11 мая 2022 исполняется 30 лет "#Fear of the Dark", девятому студийному #альбому легендарной #heavy metal группы #Iron Maiden (Великобритания).
базовый материал Леонида Кочанова
Обзор содержит историю создания альбома, разбор его художественных особенностей и треков, а также описание событий, последующих за его выходом.
Альбом был записан в Barnyard Studios (Essex, England) в 1991-1992.
"Страх тьмы" - второй и последний студийный альбом группы, записанный первым постклассическим составом Iron Maiden (Steve Harris - bass, Dave Murray - guitars, Bruce Dickinson - vocals, Nicko McBrain - drums, и Janick Gers - guitars), и второй из 4-х альбомов группы, записанных и вышедших в 1990-х, хронологически совпавших с Поздним периодом группы.
После крайне слабого «No Prayer for the Dying» (1990), группа как следует "встряхнулась", и записала один из сильнейших, пусть и далеко не шедевральный, альбом в своей истории. К Стиву Харрису словно вернулся композиторский талант, куда-то пропавший на предыдущем альбоме, Яник Герс окончательно вписался в группу, а новая, более разнообразная манера пения Брюса Дикинсона воспринимается намного органичнее.
К тому же, это восьмой студийный, и последний альбом группы, записанный с продюсером Мартином Берчем, навсегда (и на полжизни) отошедшего от дел после работы над ним.
Также, уже во второй раз подряд в записи альбома в качестве сессионного клавишника группы, принял участие Майкл Кинни – тот самый музыкант, появлявшийся на сцене во время исполнения «Seventh Son of a Seventh Son» (1988) в турах 1988, и 2012-2014 гг.
Ранее рейтинг студийных альбомов Iron Maiden был представлен в обзоре «Алый рейтинг».
«Страх тьмы» заметно отличается от всего, что группа создавала в 1980-х. Музыканты почти полностью отказались от батально-исторических зарисовок и мистико-лирических образов, заменив их социальными мотивами и темой внутренних страхов. В результате альбом получился серьезным, мрачноватым, и задумчиво-пессимистичным. Причем, если в лирике Харриса с этого альбома, да и по сей день, стали преобладать размышления о человеческой природе, вопросах нравственности и морали, то Брюс чуть ли не единственный раз за всю карьеру добавил в лирику личных переживаний, затронув темы одиночества и боли от расставаний и непонимания между людьми. Столь красивых и необычных текстов в рамках Iron Maiden он, пожалуй, больше не писал.
Совершенно гениальную, в духе Дерека Риггса, обложку, разработал Melvyn Grant. Кошмарный, деревообразный Эдди, являющийся олицетворением понятия «у страха глаза велики», и пугает и восхищает одновременно. Несомненно, это одна из лучших обложек среди релизов Iron Maiden.
В основной трек-лист альбома вошли 12 треков.
Короткий барабанный брейк Макбрейна перерастает в ураганный боевик «Be Quick Or be Dead» («Будь быстр или будь мертв») в лучших традициях «Wratchild» и «Invaders». Дебют Герса в качестве композитора удался на славу – получился ураганный боевик с едким текстом от Брюса Дикинсона про больших «акул в костюмах», для которых каждый день – марафон с препятствиями и водоворот неотложных дел. Особенно атмосферу этой песни передал потрясающий коллаж для одноименного сингла, а вот клип на эту же песню этой атмосферы не передал, получившись рваным и дерганым.
«Be Quick Or be Dead», предваряющий альбом сингл, вышел 13 апреля 1992.
Следующая за ней «From Here to Eternity» («Отсюда – в вечность») раскаляет атмосферу до предела. Известный своим крайне серьезным подходом к сочинению песен, маэстро Харрис, видимо, решил как следует приколоться, и выдал отвязный heavy боевик в духе Motorhead, написав крайне забавный текст, в котором собрал все клише про грязных байкеров и роковых красоток (и даже упомянул Шарлотту!). И без того угарную атмосферу песни распаляет яростное соло Яника Герса, одно из лучших за всю его карьеру. Также на эту песню был снят замечательный «огневой» клип.
Сингл «From Here to Eternity» вышел 29 июня 1992.
Следующая за ней «Afraid to Shoot Strangers» («Бойся стрелять в незнакомцев»), относится, безусловно, к одной из лучших песен Iron Maiden за всю историю группы. Это задумчивый эпик с элементами progressive, с гениальными гитарными партиями Дейва Мюррея и Яника Герса. Лирика Стива Харриса на тему непрекращающихся войн к сожалению, не утрачивает своей актуальности и по сей день, а вот голос «сирены ПВО» звучит тут весьма монотонно, и не идет ни в какое сравнение с намного более интересными концертными версиями песни, и вокальной партией Блэйза Бэйли, которую можно услышать на официальном клипе на песню, созданном по итогам «The X-Factour».
«Fear is the Key» («Страх – это ключ») относится к первой, из четырех проходных, песен альбома. Скучная и монотонная песня даже при хронометраже всего в пять минут кажется неимоверно скучной и растянутой, а ее мотив не запоминается и после многих лет прослушивания. Неудивительно, что она никогда не исполнялась на концертах.
А вот следующая за ней «Childhood’s End» («Детство закончилось») можно однозначно отнести к одной из самых недооцененных песен группы. Прекрасный среднетемповый боевик с тяжелым для восприятия текстом про нищету в странах третьего мира заставляет с удивлением вспомнить, что когда-то музыканты могли делать замечательные, яркие и при этом лаконичные песни, не пускаясь в псвевдопрогрессивные дебри, как это произошло в будущем.
Далее следует самая необычная песня альбома в лице «Wasting Love» («Растрачивая любовь») - первой за 10 лет лирической баллады авторства дуэта Дикинсон/Герс. Единственный раз за всю историю группы Харрис допустил на альбом «сопливую» балладу о любви, больше похожую на последующее сольное творчество Дикинсона, чем на песню Iron Maiden. Но в итоге вышла прекрасная и чувственная песня, которая при должном продвижении вполне могла потягаться с балладными шлягерами Metallica первой половины 1990-х (клип на эту песню сделан в типичном духе того времени). Настоящей образец металл-баллады наравне с «Fade to Black» Metallica и «Love Me Forever» Motorhead.
Сингл «Wasting Love» вышел 1 сентября 1992.
Следующая за ней Харрисовская «The Fugitive» («Дезертир») - еще один образец прекрасного и лаконичного боевика с интересным текстом, который спустя 6 лет был пересказан Маргаритой Пушкиной в арийском «Дезертире». В середине песни, с отметки в 3:08, звучит очень красивая оркестровая подкладка, заставляющая в очередной раз сожалеть о том, что Iron Maiden за всю свою карьеру так и не отважились сыграть с оркестром. Вторая из самых недооцененных песен альбома.
Следующие за ней «Chains of Misery» и «The Apparition» («Цепи невзгод» и «Привидение», соответственно) являются абсолютно серыми и неинтересными песнями.
А вот «Judas be my Guide» («Иуда, будь моим проводником») является настоящим маленьким шедевром альбома. Простенький heavy metal боевичок авторства дуэта Дикинсон/Мюррей (кстати, это последняя песня их авторства), получился настоящим и компактным хитом, который хочется слушать снова и снова. Жаль, что в позднем творчестве группы такие песни практически полностью исчезли из их репертуара. Нельзя не отметить совершенно гениальную лирику Брюса – эдакий отчаянный крик человека, уставшего жить в мире, который переполнен скорбью и страданиями.
Предпоследняя «Weekend Warrior» («Воин на выходные») является еще одной пустой и неинтересной песней, которая отличается от других разве что забавным текстом, в котором Харрис в сатиричной форме описал никчемную жизнь футбольного фаната, являющегося полным неудачником в жизни, который по выходным выплескивает накопившуюся злость на трибуне стадиона, представляя себя королем мира, да мелодичным соло с отметки с 3:27 по 3:52.
Завершает альбом монументальная, одноименная альбому, композиция авторства маэстро Харриса. «Страх тьмы» представляет собой прекрасный heavy/progressive metal эпик с традиционным для группы балладным вступлением и обширной инструментальной частью в середине. Песне суждено было стать настоящей кульминацией всех концертов группы, а лирика Стива про глубоко инстинктивный страх темноты, как символ возможной опасности, стал чуть ли не международным хитом. На песню также был снят клип, который, впрочем, без изменений представил концертное исполнение этой песни с «Live at Donington».
Вообще, по количеству проходного материала, «Fear of the Dark» является настоящим рекордсменом, такого большого количества откровенно слабых композиций (4 из 12 - треть!), на, в целом удачном, альбоме у группы больше не было никогда. Кстати именно этот альбом является рекордсменом среди других и по количеству номеров.
Из-за общего тайминга почти в час, и обилия филеров, "Страх тьмы" является одним из самых затянутых рок-альбомов. Ранее об этом говорилось в обзоре "Рок-музыка: меняя носители... (часть 2)".
На трех уже упоминавшихся синглах со студийными записями к альбому разместилось большое количество бонусов совершенного разного содержания и качества:
«Nodding Donkey Blues» - забавный блюз-рок в авторстве, которого указаны все участники группы. Звучит как прикол, в духе таких же би-сайдов, как, например, «Black Bart Blues».
«Space Station No. 5» - кавер на малоизвестную в России hard rock группу Montrose. Песня получилась довольно вялой и неинтересной.
«Bayswater Ain't A Bad Place To Be» – а вот это самый смешной би-сайд группы за всю историю! Невозможно серьезно воспринимать это восьмиминутное нечто, в котором Брюс, бренча на гитаре, выдает нехилый поток сознания с трехэтажным матом, стебом и прочими «местными идиоматическими выражениями». Дослушать до конца это практически нереально, но посмеяться можно неплохо! Момент на 4-й минуте, где Брюс начинает кудахтать, как курица, незабываем!
«The French Message From Bruce Dickinson» - минутная аудио-запись, в котором Брюс (судя по голосу – с большого бодуна), благодарит французских фанатов и расхваливает последний альбом группы.
На сингле «From Here to Eternity» можно обнаружить два кавера на Чака Берри и группу Budgie.
«Roll Over Vic Vella» - забавный рок-н-ролл, безнадежно испорченный студийными шумами и разговорами.
«I Can't See My Feelings» - еще одна довольно посредственная песня.
На сингле «Wasting Love» никакого эксклюзива нет – только аудио-записи нескольких концертных песен, и разве что сокращенная специально для радио, одноименная песня, может кому-то прийтись по душе.
После выпуска альбома Iron Maiden вновь отправились в дорогу. «Fear of the Dark Tour» включал в себя 67 концертов. Стартовав 2 июня 1992 года в Норвиче (Великобритания), группа исколесила весь мир, где только можно дать концерты (основные страны Европы, Северной и Южной Америки), завершив год полноценным туром по Азии, и отыграв последний концерт 4 ноября 1992 года в Токио (Япония).
Сет-лист был довольно предсказуем, и помимо нескольких песен с нового альбома, состоял из наиболее полюбившихся и предсказуемых хитов, и к тому же, не менялся на протяжении всего тура. Единственным исключением стал концерт в апреле в Буэнос-Айресе (Аргентина), когда группа сыграла редкую для исполнения «Die With Your Boots On», позже выпавшую из сета на целых 11 лет. Также, чуть ли не единственной особенностью того тура, является исполнение песни «Tailgunner» с предыдущего альбома, которая после этого навсегда исчезла из концертных номеров группы.
Выступление группы в качестве хэдлайнера на фестивале в Доннингтоне на родной земле 22 августа 1992, было тщательно задокументировано для выпуска третьего видео в истории группы под незамысловатым названием «Live at Donington».
Третье видео группы получилось менее эмоциональным, в отличие от «Live After Death» и «Maiden England». Тем более, по сравнению с двумя предыдущими концертными видео группы, здесь нет какого-либо грандиозного шоу (за исключением двух инкарнаций Эдди и нескольких смен задников сцены), а режиссер концерта выбрал спорную манеру съемки, заключавшеюся в постоянном чередовании цветных и черно-белых кадров. К тому же, сама группа (за исключением реактивного Герса) выступает довольно статично, что, впрочем, не мешает этому концерту остаться весьма важным историческим событием. К тому же, это первое видео группы, где наконец появилась легендарная «Wratchild», а также в общей сложности 7 песен, записанных после «Maiden England». Кстати, это был первый тур группы, в котором Эдди выходил на сцену под «The Clairvoyant».
Несомненно, самым эмоциональным моментом концерта стал выход на сцену бывшего гитариста Эдриана Смита под заключительную «Running Free». (Таким образом, Iron Maiden впервые, пусть и спонтанно, уже опробовали схему с тремя гитаристами задолго до судьбоносного «Ed Hunter Tour»).
Концертный альбом с записью выступления вышел в 1993 с нехарактерным для группы, белым минималистичным оформлением, и позже переиздавался с другой обложкой.
«A Real Live Tour» в 1993 порадовал поклонников группы более необычным сет-листом. В программу группу были возвращены «Prowler», «Transylvania» и «Remember Tomorrow» исполняемые впервые за 10, 11 и 12 лет соответственно. «Вспомним завтра» впервые исполнялась Брюсом вживую, «Transylvania» больше не исполнялась никогда, а вернувшиеся в сет-лист впервые после ухода Смита «Wasted Years» и «Where Eagles Dare», и по сей день периодически включаются в концертные сеты Iron Maiden. Песня «Bring Your Daughter…to the Slaughter» после этого тура не игралась на концертах десять лет, как и любой другой материал с «No Prayer For the Dying».
Вообще, «Fear of the Dark» - единственный альбом Iron Maiden, из которого большая часть песен никогда не исполнялась на концертах. Целых 7 песен из 12 (58%!) никогда не звучали со сцены, а еще 3 («Be Quick or be Dead», «From Here to Eternity», и «Wasting Love») никогда не игрались после окончания «Real Live Tour».
А вот заглавная песня стала самым настоящим мировым хитом, и игралась на каждом концерте группы, в том числе на совершенно неуместном качестве в ностальгических турах по 1980-м. Исключение составил только 2005, когда в первом ностальгическом туре группа играла песни только с первых четырех альбомов. Кроме нее, лишь «Afraid to Shoot Strangers» оказалась относительно удачливой – она стала настоящим хитом на концертах Maiden эпохи Бэйли, и была на короткое время воскрешена в очередном ностальгическом туре в 2012-2013.
Сингл "Fear of the Dark (Live)" вышел 1 марта 1993.
Последний сингл альбома и этого состава, "Hallowed by the Name (Live)", вышел 4 октября 1993.
«Real Live Tour» относится к тем редким моментам в истории рок-групп, когда сами музыканты, находясь на пике славы, искренне не знали о том, будут ли они продолжать свою деятельность или нет. Именно зимой 1992/1993 #Брюс Дикинсон принял решение покинуть группу.
Вот как лидер группы вспоминал о том периоде:
«Я был немного расстроен, когда Брюс ушел — я прошел через развод, возможно, это был самый худший момент в моей жизни, и пару часов спустя я подумал о том, чтобы прекратить деятельность Iron Maiden».
Об уходе Брюса из группы ранее говорилось в обзоре его творческой карьеры «Брюс Бронзовый».
«Real Live Tour» начался с выступления 5 мая 1993. В свете решения Брюса он получился прощальным для данного состава группы.
Интересный факт: во время концерта на Лондонском «Уэмбли» Герс сломал свою гитару, после чего группа была вынуждена уйти на технический перерыв. В такой форс-мажорной ситуации Нико МакБрейну пришлось впервые за 10 лет (и как выяснилось, в предпоследний раз на концерте Iron Maiden) развлекать публику барабанным соло.
После окончания тура был выпущен двухчастный концертный альбом под названием «A Real Live One» и «A Real Dead One». Оба концертника представляют собой компиляцию из аудиозаписей наиболее популярных песен тура, собранных с нескольких концертов, и были переизданы единым релизом на двойном CD в 1998 во время переиздания всего каталога группы.
Заключительная «Hallowed by the Name» была записана на последнем, из трех, концерте в Москве.
В том туре заметна незаинтересованность Брюса в дальнейшем пребывании в группе.
Чтобы разобраться в мотивации певца покинуть коллектив, достаточно почитать его биографическую книгу «Зачем нужна эта кнопка?», в которой вообще не сказано об альбоме «Fear of the Dark», зато уделено много времени увлечениям авиацией и подготовке почвы для сольного творчества.
Момент ухода из группы Брюс описывает следующим образом:
«Вы, быть может, думали, что я долго готовился к столь ответственному и в корне меняющему жизнь решению и имел тщательно разработанный план действий, но, в силу моей наивности, или же простого энтузиазма, ничего такого не было.
Род Смоллвуд пришёл в студию в Лос-Анджелесе, и я показал ему часть своего материала.
- У меня есть кое-какие плохие новости и кое-какие хорошие – сказал я.
Род заерзал в своём кресле и стал выглядеть обеспокоенным.
- Что за плохие новости?
- Ну плохая новость, заключается в том, что я чувствую, что должен покинуть группу, так что я хочу, чтобы ты узнал об этом первым.
- А в чем хорошая новость?
- Ну, - красочно начал я, - теперь у тебя есть совершенно новый сольный исполнитель. Вы найдете другого вокалиста для Maiden. Это не так уж сложно. Хороших ребят много.
Не было похоже, что мне удалось его в чем-либо убедить.
- Должен ли я сказать Стиву? – спросил я.
- Нет. Ни говори никому. Я с этим разберусь.
И, конечно же, он с этим разобрался, именно так, как и можно ожидать от одного из лучших менеджеров на планете. Я до сих пор не знаю, что он сказал остальным парням из группы, но уверен, что сразу, его мозг принялся вырабатывать план, как минимизировать репетиционные потери и избежать рок-н-рольного Чернобыля в средствах массовой информации.
Два концертных альбома, выпущенных накануне моего ухода, были не лучшими вещать в нашем репертуаре, а название второго из них «A Real Dead One», оказалось для группы почти пророческим, если вдуматься.
Я принял участие еще в одном последнем туре, за которым последовало специальное шоу для ТВ, в котором принимал участие знаменитый иллюзионист Саймон Дрейк. Я с радостью согласился быть принесенным в жертву в настоящей «железной деве» в финале судебного разбирательства. Когда шипы вознесись в мое тело, из моего горла хлынула кровь.
Должен подчеркнуть – на обложке сингла «Hallowed Be The Name» ваш покорный слуга изображён пронзенный вилами дьявола и жарящийся в адском пламени, как длинноволосый кусок зефира.
Не очень хорошее начало для сольной карьеры, но давайте вспомним, что другие люди, уходившие из Iron Maiden, тихо впадали в безвестность, или превращались во что-то в духе ностальгического караоке».
В июне 1993 группа нанесла свой первый исторический визит в Москву, отыграв три аншлаговых концерта в СК Олимпийский (ныне не существует). Для еще неизбалованной тогда вниманием звезд мировой величины московской публики, тот приезд был наряду с первыми концертами Black Sabbath и Metallica, и остался в истории как одно из наиболее памятных событий концертных 1990-х.
Имеется интересное архивное видео, связанное с пребыванием музыкантов в Москве.
Уже тогда музыканты проявляли истинно британскую консервативность, (позже ставшее настоящей бедой в восприятии группы на сцене), отыграв все 3 дня подряд абсолютно идентичную программу.
Два заключительных концерта тура состоялись в конце августа в специальной студии, где группа дала уникальные шоу, режиссером которых выступил известный иллюзионист Саймон Дрейк. Просто удивительно, что группа со столь красочными шоу ни до, ни после не устраивала ничего подобного – подобные нестандартные подходы к самовыражению больше характерны для Metallica. Здесь же поклонникам группы была дана уникальная возможность непросто насладится концертом группы в красочных декорациях, но и лицезреть ту самую «казнь» Брюса Дикинсона в железной деве, понаблюдать в перерывах между песнями зловещие комментарии ведущего (смотрящиеся сейчас весьма наивно), да увидеть парочку действительно интересных постановочных моментов во время концерта.
К несомненно удачным творческим находкам Дрейка стоит отнести потрясающий ход с «чудо-руками» во время соло к песне «From Here to Eternity».
Ранее обзор концертной одиссеи Iron Maiden был сделан в обзоре "Алая книга".
"Fear of the Dark" неоднократно переиздавался. Первая ремастированная версия альбома вышла в 1995.
В контексте всего творчества группы «Страх тьмы» является весьма важным альбомом группы, в определенном смысле являющемся предшественником всего последующего творчества Iron Maiden.
После "Страха тьмы" в истории группы последовала довольно спорная, но крайне интересная эпоха Блэйза Бэйли (1993-1999), а затем – еще более спорный период Ренессанса группы.
Наравне с такими релизами, как «Painkiller» (1990) Judas Priest, и «Crimson Idol» (1992) W.A.S.P., этот альбом является шикарным образцом завершения славного десятилетия, прошедшего под знаком heavy metal.
Андрей Кочанов: «К «Fear of the Dark» у меня особое отношение, и по двум причинам.
Прежде всего, на этом альбоме находятся знаковые для меня песни: "Wasting Love», песня, которую в виде клипа я первой оценил из творчества группы еще во времена телеканала 2х2, и «Childhood’s End» и «The Fugitive», которые я считаю их самыми недооцененными песнями.
И во-вторых, этот альбом открывает ряд из пяти моих самых любимых альбомов Iron Maiden. Пять альбомов подряд за 11 лет - это был славный период!
В этой пластинке есть разнообразие и глубина, которые выгодно отличают его от классических работ группы 1980-х. Не будь он так разнороден и затянут (треть из трек-листа можно смело выбросить), он мог бы быть и лучшим в этой пятерке. В любом случае, идеи, заложенные в нем, получают дальше развитие, что очень интересно наблюдать и изучать».
Vers, Darkside.ru: «Несмотря на то, что я никогда не был большим поклонником группы Iron Maiden, я не смог не написать рецензию на самый любимый альбом сего коллектива. Многие поклонники считают его проходным, но, на мой взгляд, он является наиболее гармоничным, композиционно целостным и, так сказать, цепляющим. Именно с «Fear of the Dark» я бы посоветовал начинать знакомство с группой.
Здесь нас ждут 12 песен, из которых только 4 нельзя назвать однозначными хитами. Это «Be Quick or be Dead», «Fear is the Key», «The Apparition» и «Weekend Warrior».
Остальной материал - композиции, представляющие собой лицо данного коллектива (и не только для меня). Отдельно хочется выделить «Afraid to Shoot Strangers» - я не возьмусь сказать сходу, где еще есть соло, не уступающее тому, что играет в этой песне. Ну и, конечно же, самая лучшая песня коллектива Iron Maiden – «Fear of the Dark». Чудесная мелодия, прекрасный текст, вокал Дикинсона на высоте - это шедевр на все времена и веха и heavy metal».
Следующая эпоха Iron Maiden, связанная с новым составом группы и альбомом «The X Factor» (1995), ранее нашла отражение в обзоре «Iron Maiden во мраке».