У большинства крупных соул-групп начала 70-х было что-то общее, так это то, что они начинали петь ду-воп (хоровой припев, на их языке читаемый, как doo-wop) вместе, как правило, в старших классах школы, и обладали огромным упорством, чтобы продержаться первые годы, прежде чем вырваться на свободу. Вот почему они все казались такими профессиональными, у них был свой вокал и танцевальные па, и они уже могли устраивать отличные шоу.
Spinners не были исключением из этого правила. Пару раз они попадали в чарты: ещё в 1961 году у них был альбом "That's What Girls Are Made For" (27-е место) на маленьком лейбле Tri-phi Records, позже купленном Motown. Для Motown они записали песни "I'll Always Love You" (1965) и "It's a Shame", написанные Стиви Уандером, которые заняли 14-е место. Но если на второстепенный лейбл это произвело бы впечатление, то на Motown это было едва замечено, т.к. вышло на их второстепенном суб-лейбле V.I.P.
В Motown «спиннерам» также приходилось терпеть унижение от того, что они подвозили крупных артистов или даже работали в отделе доставки, чтобы заработать себе на пропитание. Требовались перемены.
Затем наступил 1973 год. Им повезло, и они подписали контракт с другим крупным лейблом, который обладал большим влиянием и дистрибуцией.
И этим спасением стал Atlantic! Как говорится, остальное - история.
Им также повезло в том, что Том Белл (Thom Bell) был назначен их продюсером. Белл уже успел сделать себе громкое имя в Филадельфии как продюсер и автор песен для The Delfonics, а затем и The Stylistics, но, к сожалению, ни одна из групп не смогла придумать новые хиты после того, как он покинул их.
Это правда, что самый большой успех к группе пришёл после того, как они перешли на Atlantic Records и Том Белл стал их продюсером, но именно вокальные таланты выделили их из толпы вокальных коллективов, заполонивших эфир в начале и середине 1970-х. Радио, пожалуй, является самым близким средством коммуникации с точки зрения связи между артистом или оратором и людьми в аудитории.
У них также появился новый вокалист в лице Филиппа Уинна (Phillipe Wynne), который делил обязанности ведущего вокалиста с давним участником группы Бобби Смитом (Bobby Smith). Их выступления в течение трёхминутной песни могли сменяться от горько-сладких до радостных и успокаивающих, обладали сверхъестественной способностью вызывать у радиослушателя ощущение, что они обращаются непосредственно к нему.
Легенда гласит о том, что когда Филипп пришёл на прослушивание, то уже после 5 секунд пения группа сказала: "О да, чувак, ты в деле!!!" Его отчётливый вокал был настолько привлекательным, что группа не могла не высказать ему своё восхищение.
Первый сингл, "How Could I Let You Get Away", представлял собой медленный джем с фирменными нотами Тома Белла, такими как использование ситара в миксе и сильное использование высокого тенора. Но когда он остановился на 77-м месте, удача снова улыбнулась Spinners: ди-джеи спонтанно играли Би-сайд то там, то тут, и не успели и глазом моргнуть, как "I'll Be Around" стремительно поднялся в чартах, достигнув 3-го места в поп-музыке и 1-го места в R & B, став их первой золотой пластинкой.
Это изменило для Spinners всё. В основном это определило стиль их длинной череды хитов 70-х: более энергичное, бодрое звучание, под которое люди могли танцевать, с большими, плавными оркестровыми аранжировками, включающими струнные.
Таким стал их дебют (герой нашего обзора) на новом лейбле (Atlantic Records), первый из длинной серии из пяти альбомов, которая длилась около трёх лет.
Исполнитель: The Spinners - Spinners (1973, филадельфийский соул)
Он был ближе к филадельфийскому саунду, чем к обычному мемфисскому саунду Atlantic, но лейбл не жаловался на то, что за ним последовала череда из 10 лучших хитов. Белл создал для Spinners синглы, которые были доступны для американского радио и которые в основном были чисто поп-музыкой.
Это были танцевальные песни с нотками эстрады, что делало их своего рода предшественниками диско и не пересекалось с другими соул-направлениями, такими как фанк или урбанистические звуки, доносящиеся из фильмов Blacksploitation (фильмы часто были так себе, но там были отличные саундтреки от таких исполнителей, как Кертис Мэйфилд, Бобби Уомак и Марвин Гэй).
Самое большое влияние на Spinners, за исключением Тома Белла, оказала музыка в стиле госпел, но вы не услышите её в их синглах. Именно в своих живых выступлениях Spinners использовали эти песни и превратили их в длинные номера с большим количеством разговоров, рассказывания историй, спонтанного вокала, хлопков и танцев. Именно здесь Spinners по-настоящему показали, на что они способны за пределами трёхминутного сингла.
Их концертный альбом 1975 года, хотя и не такой большой, как их пять альбомов, ставших золотыми, на самом деле является одним из лучших; посмотрите его и на YouTube. Хитовый период продолжался до 1976 года и включал их совместную песню №1 с Дионн Уорвик "Then Came You".
После нескольких, но пользующихся успехом релизов, их покинул Белл. Филипп Уинн тоже ушёл, иногда выступая с Parliament/Funkadelic, и был заменён Джоном Эдвардсом (John Edwards). В 1979-80 годах было выпущено несколько неожиданных хитов с танцевальными переработками песен "Working My Way Back To You" группы Four Seasons и "Cupid" Сэма Кука (Sam Cooke), но группа, как и большинство других, в конечном счете, остановилась на старых песнях.
Я хотел бы прояснить одно неправильное представление о Spinners: что они были чем-то вроде группы с вращающимися дверями и бесконечными кадровыми перестановками, которых было почти достаточно, чтобы сделать их скорее брендом, чем реальной группой. Хотя это правда, что на протяжении многих лет у Spinners было 17 участников!
Обычно это были второстепенные вокалисты, сменявшие друг друга, несколько разных лидеров и обычные изменения в последние годы, когда певцы просто меняются для разных туров. Хотя они и не были похожи на The Delfonics, у которых за удивительную пятидесятилетнюю карьеру была всего одна замена, ядро Spinners состояло из четырёх человек: Генри Фамбро, Первиса Джексона, Билли Хендерсона и Бобби Смита, которые были основателями с 1954 года. Они оставались в группе до тех пор, пока не были вынуждены уйти на пенсию по состоянию здоровья или потому что они умерли в 2004-13 годах. Да, Spinners были долгоиграющей группой.
Интересное в этой истории ещё и то, что за свою карьеру им предоставилась возможность выпустить как минимум 2 квадрафонические пластинки: третий по порядку, одноимённый "Spinners" 1973 года и шестой студийный альбом "Pick Of The Litter" 1975 года.
13 октября 2023 года компания Rhino Records, ровно через 50 лет, достала из архивов ту самую оригинальную запись и переиздала её в виде Blu-ray для своей серии «4 х 4» (то есть 4 диска с 4 каналами), которая получила порядковый номер Quadio Bundle #2:
(рецензии на эти издания ищите у меня на канале)
Как всегда на этих дисках, звуковые дорожки (4.0 и 2.0) представлены с максимальным разрешением: 192kHz и 24-bit, что дало битрейт порядка 11500 кб/с. А вот и диск во плоти:
Spinners "Spinners" Blu-ray Quadio
Blu-ray: DTS-HD Master 192/24 Audio 4.0, DTS-HD Master 192/24 Audio 2.0
Producer: Thom Bell
Recorded & re-mixed at Sigma Sound Studios, Philadelphia, PA.
Recording & re-mix engineer: Joe Tarsia
Atlantic Recording Corporation / Rhino Music (BA2 7256) ℗ © 1973 / 2023
Что же, пора. Усядусь-ка в центре своей системы ДК, чтобы предаться сладкому гедонизму 70-х. Настроение у песен приподнятое и радостное. В программе 10 номеров. Звук хороший, чистый и насыщенный. А микс имеет следующие характеристики:
1. Баланс. Да, чёрт возьми, во всех треках!
2. Статика. Мягкие и, одновременно, дискретные звуки оркестра служат той окружающей атмосферой, в пространство которой помещаются остальные исполнители. Несмотря на то, что их много, инженеру удалось хорошо локализовать как солистов, так и группу поддержки.
Два лидер-вокалиста всегда спереди (в виртуальном центре, или чуть слева от него), а хор поддерживает их из-за спины слушателя. Вокалистки могут находиться как в тылах, так и во фронтах.
Ударная установка не является доминантной частью ансамбля в большинстве миксов, но, когда это так, подключается демон-басист, чтобы помочь барабанщику в сильной доле колотить по бочке в задних каналах бойко и громко (треки 3, 4, 5, 6). Там же «сидят» бонги, а вот тарелки могут быть в любом из углов.
Квакающие гитарки чаще всего позиционируются в левом фланге, а дудки в правом.
Клавишные также мягкие и могут звучать откуда угодно.
3. Динамика. Нет.
Вывод
Композиции обладают весьма плотным звучанием тылов, а баллады, хотя и «воздушны», также не теряют баланса. Отличная детализация, тихое и сфокусированное звуковое сопровождение. Никаких цифровых эффектов, все аналоговое...
В целом пустот в миксе нет, всё звучит достаточно дискретно, чтобы без особого труда понять, кто из какой точки пространства демонстрирует свой вклад в исполнение.
1. Just Can't Get You Out of My Mind = 10
2. Just You and Me Baby = 10
3. Don't Let the Green Grass Fool You = 10
4. I Could Never (Repay Your Love) = 10
5. I'll Be Around = 10
6. One of a Kind (Love Affair) = 10
7. We Belong Together = 10
8. Ghetto Child = 10
9. How Could I Let You Get Away = 10
10. Could It Be I'm Falling in Love = 10
Средний балл = 10
Без преувеличения могу сказать, что тут сведён сбалансированный, идеальный микс для биг-бэнда (англ. big band — большой ансамбль джазовой или эстрадной музыки), а инженер, его сотворивший – великий гуру, волшебник звукозаписи!
Запомним его имя: Joe Tarsia
Он сумел не только уместить большой коллектив музыкантов в одно «помещение», но и сделал прослушивание очень комфортным. Микс действительно дискретен, благодаря мощному использованию задних каналов и широкому распределению инструментов по всем углам.
Отличная детализация, тихое и сфокусированное звуковое сопровождение. Никаких цифровых эффектов, все аналоговое...Mofi проделала хорошую работу над этим фильмом и рада, что кассеты в таком хорошем состоянии. Это действительно прекрасная презентация этой удивительной группы блестящих артистов.
Подобный эффект я могу припомнить, разве что в квадрафонии оркестров Поля Мориа и Хьюго Монтенегро. Кому они интересны, пройдитесь по ссылкам внизу.
Резюме
1972 и 1973 были годами, когда The Spinners-таки получили шанс пробиться к широкой аудитории после нескольких лет выступлений на Motown без какого-либо особого успеха. Потом, спустя годы, с командой поддержки и контрактом с Atlantic, напряжённая работа коллектива, наконец-то окупилась.
Как показало время, этот набор песен стал классикой жанра соул, поскольку в нём есть такие стандарты, как "How Could I Let You Get Away", "Just Can't Get You Out of My Mind", "Don't Let the Green Grass Fool You", "Could It Be I'm Falling in Love", в которых много струнных, характерных для филадельфийского соула. И, конечно, хит группы "I'll Be Around". Рэпер Rappin' 4-Tay также записал свою собственную версию песни в 1994 году, применив фанковую стилистику для своего номера в хип-хопе.
Филлип Уинн, Бобби Смит с компанией подготовили насыщенный альбом, наполненный сочной продюсерской работой Тома Белла, приятными гармониями и мелодиями. Переезд из Детройта в Филадельфию, несомненно, был для всех самым удачным предприятием.
Исполнитель: The Spinners - Spinners (1973, филадельфийский соул)
Шесть номинаций на премию "Грэмми", восемнадцать золотых и платиновых альбомов, двадцать поп-синглов, вошедших в топ-40, а также поп- и R &B-чарты, The Spinners более чем заслужили свое место в пантеоне американской поп-музыки. А их одноимённый альбом "Spinners", безусловно, необходим слушателям для того, чтобы по-настоящему ощутить то, что может предложить филадельфийский соул.
Данный квадрафонический диск - действительно прекрасная презентация этой удивительной группы блестящих артистов.
Другие многоканальные альбомы в стилях soul, Rich-n-Beautiful (R-n-B), funk:
Lionel Richie "Just For You" SACD 5.1: Уже не тот
Marvin Gaye "Let's Get It On" Blu-ray 5.1: Икона стиля
Kem "Album II" MLP 5.1: Привет от Motown
George Benson & Al Jarreau "Givin' It Up" DTS 5.1: ... и другие
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Calogero ".Calog3ro" SACD 5.1: Гость из Франции
Hugo Montenegro "Hugo In Wonder-Land" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Стиви Уандера
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Paul Mauriat "Emmanuelle & Fantastic 4 Channel" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №3
Paul Mauriat "Penelope & Holidays" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №2
Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1
Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1
Billy Cobham "Spectrum" SACD 4.0: Всесторонний объектный слух
Astrud Gilberto "Now" DVD-Audio 5.1: Сейчас и навсегда
Billie Myers "Growing, Pains" DTS-CD 5.1: Она Билли
Don Henley "The End Of The Innocence" DTS-CD 5.1: Сольный полёт «Орла»
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!