"Том 4 - Volume 4" - это праздник для сердца и ума одновременно. Новые глубины мелодических инноваций демонстрируются с первых минут, и уровень музыкальности теперь находится на территории совершенно ошеломляющего.
На этом альбоме происходят вещи, которые я сам начал понимать только после многих лет изучения музыки. Вещи, которые я бы даже не узнал в те годы, когда я чувствовал, что мои собственные музыкальные "навыки" были на пике.
"Vol 4" – тот самый случай, в котором Black Sabbath проявляют свою очень важную способность - умение делать простое сложным, а сложное простым. Именно этот экстраординарный дар в сочетании с желанием раскрыть своё звучание начинает поднимать группу на новые высоты.
Это командная работа. Это музыканты, телепатически соединяющиеся. Именно здесь Black Sabbath становятся настолько уверенными в своих уникальных музыкальных видениях, что начинает проявляться определенная раскованность, эксперименты начинают достигать новых высот, и всё же всё это связано с грубой силой. Она парадоксальным образом связана с дисциплиной - основным принципом их музыкальных начинаний. Я бы сказал, что этот фундаментальный аспект Black Sabbath - дисциплина - является одним из самых важных компонентов их постоянного композиторского успеха.
Но почему эти альбомы, записанные так давно, продолжают поражать и удивлять, когда так много представителей этого жанра в конечном итоге оказались втянутыми в то, кто играл "быстрее всех", кто мог сыграть "больше всего нот", кто мог "кричать громче всех" и так далее...
Исполнитель: Black Sabbath "Vol 4" (1972, хард-рок)
"Том 4 - Volume 4" – сбалансированный альбом, в котором уживаются эксперименты с тяжёлыми риффами и прекрасной мелодикой. В его саунде присутствует «воздух», благоприятно сказавшийся на локализацию инструментов в стерео-панораме.
Поэтому у нас появилась тема для беседы в попытке развернуть пределы двух каналов до пяти.
Для опыта понадобятся домашний кинотеатр и компакт диск, вот, хотя бы этот
Black Sabbath "Vol 4" CD
01. Wheels Of Confusion - 8:00
02. Tomorrow's Dream - 3:08
03. Changes - 4:41
04. FX - 1:41
05. Supernaut - 4:43
06. Snowblind - 5:28
07. Cornucopia - 3:50
08. Laguna Sunrise - 2:50
09. St. Vitus Dance - 2:25
10. Under The Sun (Every Day Comes And Goes) - 5:52
ВИА:
Tony Iommi - lead & acoustic (8) guitars, piano (3), Mellotron (3)
Geezer Butler - bass
Ozzy Osbourne - vocals
Bill Ward - drums, percussion
Вместе с Orchestra (6,8)
Remastered by Ray Staff
Castle Communication PLC / CD Essential (ESM CD 304)© 1972 \ 1996
Как обычно слушаем и отмечаем детали в полученном ап-миксе.
1. Баланс. В тех треках, где басовые вариации разрядили напряжённость звука в центре, появился шанс для баланса. Баллада «Перемены» и инструментальная «Восход над лагуной» - как раз те счастливые случаи. К ним можно добавить и частичное выполнение данного критерия в 2 - "Tomorrow's Dream - Мечте завтрашнего дня". Причиной тому будет разделение ведущего риффа на два фланга, когда гитара звучит с одинаковой громкостью в унисон в левой и правой паре колонок.
2. Статика. Ап-миксеру удаётся выносить в тылы кроме явно-бодрых риффов ещё и тарелки\перкуссии, вокалы, клавишные, струнные.
Восхитительно звучат нестандартные вещи – 3 и 8.
А вот с "Wheels of Confusion" всё очень непрсто… и об этом ниже.
3. Динамика. Несколько раз наблюдались движения гитар в тылах в треках 1, 2 и 10.
Остановлюсь на нескольких примерах.
1 - "Wheels of Confusion" – почти восемь минут гитарного симфонизма. Вы не ослышались – симфония и разговор о ней простым не будет. На всём её протяжении будут меняться звуковые схемы. Поэтому оценка ап-микса не будет очень однозначной.
Печальное и красивое вступление переходит в рифф, который сразу подтверждает, что Биллу Уорду не было равных. Этот куплетный рифф тяжёлый, но в то же время отличается от предыдущих работ Айомми. В нём есть глубокое ощущение разреженности и остается место для мелодичных криков Осборна с неба.
На стыке перехода вступления к риффу происходит коллапс объёма, который схлопывается в центр, влекомый тем самым риффом.
Однако ключом к успеху этой идеи является некий Уильям Уорд. Там, где почти каждый барабанщик на планете нашел бы "ритм" для этого риффа, Уорд играет как джазовый барабанщик в каком-нибудь экспериментальном классическом ансамбле. Свободно продвигая его вперёд с замахом, но полностью зафиксированный и готовый к удару.
Осборн поёт стихи Батлера из какого-то ещё не использованного реалити-шоу "Луна и её тёмная сторона": "Невинность и любовь - это все, что я знал. Это была иллюзия." Именно здесь группа впервые попробовала на вкус один из величайших синкопированных риффов в своей истории. Уорд новаторски синхронизируется с риффом и влекомый свободному, джазовому ощущению находит вариации для своей первоначальной идеи, чтобы зафиксировать их обратно во втором куплете.
Голос Осборна достиг здесь нового уровня красоты. Именно этот голос в конечном счёте "продаст миллионы пластинок". Но дебют этого вокального стиля для него уже здесь, и органичность его пения просто ошеломляет: чистый и высокий тон.
Затем группа приступает ко 2-му раунду величайшего синхронизированного риффа, когда-либо задуманного. Уорд и Батлер теперь держатся немного крепче. Рифф воспроизводится снова дважды, но на этот раз полностью синхронно с Уордом оба раза. Невероятный, плотный барабан заполняет пространство между тёмным, нисходящим аккордовым мотивом, который, кажется, указывает на появление чего-то нового. И затем...
Космос.
Группа здесь абсолютно в глубоком космосе, и даже Hawkwind и их тональные генераторы не смогли проникнуть намного глубже. Фоновые гитары звучат не как гитары, а как метеоры, которые проносятся по небу, когда команда находится на долбаном ракетном корабле, управляемом Батлером и Уордом, которые раскачиваются на одной ноте. Позвольте мне ещё раз заявить: Батлер и Уорд играют на одной ноте. Найдите это в своей музыкальной библиотеке! Простое становится сложным - нереальный блеск.
Вскоре Айомми садится за руль и говорит: "Я сажаю наш корабль". Гитара опускается, а бас-гитара и барабаны выстраиваются в линию в качестве фона с отголоском в тылах. Осборн и Айомми совместно пилотируют мелодию, которая позволяет этому космическому кораблю совершить окончательный спуск на Землю, но не раньше, чем трио снова столкнется с синхронизированным риффом, поскольку дымящиеся газы и ракетная плазма накрывает всех и посадочную площадку в том числе.
Как и в любой хорошей истории, пришло время для финала. Вокал Осборна напоминает о сути дела.
"Итак, я обнаружил, что жизнь - это всего лишь игра. Но ты же знаешь, что победителя никогда не было. Старайся изо всех сил, ты всё равно останешься неудачником. Мир всё ещё будет вращаться, когда ты уйдёшь."
Это "блюз", задуманный не через обычные истории о любви и разбитом сердце, а через ощущение, что большинство людей чувствуют себя обманутыми ранними ссылками на спокойствие и простоту. Эта жизнь, в конечном счёте, на самом деле состоит из двух жизней. Одна из невинности, а другая - суровая реальность.
И вот синхронизированный рифф вернулся к завершению песни. Он заперт и готов к своему пристанищу. Один из самых жутких моментов для нас с "Саббат" происходит в самом конце, когда кажется, что каждый участник останавливается всего на четверть секунды в воздухе, а затем все трое рушатся в унисон.
5:18 - Всё кончено?
Да-Да... это следующее продвижение «Колёс - Wheels» - "выпрямляющее". Вот где вступает в игру эта уникальная саббатовская дисциплина. За этим следует довольно простой барабанный и басовый грув.
Есть великие исполнители на инструментах, а есть великие музыканты. Великие музыканты знают, когда нужно уйти с дороги. Батлер и Уорд сливаются в позитивно красивый фон ото всюду и позволяют Энтони Фрэнку Айомми взять бразды правления в свои руки, а ноги его стоят в левом фронте.
Далее следуют два отрезка с одними из самых ошеломляющих гитарных импровизаций, когда-либо записанных на плёнку. Очень медленно он выстраивает вводную тему. А затем, подобно исследователям, ищущим одну и ту же планету разными путями, два соло отрываются, чтобы исследовать ночь самостоятельно. Их пути время от времени пересекаются, они даже останавливаются, чтобы поговорить, и каждый, кажется, каким-то образом подыгрывает другому.
Это действительно одна из самых блестящих соло в «Четвёртом томе». Быстрые трели атакуют, когда джазовые фразы становятся безудержными, прежде чем исчезнуть до черноты. 5 баллов.
2 - "Tomorrow's Dream - Мечта завтрашнего дня" поднимает хард-рок на ступеньку выше. В то время как симфония "Wheels of Confusion" была своего рода звуковой грязевой ванной (Эй! Запись на Марсе нелегка!), "Tomorrow Dream" выходит на сцену с невероятно крепким гитарным тембром. Густой, тяжелый рифф патокой следует за вокальной мелодией, за которую можно умереть. Осборн выходит здесь на новый уровень. Во время куплетов Батлер использует здесь маленький трюк, который является одним из его величайших. А именно, во время куплетов он иногда позволяет басовой партии отставать примерно на половину такта от риффа, а затем синхронизирует ее для завершения. В результате эта песня положительно заряжает энергией. Рифф прекрасным образом делится на фланги и поддаёт из тылов почти равной с фронтами мощностью.
Бридж окрашивает тылы новыми красками – перкуссиями из недр которых, из правого тыла зарождается перелетающий эффект, сыгранный клавишным инструментом. После бриджа трио снова синхронизируется для силовой секции и завершается тем, что космическая гитара растворяется в ночи. Дополнительные к риффам дискретные элементы поправляют оценку до 6 баллов.
3 - "Changes - Перемены". Музыкальная тема, исполненная на пиано разделена на фланги, что послужило поводом говорить о балансе. Вокал Осборна варьируется от лидируещего в центре до подвпевающего и всех углов. Меллотрон давит ноту во фронтальной панораме. Можно поставить 7 баллов.
4 - "FX" – реверберированный шумовой эффект, к сожалению, не поддался раскрутке на 360 градусов. Сектор, в котором он движется – 90 градусов, с фокусом к левому фронту, поэтому тылы остаются голыми: 3 балла.
5 - "Supernaut" – громкая тарелка в левом фланге, риф в центре и соло в левом фланге – вот почти и всё, покуда не начнётся бридж. Перкуссии на его протяжении распределяются по углам и бодрят нас почти до самого конца. Бридж вытягивает ап-микс до 5 баллов.
6 - "Snowblind" – и снова фланговый рифф, широкие и раскидистые (во всех углах) барабаны, солирующая справа гитара окружают по всему периметру. Ближе к концу к этому окружению неожиданно приходят тыловые синтезаторы и ещё одно соло, переплывающее в центр. 7 баллов за столь интересные навороты.
7 - "Cornucopia" – локализация гитар на фланги: рифф справа и соло слева сделали нам раскладку по каналам на 6 баллов.
8 - "Laguna Sunrise" – ещё одна дискретно звучащая вещь, похожая по построению с "Changes" только с ведущими гитарами и струнными в тылах. 7 баллов.
9 - "St. Vitus Dance – Пляска святого Витта" – давит риффом из центра и откликом тарелок из тылов. 4 балла.
10 - "Under The Sun (Every Day Comes And Goes)" – стационарный фронтальный блок из вокала и риффов периодически расширяется гитарными соло, стремящимися занять углы. Отыграв одну партию они уходят, чтобы вернутся через куплет. Им в помощь и нам на радость перелёт тарелки в тылах. Пусть будет 6.
Выводы, выраженные в 6 средних баллах, не раскроют всего потенциала ап-микса. Посудите сами: общую картину портят как шумовой эффект "FX", который мы вынужденный считать за полновесный музыкальный номер, так и простая пляска средневековых крестьян, наевшихся грязных злаков. Вот те пять минут дёгтя в бочке мёда из 43 минут.
Поэтому в данном случае не обращайте внимания на конечный результат: дьявол кроется в деталях!
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Music: Multi-Chanel Stereo
Σ = 6
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 19 серия Uriah Heep Innocent Victim (1977)
Black Sabbath "Paranoid" DTS 4.1: Quadra-тный Параноид
Uriah Heep "The Best, Pt. 2" DVD-Audio 5.1: Просто лучшее. Памяти Джона Лоутона
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 14 серия: Laid Back "…Keep Smiling" (1983)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 6 серия: Nazareth "Expect No Mercy"
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 11 серия: Black Sabbath "Sabbath Bloody Sabbath" (1973)
Foreigner "4" DVD-Audio/SACD 5.1: 4 + 5.1 = ⑩
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!