Новое исследование Университета Огайо — о том, как повысить приспособляемость и стрессоустойчивость детей 3-5 классов, развивая их креативность.
В ходе исследования детям формулировали проблему, которую нужно было решить одним из приемов — смещение перспективы, контрфактуальное мышление и казуальное мышление. По словам ведущего исследователя Ангуса Флетчера эти приемы помогли детям находить более нестандартные практические решения проблем.
Прием №1. Смещение перспективы
Группа учеников была разделена на контрольную и экспериментальную группы. Обеим группам дали задание — назвать бытовые проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно или периодически. Например, отъезд отца, ссоры с братьями/сестрами и другие.
Детям контрольной группы было предложено назвать их особые личностные качества, “особую силу”, которая могла бы помочь им в решении их проблемы.
Детям экспериментальной группы было предложено вспомнить “творческого” друга, который сделал или делает что-то, на их взгляд, особенное. Этот друг должен помочь им решить проблему, вопрос — как? Такой подход называется смещением перспективы (perspective shifting), ведь дети таким образом смотрят на свою проблему глазами другого человека.
Было обнаружено, что таким образом детям было гораздо эффективнее найти эффективное и, что важно, креативное решение своей проблемы. В контрольной группе менее половины учеников смогли предложить решение, а в экспериментальной — около 90%. Кроме этого, исследователи изучили уровень креативности, чей показатель в экспериментальной группе был равен 6,44 из 10 против 3,05 в контрольной.
Прием №2. Контрфактуальное мышление и казуальное мышление
Контрфактуальное мышление — это способность человека спроектировать альтернативный вариант развития событий в прошлом, из серии “а что, если…” или “если бы только…”.
Казуальное мышление (по-другому, причинно-следственное) — способность установить причинно-следственные связи между случаями, событиями или явлениями.
В рамках исследования дети в течение 5 дней проходили учебную программу, в рамках которой креативными способами решали предложенные им проблемы из разных сфер жизни. Если детям не удавалось с первого раза решить проблему, они отступали назад и анализировали корень проблемы, ее важность, смотрели под разными углами и тестировали другие решения вместе с педагогами и одногруппниками.
В конце учебной программы ребятам были даны типичные для их возраста проблемы (аналогичные первому исследованию). После предложенного детьми решения исследователи бросали неожиданный вызов, отвергая это решения, говоря, что они не сработают.
Результаты исследования показали, что пятидневная учебная программа пошла на пользу: дети не боялись “отвержения” своей идеи, а спокойно продумывали следующее решение. Кроме этого, второе решение заслужило более высокую оценку креативности (7.5 баллов против 5,45 баллов) и общей полезности.
Исследование вселяет надежду: взрослые должны быть более уверенными в себе, когда речь идет о помощи своим детям. Если ребенок склонен сдаваться, злиться и искать решения своих проблем у взрослых, можно потренироваться на решение теоретических и/или реальных проблем при помощи приемов, описанных в этом исследовании.
Такое упражнение может научить детей шире смотреть на вещи, искать решения там, где раньше не замечали и, что важно, не искать простых ответов на сложные вопросы!