Меня часто спрашивают, в чём причина панических атак, невроза и тревоги, настолько часто, что я решил написать ещё одну статью по этому поводу.
Конечно, любые тревожные расстройства – это не самое приятное, что может произойти в жизни человека, и каждый, кто с этим столкнулся, обычно начинает задавать вопросы «почему у меня?», «за что?», «откуда это взялось?». Казалось бы, вполне естественные вопросы. Только вот ответ будет немного сложнее.
Для начала немного свежих научных данных. Тревожными расстройствами страдают от 10% до 55% людей, а депрессивными расстройствами - от 8% до 30%. Такой разброс обусловлен уровнем тревожности в обществе. Когда всё хорошо и спокойно, когда нет никаких потрясений типа войн, пандемий и прочих источников глобального стресса, тогда показатели стремятся к минимуму. Но когда общество неспокойно, то процент расстройств начинает стремительно расти. Так во время вспышки эпидемии в Ухане каждый второй китайский врач, который ликвидировал эту вспышку, заработал себе тревожное расстройство.
В реальности предпосылки к развитию тревожных или депрессивных расстройств есть почти у каждого человека. Практически любой человек при развитии неблагоприятных обстоятельств, при длительном воздействии разрушительных стрессов или при многократном их повторении, может стать носителем тревожного или депрессивного расстройства.
А вот когда расстройство начинается, то дальше оно уже само себя начинает поддерживать и воспроизводить за счёт механизмов избегания и контроля, о которых я уже писал раньше.
На практике это работает примерно так: когда человек попадает в стрессовую ситуацию (а стресс – это расстройство адаптации, то есть невозможность адаптироваться к ситуации, принять её), то начинает ощущать сильную беспомощность и растерянность вместе с тревогой. Тревога появляется в данном ключе как следствие ощущения небезопасности, как ощущение угрозы, ибо у большинства из нас беспомощность и растерянность имеют прямую ассоциацию с угрозой.
А дальше человек, пытаясь избежать и/или проконтролировать своё состояние, начинает напрягаться, что только усиливает тревожность, начинает проецировать эту тревожность практически на всё, пытаясь себя защитить от ощущения беспомощности и тревожной симптоматики (тех же панических атак, дереализации, телесных симптомов). И вот эти вот попытки «защититься», попытки избежать и проконтролировать, и удерживают человека в расстройстве, именно они это расстройство и подпитывают.
И зависнуть вот в таком состоянии можно на сколько угодно, так как само восприятие и мышление человека как бы искривляется в сторону поддержания этой иллюзии борьбы с расстройством. Тревога как бы понуждает человека через ощущение угрозы и опасности пытаться этой угрозы избежать и проконтролировать её, но в реальности сами избегание и контроль и порождают эту тревогу и ощущение угрозы.
Собственно, это и обуславливает сложность лечения подобных расстройств. Человеку, страдающему таким расстройством, всегда кажется, что его способы избавления в виде избегания и контроля являются самыми очевидными, и что они не помогают лишь потому, что он плохо избегает и мало контролирует. А в реальности всё наоборот: именно избегание и контроль поддерживают иллюзию угрозы, которой в реальности-то и нет, а человек просто переживает снова и снова стресс, который приключился с ним давным-давно и уже утратил свою актуальность.
Понравилась статья – оцените лайком. Вам легко, а мне приятно.
И традиционно приглашаю вас к себе на консультации.
О причинах тревожных расстройств
11 января 202411 янв 2024
23
2 мин