Ранее на канале РОКЛЯ был составлен Фиолетовый рейтинг альбомов Deep Purple.
Рейтинг альбомов Iron Maiden составлялся по тем же принципам: для сравнения брались только студийные альбомы группы, их место в рейтинге, также составленном по убывающему принципу, является исключительно субъективным выбором автора, проверенным десятилетиями увлечения творчеством этой великой британской группы.
Совершенно условно я разделил Алый рейтинг на четыре части: шедевры, сильнейшие альбомы, сильные альбомы, спорные альбомы.
Ну а не тем, кто не согласится с моим рейтингом, я предлагаю поднять себе настроение каноническими обложками альбомов группы.
1. "The X Factor" (1995)
На десятом студийном альбоме Iron Maiden, на мой взгляд, превзошли самих себя, гармонично сочетая традиции heavy metal, заложенные ими же самими в 1980-х, с музыкальными веяниями времени и тем, что могли предложить новые участники группы.
На этой пластинке группа достигла максимальной глубины своего творчества, явно не связывая себя обязательствами быть и выглядеть кем-то, при этом сохранив все обязательные элементы творчества: эпичность ("Sign of the Cross"), хитовость ("Lord of the Flies", "Man on the Edge"), и свойственную позднему периоду любого коллектива тягу к экспериментам ("Fortunes of War", "2 a.m.", "The Unbeliever"), не выходящую, впрочем, за пределы разумного.
Несомненно, что "The X Factor" повлиял на все последующие записи группы.
Альбом ранее был посвящен отдельный обзор "Iron Maiden во мраке".
2. "Brave new World" (2000)
Альбомы-реюнионы практически всегда получаются яркими, и с "Прекрасным новым миром" Iron Maiden ждал не только коммерческий успех: эта запись действительно прекрасна почти во всех смыслах.
Несмотря на общую длительность больше часа, альбом слушается на одном дыхании и не кажется затянутым. Ни одна композиция не выглядит лишней, так как все песни обладают яркими мелодиями, уверенными аранжировками, фирменной яростной вокальной работой вернувшегося Брюса Дикинсона.
"Brave new World" можно было бы смело ставить на первую строчку Алого рейтинга, если бы не его главный недостаток: звучание, явно испорченное Кевином Ширли. Непонято, чем руководствовалась группа, когда пригласила этого человека в качестве продюсера, но со своей задачей он явно не справился, и альбом звучит плоско, тускло, неинтересно.
Альбому ранее был посвящен обзор "Прекрасный новый Maiden".
Обзор творческого пути Брюса Дикинсона сделан в публикации "Брюс Бронзовый".
3. "Iron Maiden" (1980)
На дебютный альбом Iron Maiden попал исключительно сильный материал, "отполированный" временем и проверенный на концертах.
Несмотря на низкое качество записи, этот дебютник - один из сильнейших среди моих любимых исполнителей. Об этом упоминалось в обзоре "Дебютник".
Интересно, что тройку сильнейших, на мой взгляд, альбомов Iron Maiden, возглавляют записи с тремя вокалистами группы из певцов, которые записывались с группой в студии.
4. "Somewhere in Time" (1986)
"Затерянный во времени" открывает вторую группу альбомов Iron Maiden, которые можно назвать сильнейшими.
Это один из лучших альбомов группы, который отличают исключительно яркое звучание и прекрасный баланс между традицией и экспериментами.
Этой пластинке ранее был посвящен обзор "Ненапрасные годы".
5. "Dance of Death" (2003)
Второй реюнион-альбом Iron Maiden, конечно, уступает "Brave new World", но его материал по-прежнему силен, а продолжающийся крен в сторону progressive еще не носит параноидального характера. Более того, это развитие предлагает нам такие интереснейшие треки, как "Dance of Death", "Paschendale" и "Journeyman", которые вряд ли могли бы появиться без "предварительной подготовки" в лице таких пластинок, как "The X Factor", "Virtual XI" и "Brave new World".
Единственный, и большой недостаток "Dance of Death" - затянутость. Альбом кажется очень длинным и скучноватым, а все потому, что рядом с шедеврами и очень сильными композициями соседствуют треки откровенно проходные.
Впрочем, как явный плюс записи стоит отметить ее звучание. Это единственный альбом Maiden, записанный с Ширли, где звук такой, каким и должен быть - плотным и ярким. Брюс Дикинсон назвал его "жирным", и я с ним согласен.
6. "Fear of the Dark" (1992)
Еще один альбом, на котором представлен очень сильный материал, но, к сожалению, еще сильнее разбавленный слабыми композициями. Из-за этого пластинка кажется очень затянутой и довольно скучной.
Возможно, на низкую "концентрацию" альбома повлияли такие факторы, как предстоящий уход вокалиста Брюса Дикинсона и легендарного продюсера Мартина Берча, но мне представляется, что основная проблема альбома - в пришедшем CD формате, который расширил временные рамки звучания записей, чем и дезориентировал участников довольно многих записей.
Альбом как характерный пример затянутой записи упоминается в статье "Рок-музыка: меняя носители... (часть 2)".
7. "Virtual XI" (1998)
Последний альбом Iron Maiden 1990-х, и с Блэйзом Бэйли в качестве вокалиста, получился весьма неплохим, хотя и явно уступающим предшественнику. На мой взгляд, на это повлияли два фактора: желание звучать "как с Дикинсоным", что снизило креативность звучания музыкантов, и крен в сторону progressive metal, который, начиная с этого альбома, все больше начинает давать о себе знать. Несмотря на относительно небольшой общий тайминг пластинки, он превращает вторую сторону пластинки в довольно дремучее нагромождение из трех композиций, воспринимать которые и по отдельности, и, тем более, друг за другом, очень сложно.
Об этом альбоме ранее был сделан обзор "Iron Maiden, 1998".
Обзор творческого пути Блэйза Бэйли сделан в публикации "Исповедующий металл".
К сильным альбомам Iron Maiden из третьей группы я отношу пластинки группы, записанные с Брюсом Дикинсоным в качестве вокалиста в 1980-х (за исключением "Somewhere in Time"). С одной стороны, в свое время они стали каноническими, заложив основу heavy metal как жанра, с другой они же страдают однобокостью, и по прошествии десятилетий звучат довольно однообразно.
К тому же, несмотря на всеобщее восхищение ими, для меня музыкальная ткань этих записей звучит неровно: шедевры вроде "Seventh Son of a Seventh Son", "Flight Of Icarus" и "Rime of the Ancient Mariner" соседcтсвуют с такими откровенно слабыми композициями, как "Gangland", "Sun and Steel", или "The Duellists".
8. "Seventh Son of a Seventh Son" (1988)
Альбом может претендовать на звание самого атмосферно звучащего, и самого концептуального альбома Iron Maiden.
Кроме грандиозного шедевра в лице "Seventh Son of a Seventh Son", стоит выделить открывающую "Moonchild", и два закрывающих альбом трека, но вот остальные песни на меня никогда впечатления не производили.
9. "Number of the Beast" (1982)
Отдавая должное эпохальности пластинки, с него я могу выделить только "Children of the Damned". Остальные, запиленные на концертах "обязательные" хиты группы, на фоне ее последующих достижений выглядят немного наивно.
10. "Powerslave" (1984)
Один из самых динамичных и мощно звучащих альбомов Iron Maiden, из треков которого невозможно не выделить эпичную "Rime of the Ancient Mariner" и мощную заглавную композицию. Увы, остальные треки заметно уступают этим песням.
11. "Piece of Mind" (1983)
Наоборот, один из самых "легких" альбомов Iron Maiden, из песен которого обращают на себя внимание "Revelations" и "Flight of Icarus".
Алый рейтинг завершает группа спорных альбомов.
12. "A Matter of Life and Death" (2006)
Довольно любопытный релиз, на котором можно найти как весьма оригинальные аранжировочные решения и очень сильные композиции, так и крайне спорные треки, слушая которые, наталкиваешься на мысль: а не слишком ли далеко ушли Iron Maiden в своих экспериментах?
Еще один фактор, придающий звучанию пластинки необычность - отказ группы от мастеринга записи. Получившаяся в результате "сырость" звучания многим пришлась по вкусу, но в целом, наряду со спорным материалом, альбом до сих пор производит весьма двойственное впечатление.
13. "The Book of Souls" (2015)
"Книга душ", как и предшественник, получилась очень затянутой и скучной, и все же, она лучше "Последнего рубежа" - нет композиций, граничащих с безумием, мелодии и аранжировки более яркие, больше драйва и вокального разнообразия.
Первый альбом, записанный после победы Брюса Дикинсона над раком, вполне годен для прослушивания, и все же, в нем многое не так. Благодаря тому, что в него были включены песни, которые Брюс первоначально сочинил для сольного проекта, местами он звучит совсем не "по-мэйденовски". Затянутость композиций способствует тому, что постоянно утрачивается их главная мысль, они словно теряют цельность и уводят в дебри progerssive metal, который здесь преобладает над heavy уже безоговорочно и почти полностью.
14. "Killers" (1981)
Второму, и последнему альбому Iron Maiden, записанному с Полом Дианно, явно не хватило яркости композиций с дебютного альбома. Я бы выделил только "Wratchild" и "Killers". И хотя над ним с группой уже работал Мартин Берч, "Убийцы" - яркий пример того, что художественная сила альбома определяется прежде всего силой самого музыкального материала.
Обзор творческого пути Пола Дианно сделан в публикации "Тот самый ДиАнно".
15. "No Prayer for the Dying" (1990)
В отличие от многих и многих альбомов, показывающих, что вливание "свежей крови" в лице новых музыкантов, как правило, приводит к обогащению звуковой палитры группы и появлению интересных альбомов, "Без отходной молитвы" показывает нам обратное.
И все же, не уход из Iron Maiden Смита привел к записи этого крайне слабого альбома. Мне кажется, основная причина этой неудачи состоит в том, что heavy metal к концу 1980-х оказался исчерпан как жанр, а вектор нового движения пока что не был найден.
16. "The Final Frontier" (2010)
В дискографии каждой маститой легенды есть альбом, который лучше бы никогда не выходил - чтобы не вызывать жестокого разочарования. Для меня "Последний рубеж" в дискографии Iron Maiden именно таков.
Половина композиций с него вполне удобоварима, но это только на фоне второй половины, слушая песни с которой постоянно задаешься вопросом: зачем было записывать это бред? Если на "Вопросе жизни и смерти" признаки будущей болезни только проявились, и могли восприниматься как поиск нового звучания, то здесь эта болезнь проявилась в полной мере - в клинической, так сказать, форме.
Альбом чудовищно затянут, скучен, монотонен и безыдеен, попросту говоря, это - чепуха, которую лучше было не только не выпускать, а вообще - не записывать. Вдобавок к этому, у альбома удивительно нелепая обложка, также худшая из всех.
На 3 сентября 2021 Iron Maiden анонсировали выход нового, 17-го альбома "Senjutsu". Очень хочется надеяться, что он хотя бы станет соседом "Книги душ", не опускаясь ниже...
Остается добавить, что концертная деятельность Iron Maiden на протяжении всей истории группы тесно связана с выходом студийных альбомов. Ее обзор сделан в Алой книге.
Автор благодарит читателей и подписчиков канала РОКЛЯ и вновь просит уважаемых комментаторов учитывать, что любой рейтинг и выражение вкусов - исключительно субъективное явление.