Для всех поколений деревенских детей долгожданным событием в 1950-1960-ые годы становились путешествия в город. И хотя в территориальном отношении расположение моей родной деревни предоставляло право выбора между двумя из них - Дубной (Московская область) и Конаково (Тверская), молодой подмосковный город физиков был вне конкуренции в силу своего статуса и более развитой городской инфраструктуры. А потому там легче можно было приобрести продукты и необходимые товары повышенного спроса (что было постоянной заботой наших родителей) и насладиться многими развлечениями, недоступными деревенским детишкам.
Неудивительно, что жители ближайших тверских деревень при любом удобном случае старались «прошвырнуться» (как говаривала моя мать) по наиболее притягательным дубненским местам.
Дети таким образом получали ещё один внеочередной праздник! К слову сказать, и нашей матери подобное путешествие доставляло видимое удовольствие: подобным способом она старалась развеяться и отдохнуть от домашнего хозяйства. Понимая это, мы тоже за всё время пребывания в городе старались не докучать ей лишними приставаниями. Та была за нас спокойна, поскольку самая старшая в нашей детской компании (ей было уже лет десять) ответственно и по-взрослому относилась к своим обязанностям по «пригляду» за малышнёй…
Приключения для нас начинались буквально сходу. Дело в том, что автобусное сообщение с Дубной появилось всего лишь в начале 1960-ых, а потому небольшой автобус обычно был нашпигован под завязку жителями окрестных сёл и деревень. Бывало, что на нашей остановке он даже не останавливался, и в таком случае приходилось пару часов дожидаться следующего. Ради праздника терпели! Иногда выручал отец, работавший шофёром в местном совхозе, доставлявший многочисленную компанию до канала имени Москвы...
Необходимо знать психологию деревенских детей, привыкших к своему (понятному лишь для них) миру и для которых попадание в незнакомую среду было сродни психологическому стрессу!
Наверное, в те годы нас безошибочно можно было выделить в любой городской толпе не только по внешнему виду, но главное - по манере держаться: до того мы были растеряны, зажаты, насторожены, робели и жались друг к другу. На нас давила динамика городской обстановки (высокий темп, суета) и постоянное ощущение неосведомлённости о такой жизни. А своим более «продвинутым» городским сверстникам мы казались, наверное, забавными и даже туповатыми.
Тем не менее, мы всей душой рвались туда, где всего в десяти километрах проходила совершенно иная, неведомая нам жизнь, с массой всякого рода развлечений и любимым мороженым.
Тогда мы наивно полагали, что если где-то и есть рай на Земле, то он находится именно в подмосковной Дубне! Проходя все этапы своего становления и хорошея год от года, город физиков долго продолжал сохранять свою неповторимость и патриархальную уникальность, выгодно отличавшие его в 1960-ые от других малых советских городов. И мы безумно хотели хоть немного пожить этой красивой и современной жизнью. К тому же, условия деревенской жизни невольно создали нам определённый резерв неиспользованных потенциальных возможностей для дальнейшего познания, которым мы старались воспользоваться в ходе подобных городских поездок.
Какие же места в этом земном рае для нас являлись наиболее притягательными в те далекие 1960-ые?
В летнее время радостным событием был переезд на пароме через канал имени Москвы - до этого единственным средством передвижения по воде для нас служили лишь деревенские плоты. А вот последующий проезд на автобусе через тёмный тоннель под каналом наряду с любопытством вызывал страх - некоторые эти 150 метров преодолевали с закрытыми глазами.
Конечно же, наше путешествие не обходилось без посещения палатки «Мороженое», где мы отрывались по полной в начале и в конце своего пребывания в Дубне, поскольку в деревне это лакомство было нам недоступно. Напоследок (это было в конце вояжа) матери удавалось удивительным образом выпросить у продавщицы несколько кусков искусственного льда и затовариться целым бидончиком мороженого, которое не без труда удавалось довезти до деревни.
Насладившись вволю мороженым, переходили к аппаратам с газированной водой (те стояли в пяти шагах). У каждого из нас по такому случаю заблаговременно в карманах была припасена горстка трёхкопеечных монет (стоимость стакана воды с сиропом), которые во время поездки использовались подчистую. Ещё бы, ведь в этих автоматах была предусмотрена возможность выбора сиропа (например, яблочный, грушевый или крем-сода) - вот и приходилось переходить от одного к другому, чтобы отведать каждый...
Далее наш путь лежал к соседнему киоску со всякой галантерейной мелочёвкой. Здесь мальчишек привлекали внимание бенгальские огни и бумажные пистоны, а девчонок - переводные картинки и наборы фотооткрыток с изображением популярных киноартистов.
После этого всей толпой шли в «Детский мир», и пока мать выбирала для нас одежду и обувку, разглядывали в соседнем отделе невиданные игрушки. Иногда даже что-то просили купить, но сильно мать не напрягали, понимая, что той деньги нужны под другие цели. Тем не менее, без простенького пистолета или другой незатейливой игрушки из магазина не выходили.
В те годы в наиболее оживлённых местах Дубны имелось несколько тиров для стрельбы из пневматической винтовки («воздушки», как её ещё называли), мимо которых мы, мальчишки, никак пройти не могли. Каждый приобретал по десятку пулек - и начиналось соревнование! Помнится, наиболее удачливым стрелкам в качестве призов даже вручались забавные детские игрушки.
Ближе к обеду вся наша честная компания заваливалась в кафе «Дружбу» - это было неизменной традицией при поездке в город. Почему-то всем нравились местные котлеты, хотя мать смеялась: «Да они же из хлеба!». Но мы всё-равно наслаждались ими. Видимо, просто пресытились деревенскими мясными...
Если оставалось время до отхода последнего автобуса из Дубны или чтобы просто погреться в морозную погоду, шли в кинотеатр «Юность» на просмотр кинофильма. Неважно какого - тут главным были сам процесс созерцания удивительного волшебного мира и состояние блаженства после изнурительного блуждания по городу. Некоторые тут же засыпали в мягком кресле.
Полюбив город ещё тогда (при детских поездках за мороженым) и повзрослев, мы влились в ряды горожан и стали своими для него. Нынешние поколения динамично развивающихся деревенских детей, приобщённые к благам цивилизации, уже не испытывают особого пиетета и восторга при его посещении…
Нам же, рождённым в 1950-ые, остаётся разглядывать старые фотографии и вспоминать…
При подготовке данной публикации использованы фотографии с сайтов Алексея Пескина, dubna.net и pastvu.com.
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Наиболее любопытные публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!