В предисловии скажу, что мне не нравится большая часть материала, записанного этой замечательной группой. В то же время, я думаю, что любой может извлечь пользу из моей статьи об этом альбоме Weather Report, потому что, нравится вам моя точка зрения на их музыку, или нет, в нижеследующем материале есть описание уникального аспекта из этой пластинки.
И это достаточная причина для того, чтобы узнать что-то новое, даже, если вы старый фанат этой группы. А если вы таковым не являетесь, то есть шанс открыть для себя ещё один квадрафонический микс из далёкого 1975 года.
В этом обзоре я старался не высказываться предвзято ни за, ни против чего-либо, касающегося музыки «Прогноза\сводки погоды». Без сомнения, я уже дал понять, что целью моего канала является не рецензирование какого-либо альбома с музыкальной точки зрения, а его мультиканальная ипостась, которая относится к аудио-искусству, к работе звукорежиссёра, в его умении и фантазии воплощать самые дерзкие миксы.
Исполнитель: Weather Report - Tale Spinnin' (1975, джаз-фьюжн)
Перейдём к обзору
Вокруг различных составов участников Weather Report всегда было много споров о том, кто был самым крутым, самым продуктивным, самым "правдивым" (в джазовом смысле этого слова). И часто упоминают имя великого Жако Пасториуса (Jaco Pastorius) в качестве басиста Weather Report. Но Жако уже покинул группу, чтобы продолжить свою карьеру в биг-бэнде с такими альбомами, как "Word of Mouth" и "Invitation", концертной версией группы "Word of Mouth".
В тогдашних сессиях звукозаписи принял участие сантановский барабанщик Leon "Ndugu" Chancler, игравший в студии по соседству. Очередной состав «предсказателей погоды» выглядел вот так:
Josef Zawinul - Rhodes piano, acoustic piano, melodica, TONTO synthesizer, ARP 2600 synthesizer, organ, steel drums, oud, mzuthra, West African talking drum, xylophone, cymbals, vocals;
Wayne Shorter - Soprano and tenor saxophones;
Alphonso Johnson - Electric bass;
Leon "Ndugu" Chancler - Drums, tympani, marching cymbals;
Alyrio Lima – Percussion.
Любителями группы считается сильным и данный состав, а сам альбом классическим для Weather Report, потому что в нём одни из самых красивых композиций и звуков (об этом я ещё добавлю ремарку ниже), которые когда-либо создавали музыканты Джо Завинула. Его клавиши звучат максимально органично и завораживающе. Игра Шортера на высшем уровне, а его вклад — это настоящий джаз. Джонсон отлично справляется с ролью Жако. Чанслер, как и все барабанщики Weather Report, великолепен.
Не говоря уже о составах, музыкальная критика ставит пластинку в один ряд из самых свежих, актуальных и захватывающих альбомов WR за всю их историю. И он идеально подходит в качестве связующего звена между традиционным джазом и электрическим фьюжном. И именно так звучит эта пластинка. Не слишком спланированная, не слишком спонтанная. Не слишком завинчивающая или чья-то ещё. Она сбалансирована, и в ней прекрасно сочетаются традиционный джаз, фанк, мир и звуковое пространство в 4.0.
Для почитателей этих стилей в этом альбоме есть всё. Великолепное взаимодействие музыкантов, отличные и проработанные мелодические идеи, мощные ритмы и спонтанность, присущая Weather Report. Это один из тех дисков WR, которые приверженцы слушают от начала до конца.
И ещё раз, все, кроме меня. Я это сделал для вас, любителей окружающего звука. А себе просто поставил плюсик в свою копилку знаний и опыта.
До 2018 года эта пластинка переиздавалась много раз, но только лейбл Dutton Vocalion сделал это как надо именно нам: великодушно включил квадрафоническую дорожку с оригинальным миксом Брюса Ботника на прекрасный носитель звука - SACD. Бутлеги, которые слушал народ до этого момента, хоть и оцифрованы с квадра-винила и Q8 1975 года, никак не идут в сравнение с этим диском, он с лёгкостью отметает их все в мусорное ведро.
Итак, встречайте героя выпуска:
Weather Report "Tale Spinnin'" (1975) SACD (2018)
Гибридный SACD: 4.0
1. Man In The Green Shirt 6:29
Bass Guitar – Alphonso Johnson
Drums – Leon Ndugu Chancler
Melodica, Electric Piano, Synthesizer ARP 2600, Synthesizer TONTO – Joe Zawinul
Percussion – Alyrio Lima
Soprano Saxophone – Wayne Shorter
Written by J. Zawinul
2. Lusitanos 7:19
Bass Guitar – Alphonso Johnson
Drums, Timpani, Marching Cymbals – Leon Ndugu Chancler
Percussion – Alyrio Lima
Acoustic Piano, Synthesizer TONTO, Synthesizer ARP 2600, Organ – Joe Zawinul
Soprano Saxophone, Tenor Saxophone – Wayne Shorter
Written by W. Shorter
3. Between The Thighs 9:30
Bass Guitar – Alphonso Johnson
Drums, Timpani – Leon Ndugu Chancler
Percussion – Alyrio Lima
Soprano Saxophone – Wayne Shorter
Steel Drums, Electric Piano, Synthesizer TONTO, Synthesizer ARP 2600 – Joe Zawinul
Written by J. Zawinul
4. Badia 5:17
Bass Guitar – Alphonso Johnson
Drums – Leon Ndugu Chancler
Out, Melodica, Mzuthra, Vocals, West Africk, Xylophone, Acoustic Piano – Joe Zawinul
Percussion – Alyrio Lima
Written by J. Zawinul
5. Freezing Fire 7:28
Bass Guitar – Alphonso Johnson
Drums – Leon Ndugu Chancler
Electric Piano, Synthesizer ARP 2600, Cymbal – Joe Zawinul
Percussion – Alyrio Lima
Soprano Saxophone – Wayne Shorter
Written by W. Shorter
6. Five Short Stories 7:02
Acoustic piano, Synthesizer ARP 2600, Organ – Joe Zawinul
Tenor Saxophone – Wayne Shorter
Written by J. Zawinul
Quadraphonic Remix Engineer: Bruce Botnick
Columbia Records / Vocalion Ltd. (CDSML 8550) ℗ & © 1975 / 2018
Что же, послушаем, что за сказка тут кружится, которую приготовил нам главный по предсказанию погоды на планете – Джо Завинул и инженер его сказок – Брюс Ботник.
1. Баланс. Он настроен очень хорошо во всех треках, но, видимо, только в пятом полностью.
2. Статика. Вопреки устоявшемуся стереотипу о квадрафонии, в этом миксе очень много «воздуха», разряжённого пространства в котором соседствует вся эта плотная дюжина инструментов.
Немаловажная деталь всех миксов: лёгкий, прозрачный, ничем не доминирующий виртуальный центр. Ансамбль «растёкся» по флангам.
Находясь на некотором удалении от слушателя, инструменты равномерно обступают его со всех сторон. Тут нет чрезвычайно выпирающих и потому подавляющих солистов. Равноправны все. Это та квадрафония, про которую нельзя сказать, что если протянешь руку, то сможешь дотянуться до чьего-либо инструмента и наиграть несколько своих нот.
Барабаны\перкуссии\тарелки постукивают везде, но за спиной особенно упорно. Саксы дуют в тылах, солируют спереди. Клавишные инструменты любят левый фланг, а гитары правый. Шаблонной локации нет, все подвижны. Несколько раз случается барабанная перекличка в тылах.
3. Динамика. Полётов нет. Лишь в первом треке барабаны сделали перебежку в тылах.
Вывод
Квадра-микс чёткий и захватывающий. Разделение инструментов приличное, но не идеальное. Если тыл чрезвычайно активен, то фронты несколько ослаблены.
Тут я готов вставить ремарку об удивительных звуках, которые умел извлекать из своих клавишных Завинул (как и прочие его музыканты). Порой я ловил себя на мысли о том, что не знаю, каким инструментом исполняется тот или иной звук, уж шибко чуден его тембр.
Зная толк в синтезаторах 70-х, я отметил их цветастое разнообразие, однако и отсутствие жира в звучании. Вот эта вся их манера – все играют всё и сразу, и все равноправны, похерила мою надежду услышать мой любимый инструмент в этой какофонии звуковой палитре.
С другой стороны, в миксе раскрываются детали, которые даже тот, кто близко знаком с альбомом, заметит впервые. И поверьте, их там очень, очень много. И это несомненное достоинство, которое даёт окружающее звучание и о котором я не устаю говорить всем стереофилам. Но мне не верят, принимая за сумасшедшего инопланетянина с четырьмя ушами.
Вся пластинка дышит звуками. Эти треки наполнены жизнью.
1. Man In The Green Shirt = 9
2. Lusitanos = 9
3. Between The Thighs = 10
4. Badia = 9/10
5. Freezing Fire = 10
6. Five Short Stories = 9
Средний балл = 9
Резюме
Некоторые обожают "Tale Spinnin'", а другие, как я, просто "не знакомы с ним". В своём случае, я могу понять почему.
Важным аспектом музыки WR всегда было индивидуальное мастерство и владение инструментами участников этого коллектива, то есть исполнительский контекст, в котором она была записана. Возможно, для WR это было более важно, чем для других групп, потому что WR были инструментальной группой и потому что они провели свою карьеру в авангарде музыкальной идиомы, которую они помогли создать и определить.
Одна из сильных сторон их 5-го альбома в том, что его можно полностью вырвать из того времени и перенести в наше и ничего не упустить. В нём нет ничего устаревшего и шаблонного. Он просто сияет в своём жанре.
Тем не менее, не будучи поклонником того сочинительского стиля, где джемование является основополагающим, а композиция задвинута в чулан, для себя я нахожу его скучным, а кое-где и вымученным. Точнее говоря, везде, но самый заметный моим ушам момент – это концовка трека 5 - "Freezing Fire": в течение нескольких минут они тянут время, просто повторяя музыкальный сегмент раз за разом.
Если вы спросите меня, что понравилось, я отвечу: номер 4 - "Badia", как наименее подверженный греху виртуозного выпендрёжа.
Однако, если вы ищете что-нибудь интересное в джазе, вы любитель «Сводки погоды» и джаз-фьюжн в целом, сделайте себе одолжение и купите этот диск. Он имеет цельное и оживлённое звучание без так называемого нью-эйджевского желатина.
Тут важно не пойти на стерео-попятную: вы многого лишитесь внутри двух каналов. Если вы поклонник этого мульти-инструментального ансамбля и желаете услышать в записи всех музыкантов и их дивные инструменты, повторяю – абсолютно всех, то вам нужен только данный SACD 4.0 со звуком высокого разрешения... то есть мультиканальная версия альбома.
Другие многоканальные альбомы подобных групп из жанров Jazz, Funk / Soul:
Return To Forever "Musicmagic" SACD 4.0: Джаз-роковое волшебство
Deodato "Deodato 2" SACD 4.0: Равель и Гершвин в одном флаконе
Deodato "Prelude" SACD 4.0: Так что же сказал Заратустра? Каждому своё
Ohio Players "Honey" DTS-CD 4.0: Правильный Quadra-тный мёд из Огайо
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Medeski Martin & Wood "Uninvisible" DVD-Audio 5.1: Трое из ларца одинаковы с лица
Santana "Caravanserai" SACD 4.0: Сарай по пути каравана
Donald Byrd "Black Byrd" SACD 4.0: Труба зовёт
Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Al Di Meola "Consequence Of Chaos" SACD 5.1: Последствие хаоса в ремиксе
Pete Escovedo "Mister E" SACD 5.1: Господин Карнавал
Poncho Sanchez "Out Of Sight!" SACD 5.1: В компании с Рэем Чарльзом
Akiko "Mood Indigo" SACD 5.1: Цвет настроения синий
Peter Epstein, Brad Shepik, Matt Kilmer "Lingua Franca" SACD 5.0: Язык джаза
HYPS "Chaotic Planet - Special Master Edition" SACD 5.0: Джазовые интерпретации классики
David Diggs "E-Klek-Trik" DVD-A 5.1: Джаз вечером, после трудного дня
Spyro Gyra "In Modern Times" SACD 5.1: В наше время 20 лет спустя
Lars Danielsson "Libera Me" SACD 5.1: Басист– не приговор
George Benson & Al Jarreau "Givin' It Up" DTS 5.1: ... и другие
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!