Изобретатели хэви-металла... Джазовая сторона "Параноида"
Что еще я могу сказать? Каждый рифф и деталь на этом альбоме потрясающие! Поистине стандарт стиля. Пластинка, которая не только превратила их в икон хэви-металла, но и в одиночку создал музыкальный жанр.
Во 2-м альбоме Black Sabbath взяли за основу своё тяжёлое звучание из дебютной пластинки и усовершенствовали его, подобно стальным лезвием уничтожая всё, что было до них.
И почти каждый фанат металла из всех поколений испытал это воздействие на себе: сокрушительно громкий минор, запоминающиеся вязкие риффы, узнаваемый и ни с кем не сравнимый вокал. Поскольку я большой поклонник старого хард-рока, я могу сказать, что ни у кого не было такого гитарного акцента в композициях. Теперь они считаются классикой металла всех времён.
Трудно поверить, что в золотой фонд стиля с этого альбома была взята не одна, а целых три песни: "War Pigs", "Iron Man" и, конечно же, песня, которую они написали в последнюю минуту, чтобы заполнить альбом, "Paranoid".
Тематика песен, как правило, мрачная, с погружением в такие темы, как сверхъестественное, употребление наркотиков, ядерная война и смерть, что соответствовало мрачному, минорному звучанию группы и наводило трепетный ужас на слушателя.
Исполнитель: Black Sabbath – Paranoid (1970, хард-н-хэви рок)
Пробежимся по списку песен
"War Pigs" — "Монстр" продолжительностью семь с половиной минут. Вступительный рифф удивительно атмосферный и в то же время содержит то, что я считаю почти идеальной мелодией. Мрачная увертюра, в которой представлены гитарные партии Айомми и один из лучших риффов в альбоме.
"Paranoid" — это убийственная песня с бешеной скоростью, этот стартовый рифф, переходящий в сводящую с ума певучую мелодию: вот что такое металлическая легенда! Мне нравится этот игривый бас и уверенная игра на барабанах, а также один из самых веселых соло-брейков Айомми.
"Planet Caravan" - мой любимый трек перенесёт вас в места, куда ваше тело никогда не смогло бы перенестись своими силами. Просто слушайте внимательно: путешествие во времени и пространстве, вдохновленное стихиями природы.
Благодаря трогательно звучащему вокалу и интересной партии перкуссии с использованием бонго, фортепиано, более медленному темпу, тихому миксу и постоянному гитарному риффу Айомми, эта вещь позволяет воспарить в созданной атмосфере. Лишь два недостатка не позволят сделать это на 100%. Первый назову здесь – трек преступно короткий, а про второй ниже, в квадро-разделе.
"Iron Man" — лучшая часть альбома, первый рифф - один из самых простых, но в то же время потрясающих в металл-музыке. Аранжировка также блещет живыми звуками во вступлении, вокодером и сокрушительной партией ударных от Билла Уорда. Текст песни рассказывает о демоническом Железном человеке, который стремится отомстить людям, убивая их.
В связи с этим эпиком мне вспомнился жанр японского аниме «меха».
"Electric Funeral" создаёт самую гнетущую атмосферу в альбоме. Скулящий рифф Айомми начинается с жутковатого тона, в котором звучит голос Осборна. Эта песня, посвящённая ядерной войне, определенно является классической и до сих пор актуальной.
"Hand of Doom" — это ещё одна запоминающаяся песня, тихие гитарные и басовые партии которой заставляют слушателя осознать реальность последствий злоупотребления психоактивными веществами. Тексты песен превосходно описывают обречённость и смерть, боль и страдание, зависимость и разочарование, и действительно показывают, что повлияло на многих музыкантов.
"Rat Salad" — интересный инструментальный материал демонстрирует способности Айомми и Билла Уорда, содержит как блюзовые, так и современные (для 1970-х годов) рок-нотки. И ещё больше тяжёлых риффов. Ведь салат и тот крысиный!
"Fairies Wear Boots" — громыхающая классика стоунер-металла, последняя жемчужина альбома. Тексты песен весёлые, насколько это возможно в стиле хэви: либо как "душераздирающая" история о наркомане, который кричал "волк" (или "фея" в данном случае), либо как язвительный отзыв об английском движении скинхедов.
Как почти 40-летний поклонник Black Sabbath, я видел миллион и одно переиздание, компиляции, ремастеры и так далее. После десятого альбома они становятся утомительными и повторяющимися.
Этот альбом издавался и переиздавался больше раз, чем можно сосчитать. Совсем недавно, в 2009 году, "Paranoid" (наряду с другими классическими альбомами Sabbath) получил подарочное издание в виде бокс-сета с 2CD + DTS DVD 4.0. Именно тогда произошло первое официальное возвращение «Параноида» в цифровой квадрафонии.
Понятное дело, что все «параноики» планеты бросились раскупать этот набор. Сделал это и я: увидев содержимое, я сразу же решил, что DTS 4.0 в коробке стоит того, чтобы заплатить за вход. Запись оказалось глуховатой, но к счастью, за 25 долларов можно было позволить эту покупку.
Кроме дисков мы получили богато оформленный буклет с программой тура 70-х, репродукции постеров, фотографий. Бокс-сет «раскладушка» поставлялся с защитным пластиковым футляром, как в старые добрые времена.
Но стоит ли покупать эти диски, зависит от того, что на них написано и чего вы ожидаете в данное время. На то время и за неимением лучшего варианта, оно меня устраивало! Ведь дело в квадро-миксе!
Как гром с неба в 2023 году грянула новость о том, что Rhino запускает серию из синих дисков под названием Quadio. В каждом наборе предполагается по 4 диска с миксами 4.0. Поэтому их для краткости ещё назвали «4х4».
Первым вышел следующий набор, в котором мы видим нашего героя – «Параноида» с небывалым разрешением звуковых дорожек – 192/24 Hi-resolution:
Все четыре диска из этого Bundle #1 я уже собрал, и по мере своих пожилых сил делюсь на своём канале впечатлениями от объёмного звука во всех этих альбомах (см. ссылки внизу).
Давайте перейдем уже к квадрафонии «Параноида» - четырёхканальному миксу 1974 года.
Это большая редкость для поклонников «Блэк Саббат».
Квадрафонический звук, или объемный звук 4.0, использует четыре аудиоканала, подключенных к четырем динамикам, расположенным по углам пространства для прослушивания. Многодорожечный звук является многомерным, погружая слушателя в обширный звуковой ландшафт.
Black Sabbath "Paranoid" Blu-ray-Quadio 4.0
Blu-ray: DTS-HD MA 192/24 4.0, DTS-HD MA 192/24 2.0
ВИА:
Bass Guitar – Terry "Geezer" Butler*
Drums – Bill Ward
Lead Guitar – Tony Iommi
Vocals – Ozzy Osbourne
Written-By – Ward*, Osbourne*, Butler*, Iommi*
Производство:
Engineer – Brian Humphries, Tony Allom*
Quadraphonic Remix – Mike Butcher
Quadraphonic Sound – Spock Wall
Producer – Rodger Bain
Discrete 7 1/2ips Quadraphonic reel-to-reel.
℗ 1974 Warner Bros. Records Inc., Warner Bros. Records – WS4 1887, Originally released in 1970.
QUADRADISC - CD4 CHANNEL DISCRETE (1974)
This Quadradisc enables you to enjoy the only truly discrete quadraphonic sound available from a record. When played through a demodulator, it will produce pure, unsmeared four-channel sound. Quadradiscs are fully compatible with existing stereo equipment.
Warner Bros. Records Inc. (BA2 3104) ℗ 1974 / 2023
С того момента, как я нажал "воспроизвести", я был потрясён точностью и ясностью записи. После десятилетий прослушивания обычного стерео на CD любого ремастеринга, я теперь могу забыть об этом навсегда: по сравнению с 192/24 компакт-диск с 44/16 звучит как грязь, не говоря уже о детальности, доступной только в числе каналов, превышающих 2.
Нужны доказательства? По большому счёту они в самом принципе сведения многоканальной записи в 2, 4, 5…каналов. Но об этом читайте в других статьях, а тут приведу другой тезис – битрейт. Именно так и звучит оригинальная мастер-лента:
Что касается звучания, то да, оно великолепно: уровень громкости на должном месте, что ставит некоторые ремастеры в позорное положение. Если вы когда-нибудь искали окончательную версию, то это именно она!
Анализ
Итак, мой анализ микса вылился в нижеследующее исследование:
1. Баланс. Да, для всех треков, кроме 3 (сильный дисбаланс) и 4 (лёгкий дисбаланс).
2. Статика. Позиционирование исполнителей очень затейливое!
С гитарой проводились фантастические махинации. То она охватывает фланги с загибом за спину, а то рычит вязким риффом в задних каналах в то время, как спереди доносится ещё и ритм-гитара. И там она долго не сидит!
Барабаны не знают покоя: бьют с фронтов и бегают в тылах.
Периодически во фронтах и тылу возникают бонги и бубен.
Оззи буквально парит над моей головой где-то сверху со всеми признаками «голоса бога» (треки 1, 8).
3. Динамика. Вопреки современному взгляду на тяжмет о том, что это бетонная и окаменелая в миксе музыка, в 1974 году так не думали и ничем себя не сдерживали.
Барабаны бегают по разным траекториям, включая круги. От них не отстают гитарные риффы и соляки. Практически в каждом миксе. И это радует.
Вывод
Очень, очень интересный микс, это было похоже на прослушивание альбома в первый раз!
Тяжмет - «трудный» материал (формально так повелось за тяжёлой музыкой, где звучат всего лишь 2 гитары, «кухня» и вокалист), который сейчас сводят не только в 2.0 весьма простецки.
(ритм-секция, вокал и гитары притягиваются к центру… для давления, напора на слушателя «в лоб»)
Но в 1974 году над миксом изрядно поработали, словно, это какая-нибудь джазовая пластинка.
Запомните имя этого мастера: Майк Батчер
И я вам скажу, даже, больше: в известной степени «Параноид» зазвучал как «упрощённый» джаз, скажем, в таком сравнении миксов, как это было сделано в квадра-миксе -
Weather Report "Tale Spinnin'" SACD 4.0: Quadra-тная сказка
(см. ссылку в описании внизу)
Главный инженерный приём, генеральная стратегия звукорежиссёра, приведшая к неоспоримому успеху, это расширенное панорамирование. Крутой специалист (это слышно по уровню его работы) разместил партии инструментов подальше в стороны от виртуального центра.
Не только Риффы Айомми звучат потрясающе дискретно! В окружающем слушателя пространстве обнаруживается множество деталей, которых я никогда не замечал в стерео-сведении.
Когда "War Pigs" начинается с того, что Оззи поёт то из левого фронтального канала, а потом перебирается под потолок вашей комнаты, паря над вашей головой, вы знаете, что вас ждет настоящее удовольствие.
Микс невероятно сложный для тяжёлого жанра музыки, в который я до сих пор не могу поверить, что они смогли переделать то, с чем работали.
Однако есть одно «тёмное» место, как я думаю, допущенное инженером намеренно, которое может разочаровать. Я говорю о миксе «Каравана планет». Волшебный полёт к орбитам космических тел в Солнечной системе почти не предусматривает звуковую поддержку со стороны задних каналов. То есть это почти стерео! Лишь в конце трека в тылах возникают некие мягкие клавишные аккорды.
Как, зачем и почему столь классный инженер решился на такое, ума не приложу (((…
Подведу итог:
1. War Pigs 7:55 = 10
2. Paranoid 2:50 = 10
3. Planet Caravan 4:30 = 4
4. Iron Man 6:00 = 9/10
5. Electric Funeral 4:50 = 10
6. Hand Of Doom 7:10 = 10
7. Rat Salad 2:30 = 10
8. Fairies Wear Boots 6:15 = 9/10
Средний балл = 9
Ладно, пусть будет так, хотя я глубоко убеждён, что все плюсы и навороты микса перевешивают маленькую «ложечку дёгтя» в короткой, по факту, композиции. Если кто-то против моего педантизма, то я готов поддержать мнение о том, что тут 10 баллов!
Резюме
Что ж, это и есть "Paranoid", тот самый альбом, который вы слышали миллион раз за эти годы, и это классика, так что берите его квадра-версию на вооружение! Да, в нём не будет распрекрасных бонусов, доставшихся более ранним «юбилейным бокс-сетам», но и те лишены звука с высоким разрешением!
Коллекционеры полных каталогов (так называемые «комплетисты» от слова complete) мало слушают свои покупки, ибо знают, что один ремастер ничем не хуже другого. Они покупают наборы из-за приятных бонусных функций к основному альбому (с инструментальными и альтернативными вокальными дублями песен и т.п.).
Видите ли, несмотря на то что ряд изданий носят название "Super Deluxe", кажется, что им всё ещё чего-то не хватает. Это подтвердит любой фанат в теме, так сказать, и приведёт свои тезисы (типа «а где интересный материал NNN?»), касающиеся какого-нибудь квартирника на кухне у Гизера Батлера под Рождество 19ХХ года.
Ну, раритет жеж!
Да, как бы и не поспоришь, однако, а как же насчёт исторической справедливости, наконец? Какой-то «квартирник» с тухлым качеством, значит, необходим, а настоящая студийная работа с великолепным (lossless) звучанием нет, так что ли?
К счастью, в 2023 году лёд в отдельно взятом лейбле (Warner \ Rhino) тронулся, и мы имеем возможность купить по вполне малобюджетной цене «краеугольный камень тяжмета» в виде столь значимого альбома со звуком высокого разрешения 192/24 4.0.
Утерянный, было, «Параноид» зазвучал по-настоящему только в этом Quadio Blu-ray, наглядно показав ущербность того стерео-поля, на какое вогнали его в 1970 году.
В конце концов, подведу итог: если вы фанатик Black Sabbath, а также аудиофил (в хорошем смысле этого слова 😊), то конечно, игнорировать появление ультимативной версии для невероятного, новаторского альбома будет преступлению подобно.
Авось, хорошие продажи этого диска (а я уверен в хороших), заставят менеджмент группы пересмотреть свои маркетинговые планы на будущее и запустить в хайрезно-многоканальный ремикс весь ранний каталог с Оззи, Дио и, даже, Гилланом.
И кое-что уже делается! Не так давно, помнится, уже вышел синий диск с Атмосом концертника "Live Evil":
Dolby Atmos (TrueHD 7.1) & Hi-Res Stereo Mixes (DTS-HD MA 5.1)
Featuring "The Mob Rules," "Heaven And Hell," "Neon Knights," & "Paranoid"
Впереди нас ждёт ещё много чего интересного!!!
Подписывайтесь на канал и окружайте себя только самым лучшим звучанием своих любимых альбомов!
Другие многоканальные альбомы из Bundle #1, концерты и ап-миксы Black Sabbath:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 11 серия: Black Sabbath "Sabbath Bloody Sabbath" (1973)
Black Sabbath "The End" BD 5.1: Замыкая круг – это конец!
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 20 серия: Black Sabbath "Vol 4" (1972)
J. Geils Band "Nightmares… And Other Tales From The Vinyl Jungle" BD 4.0: Wow-эффект
Alice Cooper "Billion Dollar Babies" BD 4.0: Всё возвращается на круги своя
Jefferson Starship "Red Octopus" BD-A 4.0: Беспроигрышное название
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Weather Report "Tale Spinnin'" SACD 4.0: Quadra-тная сказка
Ian Gillan "Gillan's Inn" Dolby Digital 5.1: Посиделки с мистером Гилланом
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 36 серия: Scorpions "In Trance" (1975)
Dio "Holy Diver Live" Blu-ray 5.1: Дайвер жил, жив и будет
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!