Это краткий обзор творческого пути и наследия вокалиста Блэйза Бэйли завершает трилогию о певцах Iron Maiden.
Обзор творческого пути Пола ДиАнно сделан здесь.
Обзор творческого пути Брюса Дикинсона сделан здесь.
Блэйз Бэйли (англ. Blaze Bayley, настоящее имя Бэйли Александр Кук, англ. Bayley Alexander Cooke) родился 29 мая 1963 в британском Бирмингеме.
Детство Бэйли прошло в Бирмингеме, позже подростком он подрабатывал ночным портье в Moor Hall Hotel.
В 17 лет Бэйли окончил школу "с дипломом по керамике и гончарному делу, и скверным отношением ко всему". На подростка уже произвели впечатления многие британские рок-исполнители, особенно Led Zeppelin и Black Sabbath, и все остальное - "все, что звучало громко", поэтому никем другим, кроме как в роли певца в рок-группе, он себя не видел. Встав на учет как безработный, Бэйли устроился грузчиком на мебельную фабрику - "кромешная тьма". Далее, в поисках заработков, он перебирается в Тамуэрт, где снова работает ночным портье.
В 1984 Бэйли пробует свои силы в подростковой глэм-группе Child Play. В это время его и стали звать Блэйзом, и его первое имя стало вторым. В своей первой группе Блэйз задержался недолго, и вскоре примкнул к Wolfsbane, игравшими первобытный metal, сырой и грязный.
Группа имела локальный успех, выпустила несколько релизов, и даже иногда выезжала на гастроли по пабам Британии.
В 1990 группе довелось разогревать Iron Maiden в британской части "No Prayer on the Road Tour", где на Блэйза и обратил внимание основатель группы Стив Харрис.
Блэйз: "Для нас это был сон, ставший явью. Я обожал Maiden, у меня было несколько их пластинок, я был на нескольких концертах. В бытность ночным портье у меня была 90-минутная кассета с "Piece of Mind" с одной стороны, и с "Number..." с другой, так что всякий раз я прокручивал ее целиком".
Об обстоятельствах прихода Блэйза в 1993 в Iron Maiden уже говорилось в обзоре, посвященному альбому "The X-factor". Если говорить кратко, то группа получила не только певца, поэта и композитора, но и своего преданного поклонника и прекрасного шоумэна.
Блэйз: "Я поставил себе задачу всей жизни - переплюнуть Брюса. Я очень внимательно смотрел, как он ведет себя на сцене, как он двигается, что он говорит в микрофон, а на следующем концерте я пытался повторить, только еще лучше".
В 1996 Iron Maiden записали песню "Virus" для включения в первый сборник группы "Best of the Beast". Для меня этого малопримечательная песня, на которую, к тому же, был снят странный клип в авангардном духе 90-х. Снимался он в пустом бассейне в доме Стива Харриса.
В 1998 вышел второй и последний альбом Блэйза с Iron Maiden - "Virtual XI", после проведения мирового тура в поддержку которого он был уволен из группы. Подробнее об этом периоде группы сделан обзор здесь.
В 1999 Блэйз Бэйли начал сольную карьеру. Он собрал группу Blaze и записал свой дебютный сольный альбом, который обычно считается его наивысшим творческим достижением. По моему же мнению, лучшие работы Блэйз создал на первых четырех, очень разных, и по своему интересных, альбомах.
Альбом вышел в 2000 и посвящен излюбленной тематике Бэйли, уже раскрывавшейся на "Virtual XI" - цифровизация будущего, киборги, роботы, виртуальное будущее...
На альбоме нет слабых вещей, это действительно дебютный успех, но, сдается мне, песни с него несколько прямолинейны и однобоки.
Гораздо интереснее второй альбом - "Tenth Dimension", вышедший в 2002.
Музыка стала не только гораздо более разнообразной - разные ритмы, акустические и клавишные инструменты, более разнообразное пение Блэйза, женский бэк-вокал, но и нести в себе более современные элементы alternative metal.
Что касается содержания, то мы имеем дело с самым концептуальным альбомом Блэйза: ученый, движимый благородными желаниями помочь человечеству, открывает пятое измерение, и за ним и его секретами конечно, начинается охота...
В 2003 вышел первый концертный альбом "As Live As It Gets".
На альбоме представлен материал обоих пластинок, и песни Iron Maiden.
Третий сольный альбом Блэйза - "Blood & Belief" вышел в 2004.
Это самый тяжелый, мрачный и агрессивный альбом Блэйза, полутонов здесь нет, а за стеной грузных риффов проступает мрачно-отчаянное настроение.
После этого релиза у группы Blaze начался период упадка. Первая волна интереса к сольной работе артиста сошла на нет, а вместе с ней и интерес лэйбла. Группа не имела коммерческого успеха, и, несмотря на стабильно горячий прием публики, распалась, не имея солидной финансовой и организаторской поддержки. 17 декабря группа с таким названием дала свой последний концерт.
Зато именно в этот период Блэйз приобрел верную подругу и женщину своей мечты, Дэбби Хартланд. Дэбби была неплохим парикмахером, и это позволял ей сводить концы с концами, Блэйз же устроился работать в магазин велосипедов и запчастей.
"Как-то мне дали задание навести порядок на складе, расставить коробки с велосипедами и так далее – работа, которая как раз соответствовала моему паршивому настроению. Что-то произошло, когда я находился в этом, в сущности, темном месте. Фактически, там, на складе, я начал задумываться о самоубийстве. День не задался с самого начала – я поссорился с Дэбби, и ссора закончилась тем, что я сказал: «Хорошо… к черту все! Я ухожу от тебя». На душе было так дерьмово, что я осматривал склад в попытках найти место, где бы вздернуться, но вместе с тем думал: «Каково же будет тому, кто меня найдет?» И, тем не менее, я все еще искал, где бы сделать это, шарил по складу в поисках каких-нибудь обрезков, из чего можно было бы сделать петлю, задаваясь вопросом, как далеко нужно зайти, чтобы повеситься.
А потом пришла помощница управляющего, короче, руководящая, эта полусонная пташка, и попросила разобраться с человеком внизу, у которого возникли вопросы по поводу гарантии на его инструменты. Я говорю: «Что? Ты не можешь сама разобраться с гарантией?» - «Не-а», – последовал ответ. Думаю, она просто хотела избавиться от вредного клиента. В общем, я спустился, и этот парень начал рассказывать о своей проблеме. Понимаете, на одни инструменты дается пожизненная гарантия, а на другие нет, если там есть подвижные детали, и так далее. Я говорю, мол, вот на этом как раз есть подвижные детали, поэтому на него гарантия не действует, и мы не можем Вам ничего компенсировать. И тут он начал выходить из себя и выкладывать все, что об этом думает. Тогда я сказал: «Ладно, хорошо, я заберу этот и дам вам новый». Но мужик не хотел новый инструмент, он был, видите ли, не такой, как нужно. Он хотел новый набор инструментов за один сломанный. Я отказал ему, а он продолжал настаивать на своем, пока я внезапно не набросился на него.
Этот мудак выводил меня каждой своей фразой… жирный ублюдок… такой же гад, как те из фильма «Большой куш». Ну и, видимо, я вскипел, перемахнул через полутораметровый стол и схватил его. Потом подбежал один из моих коллег, начал оттягивать меня и звать на помощь. Кончилось тем, что четверо парней пытались оттащить меня от него. Я готов был швырять в него чем ни попадя. Матеря меня на чем свет стоит, он заявил, что позвонит в полицию. Я говорю: «Ну давай, звони, ты, … я убью тебя нахрен, пока они приедут».
В общем, они меня оттянули назад, и когда полиция приехала и спросила о случившемся, я просто сказал, что навалял тому типу. Он подал официальное заявление, и полицейским пришлось забрать меня. «Что ж, справедливо», – согласился я. Они надели на меня наручники, и когда мы уже собирались уезжать, я сказал: «Перед тем, как мы выйдем, пожалуйста, удостоверьтесь, что его там не будет, иначе я опять доберусь до этого ублюдка». Надо отдать им должное, один из полицейских вышел и проверил, нет ли его снаружи".
После составления протокола в полицейском участке Стилхаус Лейн у Блэйза взяли отпечатки пальцев и кровь на анализ ДНК. Он был подавлен, потому что потерял работу, а вместе с ней, судя по всему, и Дэбби. Однако после того как дежурный по отделению записал все, что нужно, Блэйза не посадили в камеру, а отпустили. Сержант сообщил при этом, что снаружи его ждет девушка. Конечно же, это Дэбби приехала забрать его. Она разразилась безудержным смехом, когда Блэйз вышел из участка. «Все еще смеясь, она посадила меня в машину и спросила, куда бы я хотел поехать. Я понятия не имел, и она сказала: «Знаешь, поехали в дом моих родителей». Затем она наклонилась ко мне и добавила: «Это последний день, когда ты работал на обычной работе. Ты – Блэйз Бэйли».
Да простит меня читатель за столь длинную цитату из книги про Блэйза бывшего ударника группы Lawrence Paterson, но она очень точно характеризует настроение, в котором тогда находился маэстро...
Кстати, эта книга рекомендуется к изучению не только поклонникам Блэйза и Iron Maiden, но и самому широкому кругу поклонников рок-музыки, т. к. представляет собой изучение культурной рок-среды нескольких эпох, и полна отличного юмора и описания массы гастрольных и студийных приключений когорты музыкантов, прошедших через группу.
В 2006 Блэйз с Дэбби поселились в бунгало на побережье - это был их рай в шалаше. Дэбби зарабатывала парикмахерским искусством, чтобы прокормить себя и Блэйза, они купались в море, гуляли, загорали, тусовались, и перебивались как могли.
Случайно они сводят знакомство с неким Тимо, который позиционирует себя как бывший менеджер Scorpions (конечно, позже выяснилось, что он только организовал пару концертов одному из бывших участников этой группы). Не веря своему счастью, Блэйз с подругой стали планировать победоносное возвращение на сцену. Гитариста и басиста нашли по объявлению в интернете, а на место за ударными Тимо предложил своего сына. Несмотря на то, что он звучал неважно, пришлось соглашаться - других вариантов не было.
Новой администрацией группы было организован ряд выступлений нового состава группы в 2007, однако к концу года доверие к новому менеджеру было окончательно утрачено, и отношения разорваны. Зато, вследствие выхода из этой спячки, были найдены новый ударник и менеджер, в делах группы стала принимать участие Дэбби, и Блэйз подошел к записи нового альбома.
2008 стал для Блэйза одним из самых сложных - как и 1998.
Альбом "The Man Who Would Not Die" стал первым альбомом группы Blaze Bayley - как объяснил сам Блэйз, новое название стало необходимо, чтобы не было путаницы с его братом-комиком, довольно известным в Британии.
"The Man Who Would Not Die" стал в определенном смысле лучшим в дискографии артиста, соединив динамику "Blood & Belief" с мелодизмом и утонченностью первых двух пластинок. Мастерское, словно на пределе возможностей, пение, масса интересных аранжировочных находок, сильная энергетика погружают в прослушивание альбома целиком, если бы не пара спорных треков.
5 июля Блэйз с Дэбби были гостями на концерте Iron Maiden в Туикенеме. Все были довольны концертом и рады встретить старых друзей. К сожалению, ночью у Дэбби случилось кровоизлияние в мозг - разорвалась аневризма. Несмотря на успешно проведенную операцию, врачи не давали утешительных прогнозов относительно ее выздоровления, но Блэйз был несгибаем - он был убежден, что Дэбби поправится, и публиковал трогательные репортажи из больницы.
«Огромное спасибо вам всем за сообщения в поддержку Дэбби и меня. Сейчас Дэбби вышла из критического состояния и находится в больнице под наблюдением. Семь недель она пробыла в коме. Я очень скучаю по ней дома. Состояние ее стабильное и опасность приступа или аневризмы уже не угрожает. Изо дня в день почти ничего не меняется, но я чувствую, что она начала долгий путь к выздоровлению.
Она не может открыть глаза, говорить или общаться, только иногда она отвечает, когда ее просят пошевелить пальцами на правой ноге, на этом всё. Иногда она бывает взволнована и вытягивает левую руку, а правая сокращается, и обе кисти сжимаются в кулаки, наверное, это происходит, когда ей больно – у пациентов с такими болезнями часто возникают сильные головные боли – думаю, так и есть. Чтобы проследить прогресс, каждые восемь часов медсестры просят ее пошевелить пальцами на ногах, иногда она это может сделать, иногда нет. Еще они открывают ей глаза по одному и светят фонариком, наблюдая за движением и реакцией зрачков, и это наиболее ободряет, так как четыре недели назад реакции не было совсем, но сейчас есть небольшая каждый раз, когда они проводят тест светом, так что для меня это первый признак того, что она действительно борется. Иногда ее левый глаз немного приоткрывается, и мне кажется, что она прилагает все усилия, чтобы открыть глаза, это происходит всего несколько секунд, а иногда вообще не происходит, но это успокаивает меня.
Сейчас я понимаю, что это будет очень длительный процесс, который займет месяцы, а может и годы. Каждый день я провожу с ней и говорю, что люблю ее, и что ей уже лучше. Я рассказываю, что мы бронируем на следующий год и все, что на ум приходит. Когда мне уже нечего сказать, я надеваю ей наушники и включаю ее любимые CD, кажется, это успокаивает ее.
Я был ниже плинтуса, когда мы сошлись, даже будучи знакомыми и поддерживая связь большую часть нашей взрослой жизни, только последние несколько лет мы были вместе как муж и жена.
Когда она вернулась в мою жизнь, я сидел без гроша в кармане. У меня не было никаких планов по записи, никакого руководства и никакого нормального состава. Я работал на ненавистной работе; я был в жесткой депрессии и много пил. Она спасла меня. Она поверила в меня, и ее любовь, храбрость и поддержка заставили меня вернуться и записать альбом «The Man Who Would Not Die» («Человек, который никогда бы не умрет»), четвертый трек из которого («While You Were Gone» («Когда ты ушла») посвящен Дэбби. Я написал ей стихи, когда она уехала на несколько дней, Нико подобрал музыку, а затем это превратилось в песню для нее. Это была первая песня, которую я играл для нее, когда мы закончили альбом.
Она невероятная личность и единственный человек, которого я ставил превыше музыки. Надеюсь, что я смогу отплатить ей за веру в меня, продолжая верить в нее. Спасибо вам всем еще раз за поддержку, которую вы выразили моей жене и мне в такие тяжелые времена, и за эту массу писем с вопросами о ее состоянии. Я буду сообщать вам все новости о выздоровлении Дэбби на протяжении следующих недель и месяцев.
Если вы любите кого-то, скажите им об этом сейчас, и говорите каждый день. Мы не знаем, как сложится наша жизнь и что она нам принесет».
К большому сожалению, в сентябре у Дэбби случилось второе кровоизлияние и она скончалась.
Справиться с ударом помогла музыка - в "The Tour That Will Not Die" публика принимала группу необычайно горячо. Именно поэтому концертный альбом "The Night That Will Not Die" (2009) получился таким ярким.
Увы, релизы Бэйли в 2010-х уже не несут в себе той яркости и вдохновения, как в первое десятилетие существования группы. Композиции на них серые и невыразительные, альбомы монотонные, а вокальная работа уже не такая интересная.
Альбом "Promise and Terror", вышедший в 2010 - это бледная тень предыдущей работы, и последний альбом в том составе, который сформировался после возобновления активности группы.
Следующая пластинка, "The King of Metal" (2012) была записана на домашней студии Стива Харриса, который предоставил ее бывшему коллеге совершенно бесплатно.
Название альбома Блэйз объясняет тем, что альбом является посвящением всем поклонникам металла. Увы, в художественном плане альбом такой же невыразительный, как и предыдущий, хотя и выдержан в более среднетемповом, меланхоличном настроении.
В конце десятилетия Блэйз реализует давнюю задумку, выпустив трилогию альбомов: "Infinite Entanglement" (2016), "Endure And Survive (Infinite Entanglement Part II)" (2017) и "The Redemption of William Black (Infinite Entanglement Part III)" (2018). При всем уважении к маэстро, несмотря на масштабность проекта, эти записи не вызывают былых эмоций: при их прослушивании постоянно ловишь себя на мысли, что все это Блэйз уже делал.
Блэйз занимается и сторонними проектами. Вместе с гитаристом Thomas Zwijsen, снискавшим славу за исполнение рок-стандартов на акустической гитаре, он не только переиграл хиты Iron Maiden и выступал в составе этой специфической безымянной группы, но и записал целый альбом "December Wind" (2018).
Куда больше мне нравится результат совместной работы Блэйза с московской группой Алексеевская площадь - сингл "Hero" вне всяких похвал: стильные аранжировки, яркий вокал.
Не забывает Блэйз и своих старых коллег по Wolfsbane - группа воссоединилась для записи альбома и проведения тура.
Блэйз Бэйли старается как можно больше выступать. Его не смущают маленькие залы - несмотря на то, что когда-то его видали стадионы, он играет по принципу "выжать из каждого места все возможное" и работать на сцене так, чтобы ни один зритель не ушел разочарованным. Сам автор живой свидетель такого подхода: Блэйз с первых секунд концерта буквально бросается в толпу, держит ее в напряжении и делится энергетикой с каждым зрителем. После концерта Блэйз открыт для общения с публикой и никому не отказывает в фото и автографах.
Жаль только, Москву своими визитами Блэйз не балует. Группа Blaze выступала здесь только раз - в ДК Горбунова в 2005.
Под названием Blaze Beyley группа приезжала к нам дважды - в уже далеких 2009 и 2010 (не считая выступления на мотошоу в Малоярославце в 2008).
И, наконец, дважды, в 2012 и 2013, выступал Блэйз в рамках "Double Trouble Tour" (совместные гастроли с Полом ДиАнно), но на сцене их поддерживали местные музыканты.
На пресс-конференции в феврале 2012, перед первым концертом этого проекта, музыкантов спросили, в каких городах им больше всего понравилось выступать. Пол ДиАнно ответил, что в Санкт-Петербурге, и, наверное, в Сочи. А вот ответ Блэйза был встречен аплодисментами: "В каждом городе, где есть металлисты, я выступаю с удовольствием".
Беря в ноябре 2013, во время последнего приезда маэстро в Москву, автограф у Блэйза, я сказал ему: "You - King of Maiden", и действительно считаю, что нынешним роботизированным Мэйден далеко до концертных шоу Блэйза. Да и объем его сольной дискографии, с учетом концертных альбомов и сборников, вполне сравним с суммарной фонотекой, созданной Полом ДиАнно и Брюсом Дикинсоном.
Насколько Блэйз неприхотлив к условиям своей работы - настолько же он доверчив своим фанатам, и фанаты это чувствуют и ценят. Похоже, что в своей жизни Блэйз вобрал лучшее от Тельца и Близнецов - упорство в достижении целей, сильная воля, умение концентрироваться на главном, окружать себя хорошими людьми и сохранять свое обаяние.
Несмотря на все удары судьбы и явную недооцененность, Блэйз не унывает: работает над новым альбомом и собирается поехать в тур в честь 20-летия альбома "Tenth Dimension", где его как обычно встретят небольшие, но заполненные залы преданных фанатов.
"Metal спасет мир" - похоже, под этим девизом проходят не только туры этого музыканта, но и вся его жизнь.