Мраморный дворец расположен в самом начале Дворцовой набережной. Строительство дворца началось в 1768 году по приказу Екатерины II как подарок для ее фаворита, графа Г. Г. Орлова. Чтобы подчеркнуть характер подарка, императрица предложила сделать на фронтоне надпись: “Здание благодарности”.
Григорий Орлов не просто был одним из участников переворота 1762 года, благодаря которому Екатерина II взошла на престол. Он был ее спутником жизни на протяжении 15 лет. В апреле 1762 года (еще при Петре III) Екатерина родила от него внебрачного ребенка - Алексея Бобринского.
Для строительства дворца был нанят придворный архитектор Антонио Ринальди, который также работал над загородной резиденцией Орлова в Гатчине. Говорят, что Екатерина лично сделала набросок здания, и архитектору оставалось только следовать ему.
Конфигурация дворца и расположение внутренних дворов были необычными. Территория, на которой строили дворец, имела неправильную форму. На месте современной парадной площади проходил Красный канал, соединяющий Неву и Мойку, из-за чего главный фасад был ориентирован на Красный канал, засыпанный к концу XVIII века.
Дворец стал первым зданием в Санкт-Петербурге, которое было отделано природным камнем. Архитектор использовал для украшения стен дворца не только гранит, но и 32 вида мрамора. Именно поэтому дворец получил свое название - Мраморный.
Белый мрамор доставляли из Италии - это было дешевле, чем везти камень с Алтая или Урала. Остальные цветные мраморы доставлялись из карьеров Ладожского озера, Карелии, Эстонии и Екатеринбурга. Гранит рапакиви и сердобольский гранит привозили из Выборга.
Из мрамора также были сделаны скульптуры и барельефы, которые украшают здание. Все они выполнены выдающимся мастером Федотом Шубиным. Справа и слева от часовой башни расположены фигуры верности (справа) и великодушия (слева).
Парадная лестница украшена не только мрамором, но и статуями, которые расположены в специальных нишах. Они символизируют четыре времени суток: утро, день, вечер и ночь.
На лестнице присутствует барельеф, изображающий самого архитектора, Антонио Ринальди. Барельеф находится у самого основания лестницы. Это был подарок Орлова в честь признания заслуг архитектора. Такой же барельеф можно увидеть в парадной анфиладе дворца в Гатчине.
Существует легенда, что в благодарность за дворец Григорий Орлов преподнес своей возлюбленной алмаз зеленовато-голубого оттенка весом 199,6 карата. Однако, вероятнее всего, Екатерина II сама приобрела камень на казенные деньги и, чтобы избежать недовольства в обществе, попросила Орлова выдать алмаз за свой подарок. Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей - всего на 40 тысяч меньше, чем стоимость самого дворца. Согласно распоряжению императрицы, камень был вставлен в навершие царского скипетра.
Сейчас этот камень известен как алмаз “Орлов”.
Однако этот подарок стал прощальным. В 1771 году на место Григория Орлова пришел Григорий Потемкин.
Строительство и отделка дворца длились очень долго и завершились только в 1785 году. Григорий Орлов так и не увидел готовое здание - он умер в 1783 году.
Есть легенда, что со стороны Мраморного переулка была потайная дверь, через которую Екатерина II попадала во дворец для тайных встреч с Орловым. Однако эта легенда не находит подтверждения, поскольку граф никогда не жил во дворце.
О великолепии внутренней отделки дворца XVIII века сегодня напоминает не только парадная лестница, но и Мраморный зал, в середине XIX века преобразованный в двухъярусный.
По эскизам архитектора Ринальди скульптор Михаил Козловский создал мраморные барельефы. Плафон Мраморного зала венчает картина С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». Она была написана маслом на холсте в 1775 году.
Многие элементы декора, созданные Антонио Ринальди, не сохранились до нашего времени. Дворец многократно перестраивался. После Мраморного зала располагались шесть залов Картинной галереи, затем шел Екатерининский зал, где висел портрет императрицы, и Орловский зал с бюстами пятерых братьев Орловых.
После смерти Григория Орлова Екатерина II выкупила у его наследников Мраморный дворец и подарила его своему внуку, шестилетнему великому князю Константину Павловичу.
Более десяти лет здание оставалось пустым. Великий князь заселился во дворец только после свадьбы, состоявшейся в феврале 1796 года. Его супругой стала принцесса Саксен-Кобургская, принявшая в православии имя Анна Федоровна. В момент бракосочетания ей было лишь 14 лет.
На рубеже XVIII и XIX веков Мраморный дворец стал центром притяжения для польской общины в Петербурге. Это было связано не только с тем, что его владелец - великий князь Константин Павлович, был наместником Польши. В 1796-1797 годах во дворце проживал Тадеуш Костюшко, лидер польских конфедератов, попавший в плен.
После кончины Екатерины II Костюшко был освобожден из Петропавловской крепости. Павел I, не поддерживавший решений своей матери о присоединении Польши, встретился с ним, простил и позволил оставаться на службе. Однако Костюшко решил эмигрировать в Америку и впоследствии долгое время жил в Европе.
Существует мнение, что встреча Павла I с Костюшко произошла именно в Мраморном дворце, хотя в исторических источниках это событие не подтверждено.
В 1797 году Мраморный дворец служил резиденцией для последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. В молодые годы он был фаворитом Екатерины Великой, которая помогла ему стать королем Речи Посполитой в 1764 году. Императрица знала, что Понятовский будет проводить политику в интересах России. Его правление сложно назвать удачным, и позднее он получил прозвище “Соломенный король”.
В Санкт-Петербург Понятовский приехал по приглашению Павла I и был встречен с большим почетом. В его распоряжение были предоставлены Мраморный и Каменностровский дворцы, в которых бывший король организовывал приемы. Среди его частых гостей были государственные деятели и ученые, находившие бывшего короля образованным и приятным собеседником. Он приступил к написанию мемуаров, в которых описывал свою страстную любовь к будущей императрице.
12 февраля 1798 года в Мраморном дворце Понятовский скончался. Его похороны были обставлены с королевской помпезностью. Император Павел I лично возложил на его голову позолоченную серебряную корону. Бывшего фаворита Екатерины II и правителя Польши похоронили в католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте. В 1938 году его останки перезахоронили в его родной стране.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: