Найти в Дзене
Безумный мир

Северо-Двинская шлюзовая система.

Оглавление

Общая характеристика

Вот уже более 180 лет Северо-Двинская система существует и работает, соединяя бассейн Волги и Северную Двину. Водный путь проходит от реки Шексны, притока Волги, до реки Сухоны и Северной Двины. Северо-Двинский канал включает следующие сооружения и водоемы:

Водораздельная часть, состоящая из нескольких каналов и озер:

· От Шексны начинается самый протяженный Топорнинский канал длиной 6 км, на котором, установлены заградительные ворота, позволяющие закрывать водораздельную часть сооружения и проводить ее ремонт. На канале построены шлюзы №2 и №3

· Озеро Сиверское площадью 7,44 кв. км, на берегу которого расположен древний город Кириллов и Кирилло-Белозерский монастырь

· Кузьминский канал длиной 1,17 км с понтонной переправой

· Озеро Покровское

· Речка Поздышка с прорытым в ней каналом длиной около 2 км

· Зауломское озеро, ставшее водохранилищем, уровень воды в нем поднят плотиной

· 1-й и 2-й Вазеринские каналы длиной 2,08 км и 2,99 км соответственно, разделенные небольшим озером Пигасово

· Небольшое Кишемское озеро и Кишемский канал длиной 2,65 км с заградительными воротами, позволяющими закрывать водораздельную часть и проводить ее ремонт.

Далее следуют водоемы и шлюзы, ведущие к реке Сухоне, с которой начинается Северная Двина:

· Благовещенское озеро, из которого вытекает река Порозовица

-2

· Река Порозовица (углублена), на ней расположены две водосбросные плотины со шлюзами №5 и №6

· Далее суда идут по Кубенскому озеру, неглубокому, но большому по площади: его средняя глубина составляет всего 1,2, а площадь — 370 кв. км

-3

· Река Сухона, вытекающая из Кубенского озера. В 5 км от ее истока расположены шлюз №7 и водосбросная плотина. Реконструкция сооружений прошла в 2009–2010 годах, все основные детали были заменены на бетонные и стальные, деревянными остались только стены шлюзовой камеры.

-4

Основные характеристики

· Протяженность — 127 км, ширина канала — 26–30 метров

· Глубина канала — 1,8 метров, далее Сиверского озера — 1,4–1,5 метра

· Перепад высот — 10 метров

· Количество шлюзов — 6, плотин — 8.

Затруднительные места для судоходства места.

Северо-Двинская шлюзованная система является затруднительной для судоходства. Судовой ход на каналах и реках местами имеет большую кривизну, ограниченные габариты и проходит вблизи берегов. По путевым условиям Северо-Двинская система объявлена узкостью с повышенной для судоходства опасностью. Первый Вазеринский и Второй Вазеринский каналы являются водным путем с односторонним движением судов и составов. Самым затруднительным для судоходства в межень является участок от 42 до 71 км из-за узкости и большой кривизны судового хода, каменных гряд и отдельных камней в русле, а также частых в осеннее время сгонно-нагонных явлений. На затруднительных для судоходных участках водного пути ежегодно проводятся дноуглубительные и дноочистительные работы. Лавы и понтоны отводятся по требованию судоводителей, которые заблаговременно извещают о своем приближении подачей звуковых сигналов.

Остановочные пункты и места стоянки судов.

Наиболее крупными пунктами по перевозке грузов и обслуживанию пассажиров на Северо-Двинской системе являются остаточные пункты Кириллов, Усть - Кубенское и Бережное.

Использование СДШС

Северо-Двинская шлюзованная система, ранее носившая название система герцога Александра Виртембергского, построена для осуществления товарооборота между Архангельском и Петербургом.

В связи с постройкой в 1897 году железной дороги до Архангельска, а затем Беломорско-Балтийского канала в 1933 году, система утратила свою значимость. В настоящее время путь используется для туризма и местной перевозки леса