Найти тему
Живые истории

Хорошо, что есть праздники

Кто придумал это все? Кому оно нужно? Ну точно не мне! Так хочется покоя и тишины, а вместо этого одна суета и суматоха: бегаешь целыми днями по магазинам, пытаешься всем угодить, порадовать подарками...

А когда возвращаешься домой, понимаешь, что забыла самое главное – убрать квартиру! До Рождества оставалось две недели, а я, хоть и клятвенно обещаю себе каждый год обязательно подготовиться без спешки и нервов, опять не постирала портьеры, не спланировала меню и не решила, где проводить праздники в этом году.

Свекровь несколько раз звонила и спрашивала, приедем ли мы к ним. Тот же вопрос задавала моя мама. Ни мои родители, ни родители мужа не представляли себе этого праздника без нас.

А жили они за сто километров друг от друга – приходилось вечно разрываться между ними. Со времени нашей свадьбы, то есть уже семь лет, мы проводили все праздники в разъездах. Нам с Сергеем это, конечно, надоело, но все как-то не хватало смелости взбунтоваться.

В этом году та же картина: вместо того чтобы спокойно посидеть дома, нужно опять мотаться от одной семьи к другой. Правда, я намекнула своей маме, что мы бы предпочли побыть дома, вместо того чтобы курсировать между городами, но она возмутилась.

– Не будь эгоисткой! Это же Рождество! Семья должна отмечать его в полном составе.

Совместными усилиями было решено: святой вечер мы проведем у моих родителей, потом поедем к свекрови, останемся у нее на первый день праздников, а на второй навестим моего брата.

– Опять этот марафон, – буркнул супруг, когда я ему об этом сообщила.

– Значит, надо было отказать? – фыркнула я, и он только махнул рукой.

– Я же ничего не говорю, – пробормотал он устало. – Надо – значит, надо. Ничего не поделаешь...

Через два дня позвонила моя мама.

– Аня, планы поменялись. Я подумала обо всем и решила, что вы проведете все праздники у нас.

– Но свекор со свекровью… – начала я, но она не дала мне закончить.

– Я пригласила их к нам! Так мы все соберемся в одном месте без этих утомительных переездов, – объяснила мамуля, явно довольная собой. – Места хватит, они останутся у нас на ночь. И вообще так будет лучше для всех нас. Каждый приготовит какое-то блюдо…

Это была неплохая идея, но я знала, что мои родители не очень-то любят своих сватов. Как же мама смирится с этим? Неужели это только ради нас?

– А, и еще... Раз в этом году будет много людей, значит, подарки покупаем исключительно для детей, ладно? – прибавила мама. – Только для твоих девочек, для детей Кати и Павла и для сына Коли. А то точно разоримся… Ладно, буду заканчивать, а то мне еще шторы вешать. Ты свои постирала?

Судорожно сглотнув, я пробормотала в трубку что-то вроде «да, конечно».

– А шкафчики на кухне помыла?

– Ну естественно.

– Молодец! А я все никак не возьмусь. Тогда пока, – попрощалась мама.

Только я хотела приниматься за уборку, как снова позвонил телефон. Это была моя невестка Нина. Она пыталась согласовать со мной меню на первый день праздников, причем такое, как будто организовывала банкет для королевской семьи.

– Даже не знаю, приготовить крем-суп из шампиньонов или борщ с белыми грибами... Как думаешь? – допрашивала меня Нина.

– Я бы предпочла суп.

– Но ведь многим людям нравится борщ… – недовольно бросила она. – Наверное, приготовлю и то, и другое.

Я думала, что на этом разговор закончен, но сильно ошиблась.

– А ты что сделаешь? – поинтересовалась Нина. – Может, паштет?

– Хорошо, – покорно согласилась я.

– Прекрасно. И какой-то пирог. У тебя с капустой очень вкусный.

Я пообещала приготовить все. Только положила трубку и взялась за тряпку, как снова зазвонил телефон.

– Аня? – услышала голос свекрови. – Послушай, мы с твоей мамой решили, что я приготовлю рыбу, и вот думаю, обязательно ли это должен быть карп…

Я мысленно досчитала до десяти.

– Думаю, лучше всего карп.

– Ну да, но эту рыбу никто не любит…

– Сережа любит, – заметила я.

– Точно, ты права. Тогда я приготовлю карпа. А сельдь лучше сделать в растительном масле или в сметане?

Кулинарную дискуссию мы вели еще примерно полчаса. Я положила трубку совершенно уставшая и в таком состоянии, сонная и злая, взялась наконец за уборку в ванной. После этой муторной работы уселась на кухне с чашкой кофе и стала записывать все то, что надо приготовить на праздники.

Муж вернулся с работы, когда я заполняла вторую страницу.

– Письмо пишешь? – спросил он.

– Нет, составляю список блюд.

– Зачем? Ведь мы вроде уезжаем.

– Но дома тоже надо питаться. Праздники длинные, нужно приготовить много вкусностей. И ты будешь в отпуске. Кроме того, необходимо взять что-то в гости… Лучше сейчас простою день у плиты, чем потом вы все будете отдыхать, а я опять торчать на кухне.

Сергей заглянул через мое плечо в список и поцокал языком.

– Подумать только, в мире есть страны, где люди за целый месяц не съедают столько, сколько наша семья за эти три дня… – произнес иронично.

– Ой, перестань! Неужели это я придумала, что на столе должно быть двенадцать блюд? Нет. Традиция такая. И следующие два дня мы же тоже должны что-то есть. Так что все идет по плану. Нужно сделать покупки!

Следующая неделя оказалась настоящим марафоном. Мы ездили за продуктами и за подарками, везде были невероятные толпы, жуткие очереди к кассам в супермаркетах…

До Рождества оставалось всего несколько дней, а я так и не убрала в кладовке. Да и не только там. Это раздражало. Наконец справилась с этим и взялась за печенье. Мои девочки настояли,что помогут мне. В результате кухня выглядела, как поле боя, а половина печенья напоминала бесформенное месиво.

– Прекрасно! – оценила с неподдельным восторгом Яна, моя старшая.

Я промолчала, боялась, что могу сорваться и накричать на детей. Ведь из-за их помощи вся та уборка, на которую я потратила почти два дня, перестала быть заметной. Нужно опять закатывать рукава и браться за работу. Но мои девчушки так светились от счастья, что я просто не имела права испортить им настроение. И вот опять тряпки, мочалки, моющие средства и я в позе «зю». Если бы мне еще никто не мешал, все бы шло гораздо быстрее. А так как мое семейство ни на минуту не желало оставлять меня в покое, процесс уборки затянулся надолго – то они проголодались, то найди им игрушку, рубашку, карандаши, пульт от телика. Вариантов масса.

После уборки я хотела принять душ, но не успела даже дойти до ванной, как вдруг опять зазвонил телефон.

– Привет! – услышала голос мамы.

Стало ясно, что разговор не будет коротким, и с мыслями об отдыхе, о том, как хорошо понежиться в ванной с пеной, можно попрощаться.

– Послушай, дочка, я прочитаю тебе список блюд, а ты скажешь, все ли нормально, достаточно ли этого, или нужно еще что-то добавить, – объяснила она и стала диктовать. А я уже посредине ее монолога перестала улавливать суть слов. Они все слились в одно – бу-бу-бу-бу!

– Ну что, нормально? – наконец, спросила мама. – Всего достаточно?

– Ага, – сдержано зевнула я. – Супер. Только мне кажется, что карпа должна была привезти свекровь…

– Ой, а если она приготовит невкусно? Кроме того, твой Сергей так любит эту рыбу… Пусть мальчик поест, – сказала она, а я подумала, что Сережке придется есть такое количество карпов полгода.

– А салатов не мало? – взволновано поинтересовалась мама.

– Нет, вроде вполне достаточно.

– Ладно, ты права. Хотя, пожалуй, сделаю еще один из шампиньонов, – мгновенно решила мама и сразу же положила трубку.

Вот хотелось бы знать, зачем звонить и спрашивать совета, если все равно сделаешь по-своему? Интересно, все матери такие или только моя?

Той ночью мне снились одни кошмары: грязные портьеры, карпы, немытые шкафчики и полы, нестиранное белье, гора посуды... В квартире беспорядок, а дети загнали меня на диван и кричали: «Мама, ты нами совсем не занимаешься!»

Я проснулась уставшей и совершенно разбитой. После обеда позвонила мужу и попросила купить елку, потому что девочкам не терпелось украсить деревце. Сергей пообещал сделать это после работы, а дочки весь день сидели за столом и делали игрушки. Это, конечно, замечательно, потому что я получила некую свободу действий и они не теребили меня каждые пять минут.

Но зато какой бардак получился от их рукоделия! Скатерть залита клеем, на полу обрывки цветной бумаги, каких-то ниток, веревочек. Тяжело вздохнув, я поняла, что уборку нужно начинать сначала. Ну ничего...

Надеялась, что Сережа вернется около шести, ну, может, в семь. Мы успеем спокойно нарядить елку, и я приберу весь этот кошмар. Но на часах уже было полвосьмого, а супруга по-прежнему не наблюдалось. Наконец он появился! В снегу, вспотевшее красное лицо и… почему-то явно расстроенный. Сергей топтался в прихожей, отряхивал с себя снег и елочные иголки.

– Ну, показывай! – не выдержала я. Муж молча отодвинулся, и перед моими глазами предстало нечто странное, немного кривое, с очень и очень немногочисленными ветками… – Жалкое зрелище… – вздохнула.

– Да ладно тебе, – любимый пожал плечами. – На площади толпы, а хорошие елки уже разобрали… Остался один неликвид! – закончил он, встряхивая елку.

Дочки подошли и стали внимательно ее рассматривать. А там было на что посмотреть! Веток оказалось очень мало, с одной стороны я вообще их не заметила, только на самом верху виднелось пару кривых лысоватых веточек…

– Ну, не знаю… – пробормотала я. – Может, завтра выберем другую?

Сергей пожал плечами.

– Да, но хорошие дорого стоят.

И тогда заговорила Маринка, наша младшенькая:

– Ой, мама, давай оставим эту!

Я с удивлением посмотрела на нее. – Она такая несчастная… – продолжала моя дочка. – Кто ее теперь захочет забрать? Точно никто… А так она будет у нас… Мы ее красиво нарядим… У елочки тоже будет праздник.

Муж вопросительно взглянул на меня.

– Пусть остается, – согласилась я.

Девочки и не думали медлить с украшением елки – они хотели сразу же взяться за это, хотя было уже довольно поздно. Но я сдалась, потому что знала: все равно их не уложить. Достала коробку с шариками, супруг занялся гирляндами. И, как каждый год, оказалось, что провода спутались, а часть лампочек перегорела… Через минуту весь пол в гостиной был устелен испорченной гирляндой… Нет, это не квартира, а ремонтная мастерская!

– Эти, желтые, работают… А красные не мигают… – бормотал себе под нос Сережка. – И синие тоже барахлят...

Я медленно повернулась и незаметно ушла на кухню. «Хорошо, что праздники уже через два дня! – подумала устало. – И тогда закончится вся эта нервотрепка с приготовлениями…»

И опять началась уборка. Мне казалось, что я, как лошадь в цирке, хожу по кругу. Вот только у лошади больше сил. У меня же они были на исходе. Спать хотелось невыносимо...

А мои родственники как сговорились. Они звонили каждые пять минут. Мама на городской телефон, сестра, невестка и остальные – на мобильный. Каждая поэтапно докладывала, что уже сделано, а что только предстоит. Знали бы они, с каким трудом я сдерживалась, чтобы не закричать, не высказать им свое недовольство. Но вместо этого приходилось заинтересованно угукать и поддакивать, одновременно моя очередную тарелку или шкафчик на кухне.

Каждый час, который так стремительно приближал нас к празднику, увеличивал количество звонков от родни. Теперь мне еще приходилось и оправдываться.

– Аня, чем ты там шумишь?

– Посуду мою, мама.

– Прекрати это немедленно! Поговори с матерью нормально, – возмущалась она. – Неужели у тебя для меня не найдется ни одной свободной минутки?!

– Ну маму-у-у-уля-я-я-я... Пожалуйста, только не начинай!

– Как ты со мной разговариваешь? – вспылила она и бросила трубку.

Ну вот, еще и поругались. Я расстроилась, но не прошло и часа, как родительница опять была со мной на связи.

– Ань, а что мне надеть? – как ни в чем ни бывало спросила она. – Не знаю, синее или зеленое платье?

С точно таким же вопросом позвонили и остальные представительницы женского пола семьи. Только теперь вместо еды мы перебирали варианты одежды. Наконец все были удовлетворены выбором нарядов. Все, кроме, естественно, меня...

Поскольку в чем буду за праздничным столом, я не придумала. И вот картина: квартира сияет чистотой, из кухни доносятся ароматные запахи, дети и муж нарядно одеты, а я мечусь по дому как угорелая и пытаюсь хоть как-то привести себя в божеский вид. Одной рукой натягиваю колготки, второй – делаю маникюр, потом пытаюсь соорудить подобие прически. И в это время вспоминаю, что висит в моем шкафу. Перебрав сто вариантов, с ужасом понимаю, что мне нечего надеть! Не только на Рождество, но и вообще. Полный шкаф одежды, а носить нечего – вечная женская проблема.

Положение спасли собственноручно связанная белая кофточка и черная юбка – вполне приемлемый вариант для любого торжества.

А перед выходом из дому я умудрилась порвать молнией от сапог колготки. Пришлось переодевать. Конечно, мы опоздали часа на полтора. Не знаю, как получается, но наша семья всегда приходит последней. Девочки сразу пошли смотреть елку.

– Наша красивее, – заявили они.

Отец засмеялся и взял их на руки. Сергей заговорил с моим братом, а я пошла на кухню посмотреть, чем могу помочь. Через минуту услышала радостные крики детей, которые нашли подарки.

Вечером я смотрела на нашу семью, на елку, на красиво сервированный стол, и на сердце становилось теплее…

А потом бабушка запела, мои девочки подхватили, и слезы сами навернулись на глаза от умиления. «Хорошо, что есть праздники!» – подумала я и сладко задремала.

Эмоции
3180 интересуются