкий химический запах. Они активно нагреваются на солнце и отдают тепло вместе с токсичными испарениями. Под палящими лучами «современное» и «безопасное» покрытие пахнет настолько сильно, что родители просят вернуть детям обычную траву.

Кроме того, с каждым годом становится очевидной недолговечность таких покрытий – они быстро разрушаются.

  📷
📷

Чем тоньше слой, тем опаснее

При выборе покрытия для детских и спортивных зон главными критериями считаются травмобезопасность и экономичность, но не влияние на здоровье. Между тем зарубежные исследования подтверждают, что резиновая крошка может способствовать развитию онкологических заболеваний.

Автомобильная шина разлагается более 100 лет, непрерывно выделяя токсины. Они проникают в грунтовые воды, а в жару – в воздух. Даже неподвижно лежащая покрышка выделяет около 100 химических веществ, включая канцерогены: бензапирен, нитрозамины, фенолы.

Простая логика подсказывает: если целая шина разлагается столетие, то измельченная в крошку и рассыпанная тонким слоем – гораздо быстрее. При этом объем вредных веществ остается тем же, но теперь они выделяются не на свалках, а там, где играют дети и тренируются спортсмены.

Шведское агентство по охране окружающей среды провело ряд исследований. Анализ воды после мытья резиновых покрытий показал, что фильтры задерживают только крупные частицы. Самые мелкие (и самые опасные) проникают через любые очистные системы.

Резиновая пыль с токсинами попадает в дыхательные пути, оседает в легких и слизистых, провоцируя астму и онкологию. Получается, что активные тренировки в залах с таким покрытием «нагружают» организм ядовитыми веществами.

  📷
📷

Кустарная переработка и ее последствия

Шины вредны в любом виде, но особенно – в измельченном. Их нельзя просто выбрасывать, требуется профессиональная утилизация. Этим должны заниматься лицензированные организации, специализирующиеся на сборе, транспортировке и переработке опасных отходов.

В России основные правила утилизации шин регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Однако в нем нет четких требований к экологичности методов переработки.

Борьба за чистоту окружающей среды должна заключаться не только в сборе старых покрышек, но и в применении безопасных технологий их переработки. К сожалению, в России таких предприятий крайне мало.

Между тем рынок резиновой крошки активно развивается благодаря дешевому оборудованию из Китая. Многие мелкие производители перемалывают шины в кустарных условиях, не задумываясь о последствиях.

Рециклинг как выход

Один из ключевых законов природы – круговорот веществ. Осознавая урон, который человечество наносит планете, прогрессивные производители стремятся к созданию замкнутых производственных циклов (рециклингу).

Поскольку автомобильные шины на 75% состоят из нефтепродуктов (невозобновляемого ресурса), ученые ищут способы извлечения ценных компонентов из старых покрышек. Это позволит снизить добычу полезных ископаемых и уменьшить нагрузку на экологию.

На сегодня самой перспективной технологией считается пиролиз. Его суть в следующем:

– Резину помещают в герметичные камеры, нагревают до 450-650°C без доступа кислорода.

– Вредные соединения разлагаются, не попадая в атмосферу.

– В результате получают пиролизный газ (используется в нефтехимии и как топливо), технический углерод (сырье для новых шин) и пироконденсат (аналог тяжелой нефти).

Таким образом, отработанные шины не просто уничтожаются, а возвращаются в производственный цикл, снижая потребление природных ресурсов.

Использование резиновой крошки может казаться экономичным решением, но его последствия для здоровья и экологии слишком серьезны. Необходимо развивать безопасные технологии переработки, такие как пиролиз, и строго контролировать качество покрытий для общественных пространств. Иначе «травмобезопасные» площадки могут стать источником скрытой угрозы для будущих поколений.