Найти тему
РОКЛЯ

Перезагрузка... и упадок

18 ноября 2022 исполняется 25 лет "Reload", седьмому студийному альбому #thrash/#heavy группы Metallica (США). Альбом вышел на лейблах Electra Records и Vertigo Records.

Предыдущий, шестой студийный #альбом #Metallica под названием "Load" вышел в июне 1996, и стал весьма спорным в дискографии прославленного коллектива. Не менее (а может, и более) спорным является статус и его приемника.

Ранее альбому "Load" был посвящен обзор "Под грузом". Как и в указанном обзоре, в нынешней, 150-й, юбилейной для РОКЛЯ, публикации мы ставим задачу описать историю создания альбома "Reload", а также оценить его художественную ценность и значение в дискографии коллектива.

обложка альбома
обложка альбома

совместный материал Андрея и Леонида Кочановых

"Reload" - третий и последний альбом Metallica самых, наверное, спорных для группы 1990-х. На этих альбомах группа продолжила играть музыку, не имеющую почти никакого отношения к альбомам группы 1980-х, что так удивило поклонников группы сначала в 1991, а затем в 1996.

Кроме того, "Перезагрузка" получилась еще более экспериментальной, а музыканты, годом раннее кардинально сменившие свой имидж, даже не думали "оправдываться". В интервью тех лет они заявляли, что понимают гнев многих юных поклонников группы, но при этом не хотят делать бесконечные клоны "Master of Puppets" (1986), только потому, что так требует большинство.

Интересен факт того, что когда наиболее "олдовые" поклонники группы выступали с заявлениями о то, что группа "продалась", и, будь бы жив Клифф Бартон, ничего подобного не было бы, сами музыканты, лишь пожав плечам отвечали, что, наоборот, группа намного быстрее пришла бы именно к такому стилю, если бы культовый басист все еще был в составе группы.

По поводу радикальной смены имиджа, музыканты, похоже, тоже не сильно переживали.

"Я помню, когда в 80-м подстриглись Kiss, я кричал: "Мать вашу! Я никогда больше не буду покупать их пластинок!" - вспоминал Джейсон Ньюстед. А когда они еще перестали выступать в гриме! (корчит кислую рожу). Так что, я хорошо понимаю молодых фэнов Metallica".
Ему вторит Кирк Хэммет: "В чем-то я даже сознательно занимаюсь такой "подрывной деятельностью. Есть неписаные правила, что люди из металлической группы должны быть непременно в черном и обязательно рычать, и огрызаться в телекамеры, и мы долгое время принимали эту игру и делали все, как полагается.
Но время идет, и мы растем. Ларс говорит об этом в каждом интервью, а я хочу реально сломать все эти стереотипы. Меня никогда особенно не волновало, что скажут по поводу моего имиджа люди, а сейчас не волнует еще больше".
Metallica позируют на фоне обложек альбома и сингла
Metallica позируют на фоне обложек альбома и сингла

Фактически, "Reload" - вторая часть дилогии, начатая предыдущим альбомом "Load" (стоит сравнить названия, звучание и похожее оформление обеих пластинок). Дело в том, что все песни для этих альбомов (за исключением "The Unforgiven II") были написаны и записаны на одних и тех же студийных сессиях в 1995-1996, но, в силу разных причин, были выпущены не одним двойным, а двумя альбомами с интервалом в полтора года.

Их звучание сходно: голос Хэтфилда по-прежнему находится на пике своих возможностей, гитара Хэммета как всегда заливается стильными и интересными соло, Ульрих по-прежнему демонстрирует простую, но на зависть гармоничную игру, а басовая работа Ньюстеда и вовсе стала его бенефисом в составе Metallica (только на этой дилогии его бас по-настоящему рельефен). Неописуемо атмосферный и глубокий звук, найденный Бобом Роком во время записи, также остался неповторим.

Основу их музыкальной ткани составляет hard`n`heavy с настолько неповторимыми оттенками grunge и прочими alternative стилями, что делает их звучащим настолько самобытно, что впору вписать это звучание в определение отдельного жанра, название которому до сих пор не придумано.

Продюсер записи Боб Рок: "На этом альбоме есть материал, который стал такой же классикой, как Led Zeppelin и Black Sabbath. Я считаю, что эта группа – новые Led Zeppelin или The Beatles. Они, можно сказать, Боб Дилан своего поколения. Давайте посмотрим правде в глаза: не про Motley Crue в учебниках истории напишут…"

Увы, главным недостатком обоих записей является их затянутость за счет "разбавления" проходным материалом: по 3-4 вещи с каждой из них тянут в лучшем случае на B-sides для синглов. По этой причине, как и все поздние альбомы многих исполнителей, дослушать их за один раз – задача очень тяжелая.

К сожалению, проблема группы, впервые проявившая на "Load" здесь заметна еще сильнее – наличие на альбоме большого количества проходного материала, и как следствие – сильной затянутости альбома (хронометраж "Reload" составляет солидные 76 минут - всего на 3 минуты короче, чем "Load").

О причине затянутости многих альбомов, начиная с появления CD-формата, ранее говорилось в обзоре "Рок-музыка: меняя носители…".

Джеймс Хэтфилд и Боб Рок в студии, сессии "Load"/"Reload"
Джеймс Хэтфилд и Боб Рок в студии, сессии "Load"/"Reload"

И все же, мы склонны рассматривать "Load" и "Reload" как разные альбомы со своими индивидуальными особенностями. Все дело в том, что "Reload" заметно отличается от предшественника. На "Перезагрузке" музыканты пошли еще дальше, добавив в свою музыку элементы psychedelic, groove, stoner, folk и Бог знает, чего еще, а не свойственные metal музыке акустические, клавишные и смычковые инструменты используются куда шире.

Так необычно и экспериментально ни до, ни после этого Metallica не звучала. Несмотря на наличие нескольких быстрых и тяжелых вещей, от собственной классики музыканты удалились здесь настолько далеко, насколько это возможно.

В конце 1990-х аудио-кассеты еще были в ходу, и многие поклонники купили новый альбом любимой группы именно на этом носителе
В конце 1990-х аудио-кассеты еще были в ходу, и многие поклонники купили новый альбом любимой группы именно на этом носителе

Для обложки альбома вновь использовалась картина испанского художника Андреса Серрано – на сей раз это произведение под названием "Piss & Blood XXVI" ("Моча и кровь XXVI"), причем кровь является бычьей, а моча принадлежит художнику. Обложка получилась, как и с предыдущим альбомом, вполне подходящей под атмосферу и звучание альбома. Кстати, в последний раз в истории группы было использовано и "попсовое", урезанное лого группы на обложке.

К сожалению, иначе как халтурой нельзя назвать оформление буклета к альбому - на нем зачем-то размещены концертные фото музыкантов.

В 2010 была переиздана ремастированная версия "Reload".

Интересно, что Хэтфилд был против помещения на обложку группы столь странного художественного самовыражения, но он остался в меньшинстве. Его лирика на альбоме продолжает традицию, взятую на предыдущей пластинке, и которая сохранилась и поныне – она максимально метафорична, аллегорична, образна. При этом, большая ее часть очень интересна, глубока и личностна, но сохраняет многие характерные для поэта темы (особенно в "The Unforgiven II" и "Fixxxer").

обложка сингла "The Memory Remains"
обложка сингла "The Memory Remains"

Выход альбома был предварен четырьмя синглами: "Fuel", "The Memory Remains", ",The Unforgiven II", и "Better Than You".

Наибольший интерес представляет первый сингл к альбому, "The Memory Remains", который вышел 11 ноября 1997 (остальные вышли в 1998). На нем котором можно найти много интересного, например, demo версию заглавной песни (названной просто "Memory") без женского вокала, но с более продолжительными соло, полную, 11-минутную версию "Outlaw Torn" с предыдущего альбома, и очень оригинальные ремиксы на "King Nothing" и "For Whom the Bell Tolls", измененные до неузнаваемости.

Интересно, что обложки синглов однотипны и выходили с разными вариантами цветовых решений.

После выхода альбом ожидаемо получил противоречивые оценки. Но, несмотря на откровенное недоверие многих фанатов к полной смене стиля и имиджа группы, "Reload" продавался также хорошо, как и его предшественник. Общие продажи альбома были даже чуть выше "Загрузки", что вполне можно объяснить тем, что множество поклонников стали привыкать к новому "лицу" группы.

Иногда доходило до несуразностей: по итогам 1997, британским журналом Kerrang!, "Reload" был признан лучшим альбомом (тогда как "Load" в том же журнале, но годом раньше, стал худшим).

"Мы очень веселились по этому поводу, - вспоминает Джеймс Хэтфилд, - потому что, как известно, песни для обоих альбомов были написаны и записаны в одно и то же время! Они абсолютно ничем не отличаются!
Но если серьезно, я думаю, что все дело в психологии людей. Очень многие были удивлены не столько сменой стиля Мetallica, сколько сменой нашего имиджа. Как оказалось, шок от коротких причесок и ларсовой курточки напрочь затмил нашу музыку. А сейчас народ привык к нашему виду и наконец-то обратил внимание на музыку, которая очень даже не плохая!"
Ларс Ульрих: "Разумеется, на них больше блюза, в то время мы много слушали Led Zeppelin, Deep Purple и AC/DC, и у нас была другая основа по сравнению с предыдущими или последующими альбомами. И я понимаю, что есть люди, которые не могли разобраться, что это за метаморфозы с прическами и всем остальным, но это нормально.
Но в музыкальном плане, если все это отмести в сторону и просто послушать все эти 27 песен — а "Load" и "Reload" задумывались как один двойной альбом — то у вас будет отличная подборка песен, которые в творческом плане ничем не уступают остальным нашим записям".

Трек-лист альбома представлен 13 песнями.

Открывающая диск "Fuel" удивляет своей тяжестью и почти спид-металлической скоростью. На классическую Металлику по-прежнему не похоже, но после шокирующей "Загрузки" для многих тру-фэнов подобный боевик мог стать приятной и обманкой, и отдушиной. Скоростной темп не сбавляется на протяжении всех 4 с половиной минут песни, а примитивный текст про гонки на автостраде, сдобренной парой "факов", может порадовать особо впечатлительных.

К откровениям песня точно не относится, хотя из-за своего особого драйва "Топливо" стала одной из двух песен с альбома, получившее регулярное концертное воплощение - с 1997 и по сей день песня включается в сеты группы, а в 2015 году именно с нее даже открывались концерты в летнем турне группы.

На песню был снят соответствующий клип, сейчас, впрочем, смотрящийся довольно наивно.

Кстати, еще до выхода альбома в свет эта песня уже вовсю игралась в туре в поддержку "Load" под названием "Fuel For the Fire", и даже вышла на DVD "Cunning Stunts", но в "недоработанной" версии – песня сыграна чуть помедленнее, звучит сыро, и с альтернативным текстом.

Следующая "The Memory Remains" - одна из лучших песен альбома и группы вообще. Это шикарный, среднетемповый, полухардовый-полугранжевый номер с великолепным вокалом Хэтфилда и интересной лирикой про бремя славы.

На гостевой вокал здесь была приглашена поп-исполнительница Марианна Фейтфул, чей специфический вокализ звучит просто завораживающе, и является настоящим украшением альбома. Песня также стала частым гостем в сет-листах группы, и является ей до сих пор.

Интересным было исполнение этой песни и на юбилейных концертах группы в 2011 году вместе с самой Марианной Фейтфул. Нельзя не отметить замечательный клип, один из лучших у группы, на эту песню, и с ее же участием.

Третья песню, экстравагантную "Devil’s Dance", отличают цепляющие риффы и интересная лирика Хэтфилда, которая будто бы является кратким пересказом сюжета, вышедшего в том же году фильма "Адвокат дьявола".

В музыкальном плане эта песня сначала может привести в замешательство, однако, затратив какое-то время, оценить ее мощь и изящество обязательно получится. Очень жаль, что после 2008 ее не исполняли на концертах. При этом, именно она была самой "ранней пташкой" с альбома, и несколько раз игралась на концертах еще в 1996.

Четвертым номером вновь идет прекрасная полу-баллада, и одна из самых недооцененных в творчестве группы песня.

"The Unforgiven II" является единственной песней альбома, которую музыканты написали уже после выхода в свет "Load". После записи "The Unforgiven" у Хэтфилда, по его словам, было ощущение, что история лирического героя этой песни была рассказана не полностью и ему хотелось сделать продолжение. Получилось просто потрясающе и ничуть не слабее первой части.

За аналогичным звуковым эффектом следует мягкая куплетная часть, сменяющаяся жестким припевом, словно создавая обратный эффект в сравнении с хитом 1991. Прекрасный, глубокий текст про отношения взрослых людей, пытающихся своим присутствием избавить друг друга от перенесенных в жизни боли и страданий берет за душу, также, как и снятый клип, являющийся настоящим продолжением первого "Непрощенного".

Песня исполнялась один раз на церемонии Грэмми в 1997, и всего 5 раз в туре "Lords of Summer" в 2015.

Далее следует первая слабая, пятая песня альбома. После четырех энергичных и ярких открывающих песен альбома, "Better Than You" выглядит слишком уж простеньким hard rock боевичком с таким же простеньким текстом про некую целеустремленную личность.

Кстати, несмотря на свою непримечательность, именно эта песня выиграла Грэмми в категории "Лучшая металлическая композиция" в 1999. При этом, она никогда не исполнялась на концертах.

А вот следующую "Slither" стоит отнести к творческим удачам группы. Песня очень странная, но именно этим и цепляет. Странное вступление, странные мелодии, странный текст - песня явно отдает психоделией и не напоминает ни одну другую песню Metallica.

Кстати, лирику этой песни про нахождение в опасных джунглях можно расценивать как современную метафору про жестокие принципы выживания в мегаполисах. Она также никогда не исполнялась на концертах.

Следующая, седьмая песня альбома, "Capre Diem Baby", исполнялась целых 4 раза - однажды на одном из юбилейных концертов в честь тридцатилетия группы, и трижды на концертах в 2013 (правда, вступительный рифф к этой песне открывал несколько концертов группы в 1998).

Песня продолжает психоделические эксперименты предшественницы с "плавающими" средними темпами, и явно понравится не всем.

Восьмая песня альбома, "Bad Seed", вторая откровенно слабая песня на альбоме, не запоминается вообще ничем, является откровенным филером, и для нас - абсолютным аутсайдером пластинки. (Такие вещи лучше, конечно же, помещать как B-sides в японских изданиях и не портить настроение большинству слушателей).

Она также никогда не исполнялась на концертах. Интересным фактом является то, что еще до выхода в свет этого альбома с риффа из этой песни открывались концерты группы во время предыдущего "Poor Touring Me", что отлично видно по тому же "Cunning Stunts". (Очевидно, публика в то время думала, что это обычный «разминочный» рифф).

Последняя песня с соавторством Ньюстеда, и девятая на альбоме, "When the Wild Things Are" поучилась очень интересной и необычной. Пожалуй, это самая необычная и недооцененная песня с "Reload", если не у группы вообще.

В музыкальном плане это еще одна, крайне интересная, попытка группы расширить свои музыкальные горизонты. В тексте песни Хэтфилд обращается к ребенку, предупреждая его о том, что жизнь может обойтись с ним по-разному – либо оставит чистым, либо запятнает. Кстати, название песни – это заглавие книги американского детского писателя Мориса Сендака (1963).

обложка книги
обложка книги

Данная песня также никогда не исполнялась на концертах, хотя Ньюстед во время своего басового соло в туре в поддержку альбома иногда наигрывал вступительную мелодию из этой песни.

Десятая "Prince Charming" является одной из простейших, и еще одной из проходных, песен с альбома.

Это прямолинейный hard`n`heavy, с не запоминающими даже после нескольких прослушиваний идеями и решениями, правда, с как всегда интересным текстом про трудного подростка, от которого отказались родители, и который теперь транслирует свой негативный настрой на весь окружающий мир.

А вот следующая, одиннадцатая "Low Man’s Lyric" является настоящей жемчужиной альбома и одной из лучших песен группы вообще. Прекрасная баллада, навеянная народными мотивами с трогательной лирикой, в которой главный герой – бродяга, пишущий трогательное письмо своей возлюбленной, в котором он молит о прощении свою любимую девушку, цепляет не на шутку.

Кстати, хотя эта песня хоть и была написана еще до выхода в свет "Load", музыканты приняли решение ее перезаписать. А еще, это единственная песня группы, в которой можно услышать такой необычный инструмент как колесная лира, а также скрипку.

Песня исполнялась в туре в поддержку альбома в акустической версии.

Предпоследний и двенадцатый номер, "Attitude" получился еще одним одним из слабейших на альбоме, и, к тому же, с маловразумительным текстом, главный герой которого просто скучает и желает хоть как-то развеяться.

Слушая эту песню, сразу вспоминается американская glam сцена конца 1980-х, словно это не очень удачная дань тем временам.

Закрывает этот интересный, но неоднозначный альбом тринадцатая песня, представляющая собой многочастную, и просто потрясающую эпичную композицию. Хотя "Fixxxer" местами напоминает местами "The Outlaw Torn", все равно эта композиция запоминается раз и навсегда после первого же прослушивания.

Потрясающая лирика Хэтфилда на его излюбленную тему душевных травм, наносимых родителями своим детям, пробирает до мурашек, а цепляющие мотивы этой песни еще долго не "отпускают", когда, собственно, наконец заканчивается альбом.

Песня была сыграна единственный раз за всю историю группы на одном из юбилейных концертов в честь сорокалетия Metallica.

Кстати, на концертах в 1990-х группа несколько раз играла вступительную мелодию этой песни на сцене в живую, в том числе во время своего единственного приезда в Киев в 1999.

Таким образом, сознательно или спонтанно, но музыкальная ткань альбома постепенно, с каждым треком, уводит нас от ярких и драйвовых номеров к все более экспериментальным и прогрессивным трекам.

обложка винилового издания с автографами участников группы
обложка винилового издания с автографами участников группы

На момент выхода альбома Metallica находилась в непродолжительном туре "Blitzkrieg`97" (и даже выступала в день его выхода). Концертный год завершился для группы несколькими выступлениями на TV, и парой акустических концертов.

После выхода альбома последовал непродолжительный (60 концертов) тур в поддержку альбома, "Pour Re-Touring Me". Впервые за долгое время группа отказалась от выступлений на круглой сцене, и вообще от каких-либо декораций. Выступления на сцене были похожи на середину 1980-х: только группа, барабанная установка на помосте со ступеньками, да большой задник с обложкой последнего альбома.

Тур стартовал 3 апреля 1998 в австралийском Ньюкасле с разогревом в лице Misfits, и закончился 13 сентября того же года в небольшом американском городке Чула-Виста (CA). По сравнению с предыдущим туром, сет-лист не претерпел серьезных изменений, и был построен по той же схеме: основу составляла нетленная классика, горстка песен с последней дилогии, и уже придуманные сюрпризы вроде басового-гитарного соло в центре концерта, да исполнения "Kill/Ride Medley" - попурри с первых двух альбомов. С последнего альбома группа на постоянной основе играла всего 3 (!) песни – "Fuel", "The Memory Remains" и "Low Man’s Lyric". Считанное количество раз была сыграна "Devil’s Dance". Кстати, после этого тура со сцены больше никогда не игрались и "лоадовские" песни "Ain’t My Bitch" и "Poor Twisted Me".

билет на концерт 29 июля 1998
билет на концерт 29 июля 1998

Изюминкой тура был обязательный акустический сет, в ходе которого игрались "Low Man’s Lyric", "The Four Horsemen" и "Motorbreath". На специальном выступлении для телевидения, в родном Сан-Франциско, в акустике также прозвучали для этого не подходящие (и от того забавно звучащие) в акустике песни "Helpless" и "Last Caress". Также был сыгран на тот момент не записанный в студии кавер на Lynyrd Skynyrd, "Tuesday’s Gone", но на телевидение эта песня не попала.

билет на концерт 5 сентября 1998
билет на концерт 5 сентября 1998

На концерте в японском Токио 8 мая единственный раз в туре (и лишь трижды до этого) была сыграна "Poor Twisted Me". Также, в этом туре впервые за 11 лет в сет-лист (полностью, а не в попурри) вернулась классическая "Fight Fire With Fire". Кроме того, на некоторых концертах этого тура впервые с 1990 целиком была сыграна "Master of Puppets".

Нам же остается только сожалеть, что в те годы, когда сцены московских залов уже активно осваивали такие гранды, как Scorpions, Deep Purple, Michael Jaсkson и ряд других, концертные агентства и менеджмент группы не нашли взаимных интересов, чтобы привезти группу к нам. Metallica приедет в Москву только спустя десятилетие, но для поклонников спорной дилогии это будет уже не актуально...

Ну а далее в жизни группы последовали неоднозначные, но интересные творческие изыскания в виде записи двойного альбома каверов "Garage Inc.".

Еще интереснее оказался эксперимент по соединению своей музыки с симфоническим аранжировками, получивший в основном положительные отзывы, и позже выпущенный в виде концертного альбома и фильма под названием "S&M", на которых, в том числе, были представлены и весьма креативные прочтения трех первых песен с "Reload".

Вышедший в 2000 году новый сингл "I Disappear" во многом продолжил линию развития, заданную двумя предшествующими альбомами, и представляя из себя незатейливый, легкий grunge с похожим настроением и аранжировками.

Тогда казалось, что в новый XXI век группа вошла, полная сил и энергии. И вопрос о том, как получилось, что в течение пары следующих лет группа пришла в состояние глубочайшего творческого упадка, нуждается в отдельном изучении...

Тур с симфоническим оркестром стал, пожалуй, последней креативной находкой коллектива. Вскоре после его окончания последовала пауза, во время которой Джеймс Хэтфилд попытался избавиться от алкогольной зависимости (как покажет история - неудачно). В 2001 группу покинул басист Джейсон Ньюстед, словно отчеркнув 20-летний рубеж в истории группы, полной творческих побед и интересных экспериментов.

Судебная тяжба с Napster, странные выпады в адрес поклонников, уход Ньюстеда и болезнь Хэтфилда, приостановка концертной деятельности группы на несколько лет, распри между ее участниками, закончившиеся чуть ли не сеансами групповой психотерапии, поставили группу на грань распада и явно не способствовали творческим успехам.

За следующие почти четверть века группе Metallica удалось "вымучить" еще аж целых три (!!) сольных студийных альбома. Но, сдается нам, "St. Anger" (2003) был выполнен лишь в тренде тех лет, став неудачным обращением группы к nu metal, и со своим нарочито грубым звучанием, отсутствием соло и "кастрюльными" ударными, о Metallica ничем не напоминал (как, впрочем, и совместный проект с Лу Ридом, смысл которого остался понятен далеко не всем).

"Death Magnetic" (2008) может и напомнил о почерке группы по форме - но только не по содержанию. Предпринятая на нем, и модная в те годы, попытка "возвращения к корням" явно не удалась. А потом было еще 8 лет обещаний "начать думать об альбоме в следующем году", "потерянных риффов на айфоне", и бесконечных ностальгических гастролей, пока группа не разродилась двойным "Hardwired... To Self-Destruct" (2016), творческое вдохновение на котором явно не живет.

Как же сегодня, спустя четверть века, оценить "Reload"? По счастью, произведения искусства не поддаются объективной оценке, и каждый имеет свое мнение о том или ином из них. Ниже приводится одно из таких мнений, близкое нам, и написанное именно с высоты прожитых лет.

Nabastak_, Darkside.ru: "Помню, в 90-х я слушал метал один, без единомышленников, и вообще не слышал таких терминов, как опопсение и т.д. И когда услышал «Лоад» (до этого знал все альбомы Металлики), подумал - во, блин, круто, это просто тонна удовольствия - здесь все хорошо, мелодично, хитро, интересно, хитово и вокал на два порядка выше.
«Релоад» при первом прослушивании показался откровенно простоватым, но сколько альбомов раскрывалось только после нескольких прослушиваний... Так и тут - отвязная стоунерская атмосфера «Релоада» усвоилась на ура... Потом конечно и мелкие нюансы расслышал, в результате чего для меня этот альбом - неоспоримая классика рок-музыки.
Теперь немного про альбом - если «Лоад» был весь такой блюзовый, растекающийся по древу деревенский ковбой (как в клипе «Mama Said»), то «Релоад» - это отвязный городской ковбой - музыка более мрачная, циничная, компактная (несмотря на средний темп и наличие откровенных медляков) и какая-то наркомански-психоделическая.
«Релоад», безусловно, более коммерческий, доступный, но это не умаляет его достоинств. Саунд вылизали до предела - очень темный, жирный и мощный ламповый звук у этого альбома, скажу я вам... Музыка - этакий хитовый модерново-блюзовый хэви со всякими бэкграунд-фишками, типа обработанных искаженных голосов или гитарных спецэффектов. Песни на любой вкус - быстрые – «Fuel», «Better», «Prince», «Attitude», среднетемпово-медленные – «Memory», «Devil», «Slither», «Carpe», «BadSeed», баллады душевные – «Unforgiven – 2», «LowMan», баллады психоделические – «WhereWild», «Fixxxer» (для меня - лучшая вещь Металлики).
Нет, конечно, зубодробительно-зверского чего-то, но это лучше, чем вымученный трэш через силу. Как ни странно, аналогов этого альбома я не слышал…
К сожалению, сейчас группа сдулась, и если «St. Anger» был просто неудачным экспериментом, то «Death Magnetic» ясно показал, что лучшие годы Металлики позади, увы...".
Джейсона Ньюстеда, увы, после Металлики тоже не ожидала насыщенная творческая жизнь...
Джейсона Ньюстеда, увы, после Металлики тоже не ожидала насыщенная творческая жизнь...

Подводя итог этой спорному, мало изученному, и безусловно интересному периоду в творчестве великой группы, следует отметить, что изучаемая дилогия по сей день остается одним их беспрецедентных примеров радикальной смены музыкантами стиля и имиджа. В нынешнее же время, когда в рамках раскрученного музыкального брэнда музыканты группы обязаны записывать в отведенных им рамках "обязательный музыкальный продукт", представить подобное уже не представляется возможным.

Пик музыкальной зрелости, творческой уверенности и профессионализма музыкантов пришелся именно на этот период. Ни до, ни после группа не звучала так глубоко, профессионально и технично с одной стороны, и смело, ярко и креативно - с другой.

Несмотря на наличие значительного количества проходного материла и "проблемы CD-формата", данный эксперимент стоит признать удавшимся. К сожалению, из-за того, что большинство поклонников группы не разделяет эту точку зрения, песни с данных альбомов, практически никогда не исполняются в живую со сцены (что, например, делало эти выступления не интересными для авторов обзора в период, когда они были доступны).

Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что эпоха дилогии "Load"/"Reload" является самой недооцененной в творчестве группы, которой, к тому же, было суждено подвести черту под плодотворным двадцатилетием группы, после чего Metallica, увы, только лишь злокачественно и уверенно стагнировала...
Metallica в 1986 - 2001. Праздник кончился
Metallica в 1986 - 2001. Праздник кончился

В конце этого обзора, как и было обещано, РОКЛЯ знакомит своих читателей с результатами опросов, проходивших на канале с 12 до 23 сентября.

Результаты опроса
Результаты опроса

Как видно из результатов опроса, почти 2/3 опрошенных оценивают "Reload" очень высоко.

Результаты опроса
Результаты опроса

Также, половина опрошенных отдала предпочтение составу Metallica с 1986 по 2001.