Ранее был сделан краткий обзор творческого пути первого вокалиста Iron Maiden Пола ДиАнно.
Осенью 1981 его место занял Брюс Дикинсон.
Пол Брюс Дикинсон (англ. Paul Bruce Dickinson) родился 7 августа 1958 в Уорксопе, небольшом шахтерском городе Великобритании. Хотя его первое имя Пол, он с детства предпочитает, чтобы его называли вторым именем — Брюс. Его родители были ещё подростками (матери, находящейся на 5-м месяце беременности, на момент свадьбы было около 17 лет, а отцу 18), и незапланированное появление ребёнка как раз и подтолкнуло их к бракосочетанию, потому как в Англии 1950-х годов аборты были ещё запрещены.
Сам Дикинсон об обстоятельствах своего появления на свет узнает в середине 1990-х годов, когда в одном из телефонных разговоров мать скажет, что он был «крайне незапланированным ребёнком». Музыкант запомнит слова на «accident of birth» (англ. "рождённый случайно").
В результате частых переездов, вызванных родительскими поисками заработка, Брюс переводился из одного учебного заведения в другое, лишаясь возможности завести себе постоянных друзей. Когда ему исполнилось 12 лет, родители отдали Брюса в частную школу-пансионат Аундэйл (англ. Oundale), пребывание в которой отличалось от государственных школ тем, что конфликты с учащимися выливались не в драки, а в «систематическое мучение».
В школьные годы Дикинсон впервые проявил себя как актёр и вокалист. В Аундэйле, где из всех развлечений разрешалась только музыка, мальчик впервые услышал песню "Child in Time" Deep Purple, что произвело на него неизгладимое впечатление. Тогда же Брюс впервые попробовал себя в качестве вокалиста местной группы.
После инцидента, когда Дикинсон с товарищем помочились в обед директора, а затем сами и рассказали об этом, Брюса, к его собственному удовольствию, отчислили из пансионата. Среднее образование он закончил в государственной школе в Шеффилде. Там же юноша присоединился к мальчишеской группе Paradox, которая стала его первым серьёзным шагом на пути к профессиональной карьере.
Большой удачей Брюса стало знакомство с группой Samson. Коллектив вызывал интерес у публики наряду с Iron Maiden, Saxon и другими представителями так называемой "новой волны британского хэви-метал" (NWOBHM). В тот момент группа Samson состояла из трёх человек и искала себе нового вокалиста.
Получив практически незамедлительное приглашение присоединиться к группе, Дикинсону было присвоено прозвище Bruce Bruce.
Samson большого успеха не имели, и после выступления на фестивале в Рединге в 1981 Брюса приглашают в Iron Maiden. 26 октября в итальянской Болонье он впервые выступил с группой.
За 10 лет Брюс записал с Iron Maiden 7 альбомов, первые 5 из которых, вышедшие в 80-е годы, считаются классикой heavy metal. Брюс идеально вписался в палитру музыкальных красок группы, показал себя многогранным человеком, прекрасным певцом, композитором и фронтменом.
Ниже сделана подборка примеров наиболее интересных, на мой взгляд, вокальных партий Дикинсона в его "первую эпоху" Мэйден.
Брюс уже со времен "Somewhere in Time" пытался писать собственный материал, и, по его воспоминаниям, тогда впервые задумался об уходе из группы. Iron Maiden к этому времени стали группой с мировым имением, объехали всю планету с напряженными гастролями, получили всевозможные награды и стали непререкаемым авторитетом в тяжелой музыке и, как артисты, на родной земле.
В перерывах между работой в группе, Брюс написал книгу, занимался профессиональным спортом, учился самолетовождению и был радиоведущим - одним словом, занимался творческой самореализацией вне Iron Maiden.
Перед записью альбома "No Prayer for the Dying" (1990) он создает собственный проект и выпускает первый сольный альбом, "Tattooed Millionaire" (1990).
Тем временем, и в Мэйден наступает время перемен: ее покидает гитарист Эдриан Смит, и ему на замену приходит гитарист сольного проекта Дикинсона, Яник Герц, уже отметившийся в ряде проектов, в том числе группе Яна Гиллана.
На мой взгляд, альбом этот весьма посредственный, и внимания заслуживает только открывающая его композиция.
После весеннего отрезка тура 1993 в поддержку альбома "Fear of the Dark" Брюс покидает Iron Maiden, решив "посмотреть, на что он еще годится" и для того, чтобы "попробовать что-то совершенно новое".
Расставание было превращено в horror шоу с привлечением целой труппы иллюзионистов, и закончилось посадкой Брюса в ту самую Железную деву - средневековое орудие пыток.
Сбросив с себя тяжелый груз, Брюс собрал свою группу и записал второй альбом - "Balls to Picasso" (1994).
Этот альбом куда более насыщенный и разнообразный, как минимум половина вещей с него очень интересна.
Особенно поклонникам Брюса полюбилась полубаллада "Tears of the Dragon", часто ее считают лучшей сольной композицией Дикинсона.
В 1996 выходит самый необычный и экспериментальный, третий альбом Дикинсона,"Skunkworks".
Необычное оформление альбома выполнено известным арт-дизайнером Стормом Торгерсоном, наиболее известным по работе с Pink Floyd.
На альбоме представлен материал на грани hard rock/grunge/alternative, вслушаться в него непросто.
В 1997 вышел четвертый, и, на мой взгляд, самый лучший сольный альбом Дикинсона "Accident of Birth" (отсылка к происхождению названия встречается в начале статьи).
Альбом отличается тремя главными особенностями: стилистическим возвращением к музыке heavy metal, участием в проекте Эдриана Смита, оформлением обложки Дэреком Риггзом, сотрудничавшим с Iron Maiden в 80-х.
Альбом звучит очень интересно - звук плотный и жесткий, аранжировки яркие, мелодии интересные, пение Брюса разнообразное. За исключением открывающей альбом сумбурной "Freak" (я всегда слушаю альбом со второй композиции), и маловразумительной "Welcome to the Pit", остальной материал монолитен и слушается на оном дыхании.
Но самой пронзительной и драматичной песней альбома, как и самой сильной сольной вещью Брюса Дикинсона вообще, мне кажется "Man Of Sorrows".
Брюс к этому времени не только окреп стилистически и лишился длинных волос, но и освоил искусство общения звезды с журналистами. Если раньше он мог рассуждать по настроению - то так, то этак, чем давал почву всяким измышлениям (например, что "Maiden кончился с Seventh Son...", или что в группе "не было места душевным композициям вроде Wasting Love"), то теперь он знал, чего хочет. На колкие вопросы о том, зачем же он он ушел из Iron Maiden, если все равно вернулся к звучанию metal, он отвечал, что должен был снова найти его и переоткрыть.
Брюс Дикинсон: "Что происходило с heavy matal в конце 80-х? Heavy metal стал посмешищем, пародией на самого себя. Alternative дал рок-музыке то, что ей в тот момент было больше всего необходимо - хорошего пинка под зад. Heavy metal был вынужден уйти в андеграунд - и я вместе с ним. Я экспериментировал, пробовал и то, и это".
"Мой новый альбом уберет все альтернативные группы на свете! Я думаю, нам удалось пересмотреть всю концепцию написания Больших рок-песен, ведь до нас в 90-е никто не выпускал удачного рок-альбома".
Действительно, несмотря на то, что многие сравнивали "Accident of Birth" с Iron Maiden, от его прежней группы тут немного: нет галопирующих ритмов, длинных композиций с постепенным нарастанием темпа, тексты не носят религиозно-мистический характер обращения к вечным вопросам, звучание словно перенесено из 80-х в 90-е, а пение куда более разнообразное. Все это делает "Accident of Birth", как и другие сольники Дикинсона, ценными примерами открытого в результате трудного творческого поиска собственного стиля.
Дикинсон с группой много и успешно гастролирует, дает интервью, и продолжает занятия, не связанные с музыкой. До нас дошли видеозаписи некоторых интересных выступлений группы, по которым видно, в какой замечательной форме находятся артисты.
В 1998 Брюс Дикинсон выпускает свой пятый сольный альбом "The Chemical Wedding".
Этот альбом обычно считается вершиной в сольной дискографии артиста, однако для меня эта пластинка, представляющая несомненный интерес, заметно уступает предыдущей - половина композиций монотонные и невзрачные.
Кроме стильного оформления, для альбома характерно использование слов и образов английского поэта Уильяма Блэйка.
В январе 1999 Брюс Дикинсон принимает решение вернуться в Iron Maiden вместе с Эдрианом Смитом. Это привело к реформированию классического состава группы (плюс Яник Герц), творческому и коммерческому подъему группы, повышению к ней внимания.
Вот, на мой взгляд, примеры самых интересных вокальных партий Брюса времен его "второй эпохи" в группе.
В 2002 Брюс нашел время для шести сольных выступлений на летних фестивалях. Кроме того, в том же году сбылась его подростковая мечта: он выступил на одной сцене с Яном Гилланом.
В 2005 вышел шестой, и последний сольный альбом Брюса Дикинсона "Tyranny Of Souls".
К альбомам-откровениям он явно не относится, но это добротно сделанная, интересная работа.
К первому синглу с альбома было снято видео.
Кроме официальных студийных альбомов, у Брюса Дикинсона вышел целый ряд концертных альбомов, сборников и переизданий, на которых можно обнаружить интересные композиции.
Не бросает Брюс и посторонних занятий - занимается авиабизнесом, продолжает писать, практикует гостевое участие в различных проектах.
В декабре 2001 во время лондонского выступления группы Halford, вокалист Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон и Джэфф Тэйт вышли на сцену для совместного исполнения песни «The One You Love To Hate». Этот альянс породил массу слухов о грядущем совместном альбоме трёх вокалистов под названием "Three Tremors". Продюсером альбома должен был выступить Рой Зи, гитарист и продюсер сольной группы Дикинсона.
Однако эта идея так никогда и не была реализована, поскольку музыканты пришли к выводу, что крайне сложно написать композиции, в которых равноценно были бы представлены три разных голоса, подобная работа отняла бы много времени, а на тот момент все три вокалиста были заняты работой в своих основных группах. В настоящее время лишь проведенная фотосессия является свидетельством былых серьёзных намерений.
Как и раньше, Брюс демонстрирует незаурядные качества фронтмэна Iron Maiden. Во время инцидента на Ozzfest в 2005, когда группа была атакована толпой и недружелюбным местным персоналом (предположительно, нападение было спланировано после недоброжелательных высказываний Брюса в адрес ток-шоу, проводимых Оззи Осборном), многое зависело от реакции Брюса. И Iron Maiden не сошли со сцены и отыграли расширенный сет выступления.
Брюс обратился к людям со словами: «Сегодня здесь собралось огромное количество наших поклонников и мы выступаем для них. Нужно приложить много больше усилий, чтобы заставить Iron Maiden покинуть сцену, и ничто не сможет встать между нами и нашими поклонниками. Мы лучше умрем, чем примем позор, мы – Iron Maiden!!!».
20 июля 2006 года Дикинсое вывез по воздуху 200 британских подданных на родину из охваченной военными беспорядками столицы Ливана. На Кипре он подобрал эвакуированных и посадил Боинг-757 в аэропорту Гатвик.
Что касается Iron Maiden, то для меня ренессанс группы делится на 2 неравных периода: "ранний" (1999 - 2005), для которого характерны яркие релизы, совместное соавторство композиций, рациональное сочетание heavy/progressive в аранжировках, и менее интересный "поздний" (2006 - настоящее время), когда альбомы стали явно затянутыми, композиции все более скучными благодаря смещению акцентов в сторону progressive metal, а в сочинительском плане все больше стала увеличиваться доля песен, сочиненных дуэтом Дикинсон/Смит.
Интересным примером композиции, не характерной для Iron Maiden, является "Empire of the Clouds", посвященная крупнейшему крушению пассажирского дирижабля над Францией.
Эта песня вместе с некоторыми другими предназначалась для сольного проекта Дикинсона, но в результате в 2014 была записана для двойного альбома Iron Maiden "The Book of Souls" (2015).
В конце работы над альбомом у Брюса Дикинсона был диагностирован рак. Публике официально было объявлено об этом в январе, а выпуск альбома отложен. Иногда в прессу просачивались по-английски скупые, но трогательные свидетельства маэстро о тяжелой борьбе с недугом.
В мае 2015 Брюс объявил о своем полном излечении, и альбом был выпущен в сентябре.
В целом, в свой "поздний ренессанс" Iron Maiden - это очень работоспособный, отлично действующий механизм, который при всех своих достоинствах (профессионализм, яркие звуковые и сценические решения, регулярный выпуск релизов), выглядит очень статично - сет-листы концертов меняются очень редко, выступления не несут адресной работы. К примеру, в "The Maiden England World Tour" группа выступила 80 (!) раз с совершенно одинаковым сет-листом.
Случаются и досадные недоразумения, из которых Брюс выходит достойно. Один раз в 1985 Брюс прямо во время исполнения песни налетел на дверь и рассек бровь - пришлось петь со стекающей по виску кровью. Совсем недавно при переодевании в форму английского кавалериста Дикинсон забыл микрофон, и первый куплет "The Trooper" Iron Maiden сыграли без вокала. В другой вечер слишком активный зритель расталкивал девушек в первом ряду - и Брюс остановил шоу и осадил нахала.
Совсем недавно Брюс Дикинсон отправился в новое турне с "разговорным шоу", посвященным своей новой книге.
Лично для меня такой подход к делу является, мягко говоря, неправильным. Презентацию книги я всегда представлял как встречи писателя с публикой - общение, ответы на вопросы, автографы и фото. Здесь же на "шоу" нужно было купить билет, вопрос можно было задать только заполнив специальную форму (как показал опыт многих - ответы по существу так и не были получены), для получения перевода в свои наушники нужно было заказывать услугу дополнительно, а о встрече для получения автографа и фотографирования речи вообще не было. И уж совсем непонятным для меня стало исполнение маэстро a capella во время таких вечеров фрагментов песен - и сольных, и Iron Maiden.
Положа руку на сердце, при всем уважении к маэстро, лично мне вместо пары последних альбомов Мэйден и всяких "разговорных шоу", куда больше хотелось бы увидеть новый сольный альбом и тур Брюса Дикинсона. Весьма сомнительно, что это когда-либо случится, но все-таки, вместо недоступного нам, простым смертным, бронзового памятника Мистеру большому шоу-бизнесмену, которым сейчас выглядит Дикинсон, хотелось бы хоть иногда видеть просто парня Брюса, почти 40 лет назад присоединившегося к хэви-группе №1 в мире.
Завершая обзор творческого пути Брюса Дикинсона, перед нами возникает отличный пример Льва в самых лучших его качествах - трудолюбие, благородство и стойкость. Похоже, Брюс живет по принципу "брать от жизни все" и успеть по максимуму - ведь жизнь так коротка! Его пример показывает, чего можно достигнуть не только талантом и трудолюбием, но и принятием верных решений и компромиссов вовремя, правильным подбором партнеров в нелегком творческом пути, личным мужеством и стойкостью.