Ранее на канале было две статьи с размышлениями о том, кто правил бы Россией сегодня, если бы в 1917 году монархии не пришел конец. На сегодняшний день две ветви династии Романовых противостоят друг другу: Кирилловичи и Михайловичи. Подробнее об этих ветвях и его ярких представителях вы можете прочитать, кликнув на эту и эту ссылку. А сегодня я хотела бы углубиться в историю раскола между Романовыми, приведшему к этому противостоянию, длящемуся уже сотню лет.
Когда во время революции российская знать оказалась в эмиграции, среди них оказались сильны промонархические настроения. Это логично, ведь аристократия и была частью той самой монархии, а революция ее буквально уничтожила, полностью перекроила жизни ее представителей. Восстановить в России монархию означало вернуться к прежней жизни, полной достатка и власти. Оставался лишь открытым вопрос: кто должен занять несуществующий трон и возглавить борьбу за власть с советским режимом?
Николая II и его сына уже не было. Не было в живых и младшего брата казненного царя – Михаила, он тоже был убит. Еще один брат Николая – Георгий, скончался задолго до революционных событий. Оставались лишь две сестры почившего императора: великие княгини Ольга Александровна и Ксения Александровна. В их сторону никто даже не смотрел, потому что по закону, изданному еще Павлом I, женщины не могут занимать трон российской империи.
Ольга Александровна была замужем за простолюдином, к ней даже в семье перестали относиться как к великой княжне. А вот у Ксении Александровны было больше возможностей, ведь она была замужем за титулованной особой, к тому же еще и за членом династии Романовых. Правда, семья давно распалась, муж и жена жили по-отдельности, но официально развод не оформили. Мало кто желал видеть царем мужа Ксении Александровны Александра Михайловича (Сандро) из-за его дурной репутации и сомнительного образа жизни.
Следующим кандидатом был двоюродный брат Николая II, великий князь Кирилл Владимирович. Но и здесь были основания для отвода. Начну издалека.
Родителями Кирилла были великий князь Владимир Александрович и Мария Павловна (Михень). Владимир был третьим сыном императора Александра II, он с детства осознавал свое положение и никогда не был замечен в зависти к старшим братьям – наследникам трона. А вот его благоверная – великая княгиня Мария Павловна, урожденная герцогиня Мекленбург-Шверинская, амбициозная и очень энергичная, всегда мечтала о власти.
Ей не нравилось быть «номером два». Для правящих Романовых то не было секретом, оттого семья не слишком приближала к себе семью великого князя. Интересно, что вплоть до 1889 года, пока цесаревич Николай не достиг совершеннолетия, наследником трона значился именно его дядя, великий князь Владимир Александрович.
Когда в 1888 году случилась трагедия с царским поездом, где едва не погибла вся царская семья, Владимир Александрович и Мария Павловна отреагировали лишь сдержанной сочувственной телеграммой из-за границы. Императорская семья сочла такое поведение враждебным, ведь остальные члены семьи тут же приехали поддержать уцелевших, где бы ни были на тот момент.
Когда в семье Николая II родился больной сын, Мария Павловна решила действовать, члены ее семьи стали ближе к трону. До того целых тридцать четыре года женщина отказывалась принимать православие, но в 1908 году спешно его приняла. Практичная дама подготовила почву к принятию трона ее старшим сыном, ведь тогда уже стало ясно, что младший брат императора не сможет наследовать трон из-за своего морганатического брака.
Однако сын Марии Павловны тоже оскандалился. Еще в спокойные годы у мужчины начался роман со своей замужней двоюродной сестрой, принцессой Викторией Мелитой. Эта любовь вызвала грандиозный скандал в высшем свете и семье, потому что муж Виктории приходился императрице Александре Федоровне родным братом. Расставались супруги совсем не полюбовно: Виктория обвинила мужа во многих неприемлемых в те времена вещах, в том числе в связях с лицами своего пола.
Заключить брак член императорской семьи мог лишь с разрешения императора, а в данном случае еще и с позволения церкви из-за близкого родства. Николай, разумеется, не дал такого разрешения. Но Кирилл Владимирович проявил характер и женился на возлюбленной, несмотря на запрет. Последовало наказание: его отстранили от военной службы, лишили содержания и права проживать в России. Государыня буквально ненавидела бывшую невестку и ее новоявленного мужа, она просила Николая лишить эту семью титулов, но император не стал создавать такой прецедент.
Через некоторое время император остыл и простил своего кузена, признав его брак и признав за ним права престолонаследника. А вот Кирилл Владимирович, видимо, остался обижен на брата. Он одним из первых предал императора. В революционном феврале, будучи командиром Гвардейским экипажем, еще до отречения государя, великий князь привел свою гвардию в распоряжение новой власти и стал с ней сотрудничать. А в марте Кирилл Владимирович уже вывешивал красный флаг над своим дворцом. Тем самым он обезопасил себя от преследований. От Временного правительства он получил разрешение выехать в Финляндию с семьей.
В 20-е годы честолюбивые Кирилл и Виктория решили попытаться вернуть монархию в России. Итогом стало обнародование Кириллом Манифеста о принятии титула императора Всероссийского. Этот шаг поддержали лишь немногие, а резко против выступили вдовствующая императрица Мария Федоровна и великий князь Николай Николаевич. Дальше этого Манифеста дело не пошло. Разговоры о монархии поутихли. Сам Кирилл умер в 1938 году.
Его наследником стал сын Владимир, который стал именовать себя главой Российского императорского дома. В 1941 году Владимир Кириллович сотрудничал с нацистами, чтобы помочь им свергнуть коммунистов-большевиков. Этого ему не простили все, кто раньше поддерживал стремления Кирилла Владимировича.
В послевоенное время Владимир Кириллович женился на Леониде Багратион-Мухранской, у них родилась дочь Мария. В 1969 году Владимир издал указ, согласно которому женщина может занять трон. К тому времени уже никто из русских эмигрантов не признавал за этой семьей прав на престол. Их даже не приняли в «Объединение членов рода Романовых».