7. Восход-3
Самый деревенский из всех советских мотоциклов был настоящим тружеником в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии. Производились мотоциклы этой марки в городе Коврове Владимирской области. Производство мотоциклов «Восход» началось в 1957 году. Мотоциклы «Восход» комплектовались одноцилиндровыми двухтактными двигателями с воздушным охлаждением. Первым мотоциклом этой марки была модель «Восход-1», которая выпускалась с 1957 по 1965 год. Мотоцикл имел 175-кубовый двигатель мощностью 10 л. с. и максимальную скорость 80 км/ч. Последующие модели были существенно модернизированы, в частности, мощность двигателей была увеличена до 14-15 л.с. Мотоциклы «Восход» были очень популярны в сельской местности. Они были неприхотливы в эксплуатации и обслуживании, надежны и экономичны. Мотоциклы «Восход» использовались для перевозки грузов, для поездок на работу или в магазин, а также для охоты и рыбалки. Мотоциклы «Восход» были не только популярны, но и доступны по цене. В 1970-е годы мотоцикл «Восход» можно было купить за 500 рублей. В городах мотоциклы «Восход» были не так популярны, как в сельской местности. Городские жители предпочитали более мощные и комфортные мотоциклы. Тем не менее, некоторые горожане все же покупали мотоциклы «Восход» для поездок на дачу или для прогулок по паркам. Производство мотоциклов «Восход» было прекращено в 1978 году. За время производства было выпущено более 2 миллионов экземпляров этих мотоциклов. После прекращения производства мотоциклов «Восход» на заводе имени Дягтерева стали выпускать мотоциклы других марок, в частности, мотоциклы «ЗиД». Мотоциклы «ЗиД» были более современными и мощными, чем мотоциклы «Восход», но они также были и более дорогими. Мотоциклы «Восход» являются частью истории советской мотопромышленности. Эти мотоциклы были очень популярны в сельской местности, и их до сих пор можно встретить на дорогах. Мотоциклы «Восход» являются символом советской эпохи, и они по-прежнему любимы многими мотоциклистами.
6. Минск
Бюджетные мотоциклы «Минск» из Белорусской ССР славились своей простотой, надежностью и неприхотливостью. Их покупали за то, что они заводились и ехали без проблем даже в самых суровых условиях. Минский мотоциклетно-велосипедный завод производил мотоциклы с 1951 года и вплоть до XXI века. Самыми популярными и массовыми моделями были ММВЗ-3.111, 3.115 и 3.112, которые выпускались поочередно более 20 лет, даже после развала СССР. Эти легкие и небольшие двухместные мотоциклы потребляли мало топлива и развивали скорость до 95 км/час благодаря двигателю с одним цилиндром и мощностью 12 лошадиных сил. Мотоциклы «Минск» не были предназначены для городских условий, но в сельской местности они пользовались огромной популярностью. Их надежность, неприхотливость и выносливость сделали их незаменимыми помощниками в работе и на отдыхе. Помимо своих технических характеристик, мотоциклы «Минск» запомнились и своим оригинальным дизайном. Их простые и лаконичные формы, а также яркие расцветки делали их легко узнаваемыми. В настоящее время мотоциклы «Минск» уже не производятся, но они по-прежнему остаются популярными среди любителей мототехники. Их можно встретить на дорогах и в гаражах по всей стране. В дополнение к вышесказанному, можно добавить, что мотоциклы «Минск» также отличались своей ремонтопригодностью. Их конструкция была настолько простой и доступной, что даже начинающий моторист мог обслуживать и ремонтировать их самостоятельно. Кроме того, мотоциклы «Минск» были очень экономичными. Они потребляли мало топлива и не требовали дорогих запчастей. Это сделало их доступными для широкого круга населения.
5. Иж Юпитер-5
«Иж Юпитер-5»: Легенда отечественного мотоциклостроения «Иж Юпитер-5» - вершина линейки мотоциклов «Юпитер», выпускавшихся Ижевским машиностроительным заводом с 1985 по 2007 год. Эта модель среднего класса по праву считалась конкурентом чехословацкой «Jawa». Двигатель «Юпитера-5» - 2-цилиндровый, мощностью 24 лошадиные силы и крутящим моментом 32 Нм, позволял мотоциклу разгоняться до 125 км/ч. Мотоцикл изначально задумывался, как дорожный, но на практике оказался универсальным и прекрасно подходил для эксплуатации на сельских дорогах, благодаря возможности прикрепить боковой грузовой или пассажирский прицеп. Внешний вид «Юпитера-5» в свое время был одним из самых привлекательных среди отечественных мотоциклов. Бензобак, сиденья, крылья, приборный щиток и ящики были заимствованы от «Иж Планета-5», на который устанавливался одноцилиндровый движок. Однако, качество сборки «Юпитера-5» нередко подводило. Модель периодически модифицировалась, и надежными считались только новые образцы. Со временем барахлило зажигание, да и один из цилиндров двигателя нередко выходил из строя. В 1993 году появилась модификация «Юпитера-5» с двигателем жидкостного охлаждения, что позволило снизить расход топлива на 1,5 литра и уменьшить уровень шума. Несмотря на то, что «Юпитеры» уже сняты с производства, их все еще можно встретить на дорогах бывшего Союза. Они ценятся за надежность и неприхотливость, но по техническим характеристикам и дизайну уже не соответствуют современным требованиям. Дополнительная информация - «Иж Юпитер-5» участвовал в различных спортивных соревнованиях, в том числе в престижной гонке «Ралли Париж-Дакар». В начале 2000-х годов Ижевский машиностроительный завод планировал возобновить производство «Юпитера-5» в модернизированном виде, но этот проект не был реализован. В настоящее время на дорогах можно встретить различные модификации «Юпитера-5», выполненные как умельцами-одиночками, так и специализированными тюнинг-ателье.
4. Иж Планета Спорт
Первый серийный спортивный мотоцикл СССР, который был разработан с учетом опыта японских мотостроителей, назывался "ИЖ Планета Спорт". В течение 11 лет, с 1973 по 1984 год, было произведено более 215 тысяч таких мотоциклов. Максимальная скорость этой модели составляла 130-140 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал всего 11 секунд. У мотоцикла был одноцилиндровый двигатель мощностью 32 лошадиные силы, но позже его мощность была снижена до 28 лошадиных сил. В начале производства, мотоциклы "ИЖ Планета Спорт" оснащались японскими электрооборудованием, оптикой и карбюраторами. Это позволяло им обеспечить высокое качество и надежность. Многие ожидали появления этого спортивного мотоцикла, и когда он наконец появился, многие были впечатлены. Однако, его высокая скорость и мощность требовали от водителей особой осторожности и навыков управления. Несчастные случаи и аварии стали частым явлением из-за неосторожного обращения с таким мощным мотоциклом. Благодаря своему качеству, "ИЖ Планета Спорт" был экспортирован за рубеж. Он стал популярным в таких странах, как Великобритания, Нидерланды и Финляндия. Однако, со временем, в целях снижения затрат, импортные детали были заменены отечественными, что привело к снижению качества. В результате низкого спроса, в 1984 году производство этого дорогостоящего мотоцикла было прекращено. В настоящее время найти хорошо сохранившийся "ИЖ Планета Спорт" довольно сложно, и стоимость мотоцикла в оригинальном состоянии может достигать 1500 долларов. Он стал коллекционным. Восстановленные экземпляры этой модели также пользуются популярностью среди любителей винтажных мотоциклов, которые хотят ощутить дух прошлого и насладиться управлением этим культовым мотоциклом.
3. Урал
Ирбитский мотоциклетный завод, расположенный в городе Ирбит Свердловской области, известен во всем мире, как производитель легендарных советских мотоциклов марки «Урал». История завода берет свое начало в 1941 году, когда на его территорию был эвакуирован Московский мотоциклетный завод. С тех пор и по сей день ИМЗ не прекращает выпуск мотоциклов «Урал», что делает его одним из самых долгоживущих предприятий в данной отрасли. Первой моделью, выпускавшейся на ИМЗ, был мотоцикл М-72, который представлял собой копию немецкого мотоцикла BMW R71. После окончания Великой Отечественной войны завод начал выпускать новую модель мотоцикла - М-61, который вскоре был переименован в "Урал". Мотоцикл "Урал" стал одним из самых популярных мотоциклов в СССР и экспортировался в более чем 70 стран мира. В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество и получил название "Ирбитский мотоциклетный завод" (ИМЗ). В 1998 году ИМЗ оказался на грани банкротства, однако ему удалось выжить и продолжить выпуск мотоциклов. В настоящее время ИМЗ выпускает несколько моделей мотоциклов "Урал", в том числе классические модели с коляской и более современные модели с инжекторным двигателем. Мотоциклы "Урал" пользуются популярностью, как в России, так и за рубежом. Завод известен не только производством мотоциклов «Урал», но и активным участием в спортивных соревнованиях. В частности, на его счету многочисленные победы в престижных ралли-рейдах, таких как «Дакар» и «Шелковый путь». Кроме того, на ИМЗ выпускают снегоходы и квадроциклы. Отличительной особенностью мотоциклов «Урал» является их надежность и неприхотливость. Они способны преодолевать большие расстояния по пересеченной местности и выдерживать суровые климатические условия. Эти качества сделали «Уралы» популярными не только среди любителей мотоспорта, но и среди фермеров, охотников, рыболовов и других людей, которым приходится работать вдали от цивилизации. В последние годы ИМЗ активно расширяет свое присутствие на мировом рынке. Мотоциклы «Урал» экспортируются в более чем 40 стран, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию и Японию. В 2016 году завод выпустил ограниченную серию ретро-мотоциклов «Урал-СиТи». Данная модель отличается классическим дизайном, характерным для мотоциклов «Урал» прошлых лет. Мотоцикл оснащен современным инжекторным двигателем и имеет ряд других улучшений, повышающих его надежность и управляемость. Лимитированная серия быстро разошлась по всему миру, что свидетельствует о сохраняющемся высоком спросе на мотоциклы «Урал». ИМЗ сегодня — это современное предприятие, оснащенное передовым оборудованием. Реализуемая заводом стратегия технического перевооружения и совершенствования технологий производства позволяет выпускать надежную и конкурентоспособную продукцию, отвечающую мировым стандартам качества.
2. Тула
Тульский машиностроительный завод, основанный в 1879 году, оставил значительный след в истории не только отечественного, но и мирового оружейного производства. Однако за свою долгую историю предприятие пыталось расширить свой ассортимент и наладить выпуск разнообразной техники. В 1953 году на ТулМаше было запущено производство велосипедов. Вскоре продукция завода завоевала популярность благодаря высокому качеству и приемлемой цене. Велосипеды Тульского машиностроительного завода стали предметом гордости для многих советских граждан. В 1956 году завод начал производство мотороллеров. Первой моделью стал мотороллер Т200 «Муравей». Он отличался простотой конструкции и надежностью, что сделало его незаменимым помощником в сельской местности и небольших городах. Т200 «Муравей» мог перевозить грузы весом до 200 кг. В 1960 году была выпущена модель Т200М, которая имела более мощный двигатель и увеличенную грузоподъемность. А в 1979 году на конвейер встала модель ТГА200, которая стала самой популярной и массовой среди мотороллеров «Муравей». ТГА200 отличался более современным дизайном, комфортным сиденьем и улучшенными техническими характеристиками. Мотороллеры «Муравей» выпускались в различных модификациях, которые предназначались для перевозки различных грузов, в том числе строительных материалов, сельскохозяйственной продукции и даже людей. Они широко использовались в коммунальных службах, на предприятиях и в частном хозяйстве. С началом перестройки производство мотороллеров «Муравей» было приостановлено, а в 1993 году завод прекратил выпуск этой техники. Всего за годы производства было выпущено более 2,5 миллионов мотороллеров «Муравей». Они стали настоящим символом советской эпохи и до сих пор остаются популярными у коллекционеров и любителей ретро-техники. В настоящее время Тульский машиностроительный завод продолжает производить оружие, а также занимается выпуском другой техники, в том числе станков, насосов и автомобильных запчастей. Предприятие является одним из крупнейших промышленных предприятий Тульской области и играет важную роль в экономическом развитии региона.
1. Ява 350 (638)
Легенда советской эпохи и любимец народов СССР, мотоцикл «Ява» производился в Чехословакии. Советский Союз был самым крупным покупателем этих мотоциклов: только с 1963 по 1983 год в страну было поставлено 1,5 миллиона мотоциклов различных моделей. Мотоциклы «Ява» часто снимались в кино, а песня группы «Сектор газа» про «Яву» стала настоящим хитом своего времени. В 1984 году на смену старым, но не менее красивым моделям, пришла современная культовая «Ява-350 (638)» – 2-цилиндровая 350-кубовая машина с 26-сильным мотором. Ножка переключения передач выполняла функцию и кик-стартера, для чего ее надо было немного вдавить в корпус КПП и поднять наверх. Развивал мотоцикл скорость 120 км/ч и за неимением японской, итальянской или немецкой техники считался довольно быстроходным. Для отечественных мотоциклистов был только один недостаток – практически полное отсутствие запасных частей. Новая «Ява» превосходила советский аналог «ИЖ Юпитер-5» если не в разгоне, то в удержании максимальной крейсерской скорости на больших дистанциях. В динамике с чешским мотоциклом мог сравниться только «ИЖ Планета Спорт», но тот значительно отставал в комфорте. «Ява-350 (638)», как и предыдущие модели завода, был действительно массовым мотоциклом, который можно было встретить и в крупном городе, и в небольшой деревне. Модель отлично зарекомендовала себя и в мотоспорте тех времен. До конца 80-х годов в крупных городах СССР регулярно проводились «Слеты друзей Явы». Чешский бренд стал, чуть ли не единственным мотопроизводителем, который на всем пространстве стран бывшего советского лагеря смог сохранить и развить свое производство. В ноябре 2018 года в Индии состоялась презентация абсолютно новых мотоциклов «Ява», а в апреле 2020 года анонсировали появление новейших моделей Jawa на европейском рынке. Мотоциклы «Ява» продолжают пользоваться популярностью и в наши дни, благодаря своему стильному дизайну, надежности и доступной цене. Кроме того, стоит отметить, что мотоциклы «Ява» также использовались в качестве служебного транспорта в различных силовых структурах и государственных учреждениях. Их часто можно было увидеть в составе мотопатрулей ГАИ, а также в распоряжении лесников, почтальонов и работников сельского хозяйства. Мотоциклы «Ява» стали неотъемлемой частью советской культуры и образа жизни. Они были символом свободы, скорости и независимости. Владельцы «Яв» часто объединялись в клубы и совершали совместные поездки по стране. Эти мотоциклы оставили неизгладимый след в истории мотоспорта и навсегда вошли в историю советской эпохи.