Мы попросили преподавателей МИП посмотреть новогодние фильмы через призму своей профессии. Получился неожиданный анализ, где-то очень вдохновляющий, а порой и меняющий взгляд на любимых героев.
Вот что детский психолог Елена Харитонцева сказала про это здание:
Последнее время стало модно анализировать старые фильмы и сказки. У многих современных родителей появился даже страх, что сказки могут навредить, научить жестокости, напугать, оставить какой-то необратимый след в неокрепшей душе ребёнка.
Как детскому психологу мне часто приходится сталкиваться с такими предубеждениями. И каждый раз приходится объяснять, что жизнь — это не только радость и отсутствие неприятностей и злых героев. Именно сказки и детские фильмы учат наших детей понимать, где добро и зло, как себя вести хорошо. Благодаря сказкам, фильмам и книгам дети учатся решать конфликтные ситуации, заводить друзей, понимают, что такое дружба, любовь, преданность, предательство и коварство. Все это и есть жизнь во всём её многообразии!
«Один дома», детский психолог Елена Харитонцева
Представим, что хорошего произошло с Кевином, когда его родители в спешке забыли взять с собой? Каким он оказался хозяйственным, ответственным и храбрым. И это для своих-то 7 лет! Не каждый мальчишка отважится противостоять двум взрослым мужчинам и защищать свой дом.
Оказывается, что мальчик точно знает, где находится стиральная машина и как ею пользоваться. А ведь с самых первых минут нам показывают «ужасного мальчишку», который всё портит и с которым все разговаривают грубо. Тут у меня много вопросов к семье Кевина…
Несмотря ни на какие конфликты с братьями и сёстрами, Кевин трогательно готовит подарки для родных, с которыми у него неидеальные отношения. Он наряжает ёлку, развешивает рождественские носки над камином… Взрослые, берём на заметку! Детям важны семейные традиции, ритуалы перед сном, милые фишки при прощании или приветствии. Всё это наполняет жизнь ребёнка стабильностью и спокойствием.
Для меня эта история, в первую очередь про то, что надо доверять своим детям, поддерживать и верить в то, что они со всем справятся.
«Гарри Поттер»
Сказка о самом известном в мире сироте, многогранная и интересная. Её можно обсуждать и с младшим школьником, и с подростком, да и взрослым будет, о чём поговорить.
На мой взгляд, главная заслуга Джоан Роулинг в том, что с каждой книгой темы любви, дружбы, смерти, верности и предательства усложняются, переплетаются. Главный герой часто стоит перед сложным моральным выбором. Мы видим, что он растёт как личность. Именно поэтому история так интересна!
Чему нас может научить сказка? Тому, как важна семья! История Гарри показывает, как любовь и поддержка родителей важна для детей с самого раннего возраста!
И, несмотря на неприятности в доме опекунов, мы видим, как у мальчика есть силы противостоять невзгодам и преодолевать страхи. Он с раннего детства знал, как сильно родители любили его, защищали. Вот она — безусловная материнская любовь, которая даёт огромные силы ребёнку в будущем!
Следует отметить, что Гарри умеет дружить. Несмотря на довольно сложное детство, он не озлобился, он доверяет людям. Гарри добрый и хороший друг. Для них он — ориентир в мире добра и зла. Тема дружбы и одиночества — одни из главных в романе. Это очень ценно для детей разного возраста.
Ничего не даётся ему легко. Гарри — пример того, что надо учиться, много читать, практиковаться, не сдаваться и тогда ты добьёшься реальных целей. И путь этот может быть сложен… Всё как в реальной жизни!
«Чарли и шоколадная фабрика»
Перед нами два героя с абсолютно разными условиями жизни. Вилли Вонка — успешный бизнесмен, эксцентричный, недоверчивый и одинокий. Мальчик, который так и не вырос (психологически он так и остался ребёнком, который убежал из дома). Он потратил свою жизнь, чтобы доказать своему отцу, что тот не прав.
Перед нами опять встаёт тема родителей. Грубость отца Вилли и его жестокое обращение с сыном определяют судьбу мальчика. Он также закрыт для мира, у него нет друзей и семьи. Вилли Вонка довольно строгий и бескомпромиссный руководитель. Когда он узнаёт, что некоторые сотрудники воруют секреты шоколада, он закрывает фабрику и лишает рабочих заработка.
Чарли — полная его противоположность. Он наивный, воспитанный, из бедной семьи. Для него шоколадка — это сокровище. Перед нами действительно живые эмоции и чувства! Это счастливый ребёнок, у которого есть любящие родители. У Чарли большая семья, что учит его быть внимательным к близким.
Чарли искренне радуется тому, что видит на фабрике. В этой истории мы видим пример, что для победы не нужно притворяться, обманывать, играть роль. Достаточно быть собой.
И опять перед героем выбор — остаться на фабрике, стать её владельцем, быть шоколадным магнатом, но отказаться от семьи. И мы видим, как непонятен и удивителен выбор Чарли для Вонки. Мальчик отказывается от такого заманчивого предложения. Счастье не измеряется деньгами, дорогими подарками и сладостями, даже если они самые вкусные на свете! Родители, отсутствие вашего внимания и заинтересованности в ребёнке игрушками не перекрыть. Это работает лишь на маленькой дистанции.
Так происходит взросление Вилли Вонки, когда он решается поговорить с отцом. Так он обретает семью и друзей, когда приходит на праздничный ужин в дом Чарли.
Фильм Тима Бёртона противоречивый и очень красивый. Иногда пугающе красивый. Он затрагивает много вопросов об отношении детей и родителей, ценности семьи. Это фильм о мечтах и надеждах даже в самых сложных ситуациях, о несчастном детстве, честности и важности любви в семье.
«Морозко»
В современном мире «Морозко» получило уже столько негативных интерпретаций, что мне хотелось бы остановиться на чём-то хорошем, что транслирует детям эта сказка.
Во-первых, такие герои, как Марфушенька-Душенька и Настенька показывают детям простые формы поведения: что такое хорошо и что такое плохо. Просто и доступно. Вот так, как Марфушка вести себя некрасиво. А вот быть вежливой, доброй, помогать по дому — это хорошие качества. А теперь современные родители, признайтесь, неужели вам не хотелось бы, чтобы ваш ребёнок помогал вам по дому или был вежлив с вами и добр? Задача сказки — в этом и состоит, чтобы показать: что есть добро, а что зло. И научить детей этому.
В сказке «Морозко» нам показано, как избалованный ребёнок (воспитание по типу «Кумир в семье») не может справиться с жизненными трудностями. Слепая родительская любовь вредит ребёнку, не даёт ему самостоятельно развиваться и порождает такие пороки как лень, хамство, обжорство, зависть и невоспитанность.
Настенька. Этой героине больше всего достается от современных психологов. Образ классической жертвы, что есть — то есть… Но это тоже может быть полезно!
Я предлагаю родителям после просмотра этой сказки обсудить со своими детьми тему добра и зла, защиты себя и справедливости, тему домашних обязанностей и благодарности. То, как важно быть бережным к близким людям, и как это прекрасно, когда все в семье помогают и поддерживают друг друга.
Ещё важный момент в этой сказке, о котором многие забывают. Это личностный рост Иванушки. В начале сказки нам показан самовлюблённый и наглый Иванушка, который только и делает, что любуется собой и тем впечатлением, которое он производит на девушек. Его грубость и хамство оборачиваются против него — только в виде медведя он может искупить свою вину и превратится в человека. И в конце мы видим, что парень-то осознал свои ошибки, изменился. Это ли не сказка?
Дорогие родители! Читайте детям сказки, смотрите фильмы вместе со своими детьми, обсуждайте, придумывайте новые финалы для любимых историй. Сейчас самое время заняться самым важным — показать детям, как вы их любите. И верите в доброе и прекрасное!
«Ирония судьбы, Или с лёгким паром!», психолог Ксения Сергачёва
Если посмотреть на поведение Наденьки с двумя мужчинами, то вариаций может быть много. Однако то, что мне бросается в глаза — её подсознательная неуверенность в тех отношениях, что у неё были изначально с Ипполитом. Предположим, если бы для неё было бы оптимально строить отношения именно с таким типом мужчины — контролирующий, опекающий, где-то авторитарный, то вряд ли она бы перешла в контакт с Лукашиным. Скорее всего её мотивация на переключение внимания на другого связана с неуверенностью, что её текущие отношения принесут ей удовлетворение.
Почему она их строила? Скорее всего срабатывало представление о роли мужчины и женщины в отношениях. И вероятно у неё был общепринятый образ партнёра. Когда появился другой вариант и обнаружился конфликт между Наденькой и Ипполитом, то ей, возможно, пришло осознание, что это не её человек. В одном из диалогов, она рассказывает о себе, о своём возрасте, какими были её отношения за рамками этой истории (она 10 лет была с женатым). Ипполит же был стабилен, очевиден, ясен в своих проявлениях, что и могло её привлечь. Но по натуре она человек, который нуждается в другом типе мужчины. И её переход в отношения с Лукашиным может выглядеть признанием своих настоящих потребностей.