Выход статей из рубрики "Мир манипуляторов" произвел резонанс в читательской аудитории моих подписчиков. Многие соглашались, что ими в жизни порой манипулируют и они отслеживают это в общении. Меньшее количество честно приводили примеры собственного поведения манипуляций для достижения каких своих целей.
Однозначным профилактическим способом избежать вреда, ущерба или нездоровья от манипуляции является обратная реакция с долей юмора, сатиры или метафоры.
В консультативной практике, когда у человека его привычная манера и модель общения постоянно приводит к проблемам, негативным последствиям или травмам, он может обратиться к психологу для анализа причин такого поведения и формирования нового вида коммуникаций. Для этого надо пробовать, ломать стереотипы, делать так, как никогда раньше не делал, расширять опыт и самое главное - не бояться это делать.
Дополнительной профилактикой от общения с манипулятором или манипуляторами будет взращивание умения отстаивать свои психологические границы.
В этой статье вы понаблюдаете как манипулятор искусно владеет способностью вгонять человека в состояние вины, используя при этом наигранную обиду.
В обиде, как сложном чувственном поведенческом паттерне есть несколько чистых эмоций - это, например, жалость к себе. В настоящем обиженном состоянии человек может действительно получить физическую боль, получить реальную потерю собственного Я или получить материальный ущерб. Поэтому тот, кто это ему причинил будет действительно виновен в содеянном. И лучшее, что может сделать виноватый для разрешения конфликта- это предложить способ компенсации.
В обиде есть много злости. НЕ явной и импульсивной, а тихой и пожирающей человека изнутри. Эта злость переплетена с мерзким желанием отмстить. То есть нанести своему оппоненту равную по силе чувствования травму, потерю, привести его к страданиям.
И порой именно этот способ приносит наконец удовлетворение обиженному. Достаточно детская модель достижения справедливости в спаринге чувств.
Манипулятор может виноватить с целью подавить волю, погрузить в состояние мнимого стыда, приводя всевозможные факторы ущерба, которые человек якобы причинил.
Я отдала тебе всю свою молодость ( жизнь, любовь, время) а ты так со мной поступаешь. Фраза матери взрослеющему ребёнку, который хочет уехать в другой город.
Я всё делаю для вас, устаю на работе, рискую жизнью, а вы неблагодарные твари! Фраза отца в изменённом состоянии сознания, когда он отчитывает детей с проблемными оценками в школе и жену, которая вместо приготовления обеда из 3 блюд сходила наконец в больницу на обследование.
Я прилетел к тебе на свидание из другого города, а ты не может отпроситься с твоей работы. Выбирай или я или работа.
Липко, мерзко и неуютно - так описывают своё состояние клиенты, которым в проживании манипуляцией обиды не удаётся отстоять себя и своё место под солнцем. Они реально запутываются в обвинениях и порой проживают "Стокгольмский синдром"
Некоторые признаки стокгольмского синдрома:
- жертва чувствует симпатию и привязанность к манипулятору, пытается его защитить;
- жертва/ обвиняемый подавляет собственные страх и гнев, чтобы уменьшить негативные эмоции и максимально сгладить конфликт;
- находит оправдания поступкам манипулятора и насилию по отношению к себе;
- не доверяет тем, кто хочет помочь, воспринимает их как угрозу, боится поступать иначе, чем по тому сценарию, который предложил манипулятор ;
- даже самые незначительные действия со стороны манипулятора жертва истолковывает как проявление его доброты.
Стокгольмский синдром не считается заболеванием, это скорее форма адаптивного поведения, позволяющая справляться с угрозами и противостоять эмоциональному и физическому насилию.
Для преодоления стокгольмского синдрома рекомендуется обратиться за профессиональной помощью к психологу, семейному психотерапевту или психиатру.
Запись на консультацию Ватсап 89271287007
Яковенко Галина
Групповой формат поддержки Ангелы Фортуны
Автор: Галина Яковенко
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru