Иан Гиллан приглашает в гости. Зайдём на огонёк?
Когда каникулы затянулись, а душа требует песни, устраиваем праздник песни у себя дома! Именно так и поступил господин Гиллан, созвав своих закадычных друзей в гости. Попеть, поиграть, попить, подурачиться и, заодно, записать альбом.
Дело было в 2006 году, как раз и повод нашёлся – отпраздновать 40-летие вокальной карьеры. За столь долгий срок нашему неформальному Народному артисту СССР и РФ далось исполнять бесчисленное множество разновидностей рока, и оперу, и поп-музыку. Таким же эклектичным получилась и рецензируемая здесь пластинка «Гостиница Яна Гиллана».
Примечательна история её создания. Вот только посмотрите на обложку: гостеприимный хозяин зазывает гостей в свою двухэтажную «гостиницу». Примерно такая же вилла, в сельской глуши, и была арендована на период музыкального «фестиваля» в честь юбиляра. На участие в нём, «на огонёк», периодически съезжались коллеги и старые друзья. С технической стороны дела «гостиничное» оборудование было прекрасным: музыкальная студия, отделанная «под орех» и дюжий микшерский пульт с инструментами. И ещё, как я понимаю, богатая крепкими напитками барная стойка. Есть где всё: где жить, пить, творить. Что ещё нужно для праздника? – Правильно: тёплая, непринуждённая обстановка и больше друзей для «кухонных посиделок». Поэтому «отфестивалив» несколько песенных сессий, весёлые гости разъезжались по своим делам, чтобы освободить места другим, не менее талантливым и весёлым. А друзей у хозяина очень много. Вот только оцените список празднующих: Roger Glover, Jon Lord, Ian Paice, Steve Morse, Don Airey, Tony Iommy (бывший коллега по Black Sabbath), Joe Satriani, Uli Jon Roth (ex-Scorpions) и многие, многие другие. Как видите, здесь весь состав Deep Purple, а также те, кто не смог лично приехать на «ранчо» Гиллана. Такими не менее важными персонажами стали Ronnie James Dio и Joe Elliot (да, тот самый вокалист из Def Leppard), которым выслали почтой «минусовку» для того, чтобы они напели на неё свои могучие голоса. Все – признанные мастера и легенды.
Ian Paice - Jon Lord - Jeff Healey --- Making of Ian Gillan's Inn
Как вы понимаете, на этот горячий «пёрпловский шампур» каждый из компании «насадил» по своему куску «жирного мяса». Поэтому и результат отличается от «стандартного» альбома «Дип Пёрпл», записанного в «стандартной» студии и тем более, от последних альбомов тогдашней формации этой группы (напомните мне, пожалуйста, как там был тогда по счёту Mark?). На «пикнике» у Гиллана есть и «жёсткий запой» и «похмельное утро». Как же символично выглядит гитарное сопровождение слепым Джеффом Хили (Jeff Healey) баллады «Когда плачет слепой» ("When A Blind Man Cries")! Вы, конечно, помните его с лежащей на коленях гитарой. А через два года, в 2008, Джефф скончается…
Исполнители: Ian Gillan, Joe Satriani, Jon Lord, Tony Iommi, Ronnie Dio, Michael Lee Jackson - Gillan's Inn (2011 хард-рок)
Ну, а пока, праздник жизни – рок-н-ролл! И мы переходим к матчасти исследуемого объекта. Она не менее интригующая.
Ian Gillan - Sugar Plum HQ
Во-первых, коллекционерам интересно будет узнать, что в природе существует три варианта издания, а если учесть ещё и ошибки, допущенные в треклистах, то возможно, и больше.
«Гостиница», которая всегда открыта для гостей:
1) В Европах она выглядит как «стандартный красный»;
2) В Японии, как «нестандартный красный», модифицированный там же бонус-треком. Сей вариант, кстати, я взял для этой рецензии;
3) А по всему миру встречаются и вот такой вариант: «нестандартный синий» Deluxe Tour Edition, тоже не лишённый своих бонус-треков.
Во-вторых, все перечисленные издания (кроме японского) – это Dual Disc, дюал-диски, то есть двусторонние. На одной CD, а на другой DVD. Вот на тут и находится «в-третьих», что особо дорого нам, ценителям 3D-звука. К сожалению, с этого момента нас подстерегает три разочарования, всё, как в жизни – непросто.
Первое состоит в том, что из-за превосходно наполненной визуальной части (о ней читайте внизу) программы на диске не нашлось места на приличный аудио-формат. Или чем ещё объяснить звуковое разрешение Dolby Digital 5.1?
Второе, о чём ещё могут пожалеть аудиофилы – это качество записи, сведения и мастеринга пятиканального варианта. Я с трудом подбираю эпитеты, полно и ёмко его характеризующие. Скорее всего, подойдут эти: расхлябанный, расфокусированный, размытый, сырой. Пожалуй, хватит…
И наконец, мы подобрались к главному – третьему: собственно, к 5.1-миксу. Делался он, по-видимому, тоже с тяжкого бодуна, что называется «поутру, после вчерашнего». Кем же? Не менее именитым на своём поприще инженером Ником Благоной (Nick Blagona). Непросто такое говорить об звукорежиссёре, сработавшем тонну музыки от April Wine, Cat Stevens, Starcastle, Nazareth, … до Rainbow. Упс… Хотя, кто может сказать, что последние стали эталоном звукозаписи?
Ладно, разберёмся сами, чего там начудил Nick The Knife (его кличка) в «куражах на виражах» и вычислим градус спиртного, принятого перед тем. Чем он выше, тем ниже оценка за объёмный звук.
1) Баланс. По большому счёту его нет. Лишь несколько номеров сведены под «почти баланс»: 1 – Unchain Your Brain;
11 – Smoke In The Water;
14 – Loving On Borrowed Time.
Что тут можно ещё сказать, так то, что приличный уровень баланса не вывел два из этих треков в лидеры. Лишь одному – 14-у посчастливилось стать «чемпионом» хит-парада с 9-ю баллами. Эта вещь единственная, которая сделана с чувством, с толком, с расстановкой. Прочие песни, даже без баланса заслужили от меня 8 баллов. А почему? – Потому что следует учитывать два нижеследующих критерия.
2) Статика, или то, каким образом и насколько громко «обособленные» инструменты локализованы во всех пяти каналах. Почти всегда насыщенность фронтальных каналов (левый – центр – правый) превалирующая, поэтому, следует обращать особое внимание на два тыловых канала. Послушаем, что за нашими спинами. Как мы понимаем, похмельное утро лёгким не бывает. Оно такое – «в тумане», или как спели однажды «Скорпы» - «в трансе» (Scorpions “In Trance”, 1975). И это не шутка, песенка именно о том же. Теперь понятно, почему Благона в роковый музыкальный материал залил так много эха, ревербераций, баса, «тумана». Ими он заполнил тылы и пространство вокруг слушателя. Помните те пресловутые эпитеты? Короче говоря, опять «дым над водой». Тоже дымной. Присмотримся, что же там скрыто под туманными водами? Навязчивой последовательности, что там, я не заметил. То пусто, то густо. С самого начала программы несколько треков ничего примечательного в плане микса из себя не представляют. Становится скучно. И вдруг, они сменяются чередой треков с приличными аранжировками. За спиной возникают дискретные подпевки, перкуссии/тарелки, гитарные рифы, электроорган/пиано. Плотность заднего звукового поля разная, поэтому оценки варьируются от 4 до 8 баллов, с единственным «чемпионом» (№14), который я уже упоминал.
3) Динамика, или то, насколько свободно звуку, инструментам позволено двигаться по панораме. К моему удивлению, такие примеры заметной подвижности нередки. Обратите внимание на номера:
2 – Bluesy Blue Sea: перелёт гитары из центра в тылы по флангам;
5 – Men Of War: красивое подвижное вступление;
9 – No Worries: яркая динамика во фронтальной панораме;
14 – Loving On Borrowed Time: движение звуковой «массы» во вступлении и «подвижный» тыл в дальнейшем развитии композиции.
Насколько это видно по приведённой спецификации, у инженера случаются продуктивные «включения» в творческий процесс. Досадно, что происходило это нечасто и делалось с изрядной долей пофигизма.
Я подозреваю, что ваши глаза будут подспудно искать в первую очередь нетленные хиты Deep Purple, их классику. Мол, хорош тут болтать, что там со старым добрым роком в 5.1? Что же, подведу итоги подробнее, чем обычно, поскольку звание «народных артистов» «Дип Папл» и Яна Гиллана сотоварищи обязывают меня сделать это.
The Making of Gillan's Inn
Итак, на десерт «сладкая пилюля» в виде безусловных хитов, попавших в скудный список приличных многоканальных ремиксов (от 6 баллов и выше):
10 – Demon’s Eye = 8;
11 – Smoke On The Water = 8;
6 – When A Blind Man Cries = 6/7;
9 – No Worries = 8;
12 – No Laughing In Heaven = 8;
14 – Loving On Borrowed Time = 9.
А вот "Speed King", к примеру, набрал только 4 балла и в список призёров не попал, увы. Как и все другие с четырьмя и пятью звёздочками.
Для подсчёта среднего арифметического я взял треклист из японского издания.
1. Unchain Your Brain featuring Joe Satriani
2. Bluesy Blue Sea featuring Janick Gers
3. Day Late And A Dollar Short featuring Uli Jon Roth and Ronnie James Dio
4. Hang Me Out To Dry featuring Joe Satriani
5. Men Of War featuring Steve Morse and Johnny Rzeznik
6. When A Blind Man Cries featuring Jeff Healey and Jon Lord
7. Sugar Plum featuring Roger Glover, and Ian Paice
8. Trashed featuring Tony Iommi, Roger Glover, and Ian Paice
9. No Worries featuring Michael Lee Jackson
10. Demon’s Eye
11. Smoke On The Water featuring Steve Morse, Johnny Rzeznik, Ian Paice, Roger Glover and Jon Lord
12. No Laughing In Heaven featuring Roger Glover and Ian Paice
13. Speed King featuring Joe Satriani
14. Loving On Borrowed Time featuring Steve Morse and Uli Jon Roth
15. I’ll Be Your Baby Tonight featuring Joe Elliot
16. Eternity (album mix) (Bonus track as featured in the Xbox360th video game ‘Blue Dragon’)
Калькулятор показал мне примерно 6 баллов за всё про всё. Так тому и быть!
Подводя красную линию под моим обзором, я просуммирую все «за» и «против» данного издания.
«За»:
- Это наш классический хард-рок, которого не так уж и много с объёмным звучанием.
- Рок от Иэна Гиллана (!), а альбом сей можно считать "очередным" ДП релизом.
- Трек-лист: тут и старые хиты, и новые вещи. Интрига кроется в трёх вариантах изданий – трёх наборах песен.
- Микс для Smoke on the Water с выбором исполнителей (включая Joe Satriani, Steve Morse, Jeff Healey)
- Интересная проработка продукта и, в частности, дизайна, видеоряда, медиа. Что бы не говорили, а дизайн меню, прекрасные фотографии участников сессии, студии, кинодокументы и прочие навороты мне нравятся. Не упущено, что праздник по случаю юбилея: неспроста внутренний интерьер «отеля» выглядит, как музей. Его холл и этажи наполняют экспонаты из славного прошлого – портреты, под которыми прячутся песни. И, конечно, гости юбиляра. Обложка нравится очень. Что красная, что синяя. А как вам Ян в день своего рождения, чуток "под градусом"? Где такое ещё можно увидеть?
«Против»:
- Низкий битрейт от Долби Диджитал;
- Среднее звучание и сведение в 5.1.
Резюме. Таким образом прикладная наука – пёрпловедение пополнилась очередной главой. Ещё две «стандартная красная» и «нестандартная синяя» ждут своего часа. Доберёмся и до них. Не так уж и много пока глав в этой науке, чтобы пренебрегать даже малыми. Господа меломаны, даже не думайте, любой из трёх достойно вариантов встанет в ваш "пурпурный ряд".
А впереди не только «посиделки с Гилланом», а также вечер в опере и «чаепития с Лордом».
Следите за обновлениями и принимайте участие в обсуждениях. Слушайте тяжёлый рок в лучшем из форматов – многоканальном.
Другие многоканальные главы из учебника по пёрпловедению здесь, или подробнее:
Deep Purple "Machine Head": Quadra-фоническая голова
Deep Purple: Quadra-тный“Stormbringer” в DTS 5.1
Deep Purple "Machine Head" DVD-Audio/SACD 5.1: Пятиугольная голова
Σ = 6
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
The Beatles Blu-ray 5.1 Айда назад в СССР!
The Electric Light Orchestra - ELO - Ответ есть- квадрафонический!
2033: Styx "The Mission" в 5.1: на Марс и обратно!
Eagles "Hotel California": реалити-шоу в 5.1.
Soundgarden "Superunknown" Blu-ray 5.1: Знакомство со сверхнеизвестным
В Англии мужчины создали UFO, полетели в Токио и что из этого вышло.
Bachman-Turner Overdrive "Not Fragile" DTS 5.1: Что Quadra-тно, то не хрупко!
Manowar "Warriors Of The World" SACD 5.1: Есть такая профессия – родину защищать
Blue Öyster Cult "Agents of Fortune" SACD 5.1: Не бойся смерти!
Black Sabbath "Paranoid" DTS 4.1: Quadra-тный Параноид
Foreigner "4" DVD-Audio/SACD 5.1: 4 + 5.1 = ⑩
Foreigner "Foreigner" DVD-Audio 5.1: Первый блин не комом
Queensrÿche "Tribe" DVD-Audio 5.1: Наше племя – наша цепь
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке и обязательно посетите мой тематический сайт Audiodisc.info, посвящённый этой теме, а также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес многоканальной музыке!