Найти тему
РОКЛЯ

Поворот не туда

Оглавление

В этом обзоре РОКЛЯ ставит задачу сравнить творчество двух легендарных metal исполнителей, достигших пика популярности в 1980-е – Iron Maiden (Великобритания) и Metallica (США).

Цель обзора - выявить общие и разные доминанты в творческом пути данных исполнителей, и особенно, подробнее рассмотреть критические пункты развития указанных коллективов, важные для понимания нынешнего состояния исполнителей.

Две легенды 1980-х
Две легенды 1980-х

Ранее Metallica были посвящены обзоры "Под грузом", "Перезагрузка... и упадок" и "Top-10. Metallica". Также, о группе упоминалось в обзоре "Вместе через эпохи".

Ранее Iron Maiden были посвящены обзоры: «Ненапрасные годы», «Эдди страха и сомнений», «Готический стиль», «Iron Maiden во мраке», «Алый рейтинг», «Алая книга», «Iron Maiden, 1998», «Прекрасный новый Maiden», «Пляска смерти» и «Top-10. Iron Maiden». Одноименный, дебютный альбом группы ранее упоминался в обзоре «Дебютник».

Творческий путь нынешнего фронтмена группы Брюса Дикинсона, нашел отражение в обзоре «Брюс Бронзовый». Обзор творческого пути Блэйза Бэйли сделан в публикации «Исповедующий металл», а Пола ДиАнно - в публикации «Тот самый ДиАнно».

В обзоре, посвященному альбому "Reload", уже говорилось, что причины глубочайшего творческого упадка группы Metallica нуждаются в отдельном изучении.
А что же Iron Maiden? Несмотря на стабильность их творческого пути, в "Алой книге" уже говорилось, что Позднему ренессансу группы характерны весьма неоднозначные черты. Настала пора вернуться и к ним.
Ulrich & Harris
Ulrich & Harris

совместный материал Андрея и Леонида Кочановых

1970-80-е

Как в музыке, так и в своей творческой судьбе, Iron Maiden и Metallica имеют много сходства: обе вдохновлялись классиками hard rock 1970-х, расцвет популярности и творчества обеих команд пришелся на 1980-е, обе группы достигли огромного коммерческого успеха, обе отличались постоянством состава, и наконец, и те и те другие оказали огромное влияние на формирование metal стилей, в частности, предопределив во многом, появление progressive metal. Наконец, и что особенно важно в данном обзоре, творчество обеих групп последние 15-20 лет дает повод для нескончаемых споров о его креативности и художественной ценности.

При этом, отличий межу этими командами тоже немало. Iron Maiden образовалась намного раньше, и на момент появления Metallica уже были в статусе восходящих звезд heavy metal, Metallica же обрела намного более популярный статус, но, при этом, среди поклонников, отчасти довольно далеких от тяжелой Рок-музыки (в том числе за счет неоднократных смен звучания).

«Железная дева» всю карьеру творила на стыке heavy/progressive. При этом, Iron Maiden всегда являлись образцом английского консерватизма – свое развитие группа осуществляла постепенно и планомерно, упор делала на грандиозные шоу при минимуме импровизаций и изменений в сетах. При этом, сами концерты группы проходят в рамках только масштабных тематических туров (исключений было считанное количество).

Подход «Металлики» - это пример спонтанности. Эти музыканты способны записывать альбом быстро, или растягивать его запись на годы, устраивая «побеги из студии», менять сет-лист на каждом концерте на 100% (так, кстати, было не раз), умеют импровизировать на своих концертах, а грандиозные электрические шоу чередовать с камерными выступлениями в небольших клубах или даже в музыкальном магазине.

Разница между этими группами, на наш взгляд, изначально обусловлена как значительной разницей в возрасте, так и средой возникновения. Iron Maiden появились на сцене лондонского андеграунда в середине 1970-х не в самое благоприятное для себя время, когда волна популярности тяжелого рока и прогрессивных стилей, на которых и вырос их основатель Стив Харрис, была на спаде, зато на пике развития находилось движение punk rock, в которое музыка молодого коллектива совершенно не вписывалась. Однако, благополучно пережив во второй половине 1970-х волну панка, безвестность и бесчисленные смены составов, британский коллектив за счет грамотного менеджмента и неустанной работоспособности, даже не имея за плечами ни одного студийного альбома, стал негласным лидером зарождающейся «Новой волны британского Heavy Metal» (NWOBHM), а с выходом альбомов «Iron Maiden» (1980) и «Killers» (1981), и одной из самых перспективных молодых групп в тяжелом Роке, чье творчество оказало (и продолжает оказывать) влияние на множество молодых команд по всему миру.

Iron Maiden - несомненные лидеры The New Wave of British Heavy Metal
Iron Maiden - несомненные лидеры The New Wave of British Heavy Metal

Одой из таких групп были калифорнийские подростки, в 1981 назвавшиеся Metallica, для которых «Железная Дева» была одной из самых любимых групп. Уже здесь намечается интересная параллель: как и Iron Maiden, музыканты Metallica начали творить в среде, в которой их музыку не понимали и не принимали: в Лос-Анджелесе начала 1980-х все были помешаны на glam rock, а наслаждаться творчеством английских классиков в жанре hard`n`heavy было уделом одиночек. Эта проблема была решена уже через год, когда музыканты переехали в тогдашнюю Мекку зарождающегося thrash metal – Сан-Франциско, у истоков которого они и стояли вместе с другими исполнителями.

Интересный факт: по словам Джеймса Хэтфилда, их первое знакомство с музыкантами Iron Maiden состоялось уже в год их основания – в 1981, во время последнего американского турне группы с Полом ДиАнно: «1981 год, мы тусовались в Голливуде, Калифорния, и катались на машине по городу, это были Рон МакГовни, я и Ларс на заднем сиденье. Мы узнали, где остановились Iron Maiden, и увидели Стива Харриса, идущего по улице. Придуркoвaтыe застенчивые металхэды стали кричать: "Эй, Стив!", а он на самом деле развернулся и пошел нам навстречу, и мы такие: "Ох!" Мы были в шоке».

Середина и первая половина 1980-х ознаменовались быстрым взлетом обеих групп – от локальной популярности до статуса музыкальных суперзвезд. Iron Maiden, став законодателем в наиболее трендовом жанре heavy metal за счет креативного пика классического состава, грамотного менеджмента, постоянных гастролей, грандиозных шоу и своей гениальной музыки, вплоть до конца 1980-х обрели статус самой популярной metal группы на планете.

Знакомые все лица...
Знакомые все лица...

Еще более стремительным и неожиданным был взлет самой Metallica, прошедшей за пять лет путь от гаражной группы без опыта выступлений, до всемирного и стадионного успеха. Сформировав в 1983 свой классический состав (сила которого, наверное, в отличие от Maiden, заключалась не столько в индивидуальном мастерстве, сколько в общекомандном духе), группа на энтузиазме записала свой дебютный «Kill’em All» (1983), после чего выдала два шедевральных альбома на стыке heavy, melodic thrash и progressive metal.

Влияние музыки Iron Maiden в этих альбомах очень велико. Интересно, что в альбоме кавер-версий, после окончания последней песни – «LastCaress/Green Hell», можно услышать, как музыканты несколько секунд играют песню «Run to the Hills», которую по словам Ульриха «хотя бы раз пыталась играть каждая группа».
Эту песню, равно как и «Prowler», «Remember Tomorrow», «Killers» и «Hallowed by the Name», музыканты и по сей день иногда играют на концертах в виде коротких фрагментов. Особое внимание заслуживает песня «Prowler», которая частенько исполнялась на концертах группы в конце 1980-х - начале 1990-х в укороченном виде.
Обложки пиковых альбомов Metallica 1980-х
Обложки пиковых альбомов Metallica 1980-х

Пик популярности обеих групп наступил в середине-второй половине 1980-х, когда обе группы почти одновременно выпустили в свет наиболее культовые и креативные работы в своих стилях, достигли пика своей популярности, и оказали своим творчеством огромное влияние на формирование metal стилей Рок-музыки. Именно в этот период в судьбе обеих групп было, на наш взгляд, и максимальное сходство: обе группы функционировали в своих классических инкарнациях (несомненно, что Нико МакБрейн в Iron Maiden, и Джейсон Ньюстед в Metallica удачно заменили своих предшественников), выстраивали альбомы вокруг мощных концепций, делали упор на интеллектуальную лирику, эпические композиции, композиторское и аранжировочное разнообразие, техничное исполнение, уместный пафос. Как и полагается лучшим в своем деле, музыка обоих групп оставалась ни на кого не похожей – это касается как разностью в подаче (более эпичной и возвышенной у Iron Maiden, и более жесткой и эклектичной у Metallica), так и уникальным звучанием от каждого участника этих коллективов.

Кстати, первый совместный концерт групп должен был состояться еще в 1987, но, из-за того, что накануне концерта Джеймс Хэтфилд сломал руку, катаясь на скейтборде, сейшн в последний момент был отменен.

1990-е

В 1991 Metallica выпускает бестселлер «Черный альбом», который выводит группу до состояния небожителей, ставя ее в один ряд с грандами Рок-музыки.

До ухода Брюса Дикинсона в 1993, Iron Maiden удерживали набранную популярность, однако затем она пошла на спад. И хотя падение популярности группы было относительным, оно было и ощутимым.

Именно в начале 1990-х состоялись исторические визиты обеих групп в Москву – Metallica приехала в Москву в 1991 в рамках фестиваля «Monsters of Rock», выступив с другими грандами на фестивале в столице, а Iron Maiden спустя менее чем 2 года посетили столицу пяти морей в рамках финального отрезка «A Real Live Tour», где отыграли в спорткомплексе Олимпийский (ныне не существует) три концерта подряд.

При этом, творчество обеих групп после окончания классического периода ожидаемо стало предметом многочисленных споров – дилогия альбомов Metallica «Load» (1996)/«Reload» (1997) и по сей день может победить в номинации «самые спорные альбомы популярной metal группы». Поводом для споров послужил целый комплекс причин (кардинальная смена звучания и имиджа группы, большой промежуток между выходами альбомов, и принятие ряда спорных решений касаемо стратегии развития группы).

В случае с Iron Maiden, причины дискуссий о спорной дилогии группы «The X Factor» (1995)/«Virtual XI» (1998), объединенной одним составом группы, выглядят более прозаичными: другие музыканты в составе, манера пения Блэйза Бэйли, которая заметно отличалась от звучания полюбившегося всем Брюса, другая атмосфера альбомов. К тому уже, поддавшись веянию времени, группа также экспериментировала (пусть и не столь радикально), записав свой самый «темный» и необычный альбом.

Интересно, что Ларс Ульрих, ударник и один из сооснователей Metallica, считал, что Iron Maiden экспериментируют со своей музыкой слишком скромно. «Лично для меня металл в общепринятом смысле этого слова сегодня находится в коме, – говорил он в интервью середины 1990-х. - Печально, конечно, но виноваты во всем этом сами музыканты. Никто кроме них не заколачивает гроб со своей любимой музыкой! Ну, кто, скажите, виноват, что RUNNING WILD, к примеру, чуть ли не целое десятилетие записывают альбомы, похожие друг на друга как две капли воды, кто? А что сказать по поводу последнего диска IRON MAIDEN?»
Обложки спорной дилогии Iron Maiden 1990-х
Обложки спорной дилогии Iron Maiden 1990-х

В целом, в творческом плане, период 1980-90-х следует признать для обеих групп успешным.

2000-е

Творческая звезда Metallica после ухода Джейсона Ньюстеда покатилась по наклонной, проявившись в 2000-х только двумя альбомами: нечто мало-адекватным под названием «St. Anger» (2003), и скучно-затянутым самокопированием в виде «Death Magnetic» (2008).

Кстати, в 2008 Metallica отдали дань уважения музыке Iron Maiden, записав кавер на песню «Remember Tomorrow»). Вот как решение о ее записи прокомментировал Ларс Ульрих: «Мы выбрали «Remember Tomorrow» с первого альбома «Maiden»... Эта песня послужила основой для таких наших вещей, как «Fade to Black» и «Sanitarium». А когда мы начинаем джэмовать и играем ранние вещи «Maiden», эта композиция постоянно в нашем джэм-листе, и нам было очень просто сыграть ее. Она отрепетирована на «отлично». Запись прошла очень быстро».

Их учителя в 2000-х явно были успешнее своих учеников, прежде всего - за счет своевременного и яркого реюниона. Вернув в начале 1999 в свои ряды музыкантов классического состава, а именно вокалиста Брюса Дикинсона и гитариста Эдриана Смита, Iron Maiden провели 2000-х на подъеме, чередуя выпуск трех крайне интересных альбомов с грандиозными тематическими и ностальгическими турне.

Именно в 2000-х мы склонны видеть корни творческого упадка Iron Maiden и Metallica в настоящее время.

Критический год для Metallica - 2001. Именно после ухода Джейсона Ньюстеда, креативный КПД группы стал стремиться к нулю, Metallica оказалась на грани кадрового и психологического развала, а позже пустилась и в крайне сомнительные акции типа судебных разбирательств с цифровыми платформами, выпады в адрес поклонников, и странных совместных проектов. При этом, творческая активность группы, находящаяся на крайне низком уровне, не оправдывалась, а наоборот, бравировалась, или объяснялась смехотворными причинами. Это престарелый инфантилизм выглядит особенно нелепо на фоне вполне удовлетворительного творческого и психологического состояния (и в 2000-х, да и сейчас) не просто их ровесников, а даже музыкантов предыдущего, более старшего поколения (Deep Purple, Whitesnake, Scorpions, Urian Heep, Nazareth, и др.)

Как это иногда бывает, в уходе Ньюстеда важна не сама личность человека, а его некая особая цементирующая для коллектива функция, которая в свое время (да и сейчас), была недооценена. Тем не менее, Джейсон не просто оказался адекватной заменой Клиффу Бертону, но и музыкантом, обладающим неповторимой личной и сценической харизмой. Странно и непредсказуемо, но факт: его потеря стала спусковым триггером творческого коллапса явления под названием Metallica, из которого группе было выбраться уже не суждено.

Критический год для Iron Maiden - 2006. Здесь весьма спорные изменения, произошедшие с группой, впервые отразились в альбоме «A Matter of Life and Death» (2006). Как уже было отмечено выше, Iron Maiden никогда не были чужды элементам progressive (более того, именно склонность к этому стилю породила ряд гениальных произведений!), однако именно эта пластинка впервые показала, что некое равновесие heavy/progressive, существовавшее до этого, нарушено.

Если бы этот альбом стоял в стороне от остальной дискографии, его можно было бы воспринимать как интересный эксперимент, однако чем дальше, тем больше становились: длительность песен и альбомов, промежутки между их выпусками, и доля авторства Эдриана Смита и Брюса Дикинсона. Увы, увеличение длительности композиций на трех последних альбомах группы перестало коррелировать с их искрометностью, в результате чего записи группы стали восприниматься как занудно-затянутые и вымученные творческие продукты. А если добавить, что их презентация стала проходить в рамках гигантских туров, подвижность сет-листов в которых была утрачена окончательно, то можно согласиться, что Iron Maiden заметно перестали быть похожими на себя же самих во времена Раннего ренессанса (1999 - 2005).

2010-20-е

Десятилетие 2010-х можно охарактеризовать для обеих групп как медленный упадок, и постепенное, особенно в случае с Metallica, превращение их из легенд в ностальгические памятники самим себе.

Для Metallica этих лет характерен размытый творческий вектор, выражающийся в реализации целого ряда довольно невнятных идей, насколько беспрецедентных, настолько же имеющих почти нулевой КПД. Художественный фильм о группе, организация собственного фестиваля (в итоге закрывавшегося из-за финансовых убытков), странная, мягко говоря, попытка поиграть в авангард на «Lulu», плюс постоянные гастроли почти с ностальгическими сетами, почти исключительно состоящими из хитов 1980-х...

И все же, Metallica иногда вспоминает о творчестве – за последние 15 лет группа выпустила целых два (!) студийных альбома, которые таки обладают определенной художественной ценностью. Слушая их, невозможно отделаться от навязчивого вопроса: что же так помешало музыкантам не бросать свой творческий тонус в начале 2000-х?

Здесь же отметим и смягчение скандального статуса группы, редкое включение в сеты эксклюзивных номеров, в том числе никогда не исполнявшихся, повторное выступление с симфоническим оркестром, и текущий тур со сдвоенными выступлениями на одних и тех же площадках с разными сет-листами.

Iron Maiden, с выходом крайне неудачного «The Final Frontier» (2010), так и застряли в русле затянутых и монотонных, часто однотипных, композиций с исключительно сложными и трудно воспринимаемыми, аранжировками, в котором находятся и по сей день. К недостаткам группы этого периода, прежде всего, относится заметное самокопирование, значительное снижение творческой активности, сниженная планка креативности нового материала, и довольно скучные (при этом, невероятно красочные в плане шоу) гастроли с минимальными изменениями сет-листа. Как и в случае с Metallica, группе не хватает свежей «творческой крови», отчего обе команды с каждым годом звучат все более «старчески», академично предсказуемо и скучно.

Трудно сказать, испытывали ли музыканты Iron Maiden зависть в отношении того, что на их веку нашлась тяжелая группа-классик моложе и популярнее их. Во всяком случае, на это могут намекать колкие высказывания Брюса Дикинсона в лагерь Металлики.
Так, во время одного интервью 2011 года он заявил: «Я навлек на себя неприятности, сказав, что мы лучше Metallica… и это правда! Они могут быть успешнее нас продавать больше билетов чем мы, привлекать больше платежеспособного среднего класса на свои концерты, но они не Maiden. Может быть, это и звучит как издевка, но я подумал, что раз выставляю себя говнюком, то и вести себя должен соответственно!»
На закате
На закате
На данный момент общего в обоих группах снова больше, чем различий – обе представляют собой не просто легендарные рок-брэнды, а огромные корпорации, зарабатывающие на своем имени прежде всего гастролями и деятельностью по реализации мерчандайзинга, различных промо-акций и пр.
Альбомы у групп выходят с большим перерывом, и представляют собой интересные, но предсказуемые вариации на тему творчества прошлых лет из разных периодов, в котором достоинств и недостатков примерно поровну, а рассуждать о них можно долго, не придя к при этом к однозначным выводам.
На данный момент, Iron Maiden более содержательны в плане творчества (выпуск новых альбомов случается чаще и слушаются они интереснее), но Metallica креативнее в плане сет-листов, а их новый материал более разнообразен. Так или иначе, творчество обеих групп последних лет значительно ниже когда-то ими же самими заданного уровня, представляя весьма умеренную версию самих себя.
К сожалению, обе группы оказались похожи и в молчаливом игнорировании всех российских поклонников на фоне последних событий, никак не комментируя отсутствие желания приехать в Россию.
На сегодняшний день обе команды – это, скорее, смесь славной истории, культурного феномена и инвестиционно-корпоративной машины, в которой сама группа, а главное – ее творчество, играют далеко не первую роль...