Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
У Константина Павловича наследников не было, поэтому после его смерти в 1831 году дворец вернулся в государственную собственность. В 1832-м император Николай I передал здание своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу.
Любопытно, что в XIX столетии хозяевами Мраморного дворца стали трое великих князей по имени Константин. Официальным названием дворца было - “Константиновский”, хотя употребляли его редко.
Когда великому князю Константину Николаевичу был сделан этот подарок, ему было всего пять лет. Согласно традиции, дети царственных особ переезжали в собственные дворцовые покои только после вступления в брак. Поэтому в истории Мраморного дворца снова наступил период, в течение которого он пустовал.
В 1845-м, когда начали готовиться к свадьбе и совершеннолетию владельца, архитектору Александру Брюллову поручили произвести капитальный ремонт здания. Фактически, именно тогда Мраморный дворец обрел свой современный облик.
Необходимо упомянуть, что еще в 1780-х годах по проекту Петра Егорова был построен двухэтажный флигель для прислуги и размещения конюшен, расположенный перед главным входом во дворец. Архитектор Брюллов перестроил это здание, создав в нем планировку, удобную для проживания большого числа людей и работы различных служб. Кроме того, он надстроил еще два этажа и оформил их в соответствии с общим стилем дворца.
На первом этаже разместили конюшни, каретный сарай и манеж, а на верхних этажах обустроили 32 квартиры для придворных и просторную казарму для прислуги.
Фасад служебного здания, которое было обращено ко дворцу и в котором располагался манеж, украшал гипсовый фриз, созданный А. К. Клодтом. Этот фриз назывался “Служение лошади человеку”. Он состоял из четырех барельефов, последовательно рассказывающих о роли лошади в жизни человека. На первом барельефе лошадь подвергалась испытаниям, и судьи решали, подходит ли она для службы. Средние барельефы изображали сцены, демонстрирующие значение лошади на войне. На последнем барельефе был изображен парадный выезд знатного вельможи и сцена охоты.
Брюллов провел полную реконструкцию комнат на втором этаже дворца, выходящих окнами на Неву, и именно здесь разместил парадные и жилые помещения великого князя и его семейства. В настоящее время эти интерьеры восстановлены лишь частично, однако мебель и элементы декора не сохранились.
В Больших залах разместилась картинная галерея Великого князя. Великолепная отделка потолка сохранилась в Приемной Константина Николаевича.
На исторической фотографии можно видеть “Царский зал”. Его интерьеры были выполнены в стилистике палат Московского Кремля. Здесь размещались портреты царствующих особ. К сожалению, эти интерьеры до наших дней не сохранились.
Брюллов обустроил в Мраморном дворце зимний сад, который являлся модным элементом дворцов знати того периода. Вход в зимний сад предварял небольшой цветник, украшенный арабесками.
Зимний сад представлял собой просторное помещение с высокими окнами с южной стороны. В зимнем саду были установлены металлические колонны, на которых держались консоли. В центре был расположен фонтан. Когда-то весь сад был заполнен тропическими растениями.
Самым большим и впечатляющим помещением являлся Белый зал. Зал занимал практически весь западный корпус, ориентированный на Мраморный переулок. Это был двусветный зал, который у предыдущих владельцев использовался для игры в мяч. Позднее Константин Павлович размещал там свою коллекцию оружия, и зал стали называть Арсеналом.
Константин Николаевич собирался использовать зал для создания собственного театра, что и было им осуществлено. Брюллов выполнил оформление этого зала в готическом стиле. В тот период готика была популярным направлением, и Брюллов одним из первых начал применять этот стиль в своих работах.
По обеим сторонам дверного проема в южной стене зала были установлены две мраморные колонны, на которые поместили статуи русских богатырей. С противоположной стороны был размещен камин, установлена сцена, помещен орган и прочие музыкальные инструменты.
Брюллов создал уникальную Деревянную галерею, соединяющую два корпуса дворца и обеспечивающую проход из зимнего сада в личные покои.
Кроме парадных залов оформлялись и личные жилые помещения, интерьеры которых, к сожалению, не сохранились.
В кабинете супруги Великого князя, Александры Иосифовны, была установлена колонна с изображениями героев античных трагедий.
Кабинет Константина Николаевича был выполнен в виде турецкой палатки, что отражало увлечение великого князя восточной культурой. Однако этот интерьер был утрачен еще до революции, в 1911 году, когда эти помещения были переданы князю Гавриилу Константиновичу, который обставил свой кабинет в стиле модерна.
К сожалению, не сохранилась Домашняя Церковь. Она находилась на третьем этаже корпуса выходящего на Неву и была освящена в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Этой церковью могли пользоваться не только обитатели дворца, но и большое количество прислуги, и даже жители близлежащих домов. Специально для церкви был предусмотрен отдельный вход с улицы и отдельная лестница, ведущая прямо в храм.
Работы во дворце были закончены к декабрю 1849 года, и великий князь Константин Николаевич вместе со своей молодой женой, принцессой Саксен-Альтенбургской (в православии Александра Иосифовна), переехали в свою новую резиденцию.
После смерти великого князя Константина Николаевича, дворец официально перешел в наследство его второму сыну, великому князю Константину Константиновичу. Однако часть покоев дворца была отдана его брату, Дмитрию Константиновичу, у которого, не было ни семьи, ни дома в Санкт-Петербурге.
Во Мраморном Дворце также проживала до своей смерти мать великого князя, Александра Иосифовна, скончавшаяся в 1911 году. Вскоре после этого, комнаты Александры Иосифовны заняла вернувшаяся из-за границы вдовствующая королева Греции, Ольга Константиновна.
В начале XX века в Мраморном дворце проживало множество родственников, занимавших небольшие апартаменты. В самом дворце и служебном корпусе также обитали придворные, слуги, располагались канцелярии, конюшни, кухни, парадные залы и прочие службы.
В 1884-1886 годах архитекторы В. В. Николя и Д. Д. Зайцев создали для Константина Константиновича и его жены Елизаветы Маврикиевны собственные апартаменты на первом этаже, включавшие все необходимые помещения: кабинеты, гостиные, будуары, библиотеку, столовую и спальню. Однако эти комнаты были довольно тесными.
В квартиру вел отдельный вход, который находился в арке внутреннего проезда. В вестибюле была установлена ложная дверь-зеркало, за которой скрывалась винтовая лестница, ведущая на верхние этажи.
Интерьеры комнат Константина Константиновича чудесным образом сохранились в советское время. Дело в том, что во времена “музея Ленина” в этих комнатах не было экспозиции, а были архивы. В 1991 году все коробки и стеллажи архива были разобраны и обнаружилось, что подлинная отделка сохранилась.
Музыкальная гостиная была создана архитектором Д. Д. Зайцевым и представляла собой миниатюрный западноевропейский католический храм. Эта комната была местом встреч и проведения музыкальных концертов, которые устраивал великий князь, будучи большим ценителем искусства.
Из Музыкальной гостиной, через потайную дверь, расположенную в одной из деревянных стенных панелей, можно было пройти в Уборную, которая была оформлена в русском стиле.
Другая дверь из музыкальной гостиной ведет в рабочий кабинет великого князя. Интерьер этого кабинета представляет собой миниатюрную копию каюты одной из императорских яхт. В юности Константин Константинович служил на флоте. Рядом со столом великого князя находится шкаф, который также является ложным.
За шкафом расположена небольшая молельня. Константин Константинович, будучи глубоко верующим человеком, предпочитал молиться в тишине своей скромной молельни, а не в большом домовом храме, расположенном на третьем этаже дворца.
За кабинетом следовала Столовая, до наших дней, к сожалению, не сохранившаяся. Она была выполнена в фламандском стиле.
Аналогичный интерьер имеется и с другой стороны галереи - в Большом Приемном зале. Когда-то в нем висела картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, которую Константин Константинович приобрел у самого автора. В этом зале сохранились отделка стен и камин с верхней панелью, которую поддерживают два мавританских воина.
Перед Большим залом находится Мраморная гостиная с отделкой из искусственного мрамора. В центре комнаты расположен небольшой фонтан.
С другой стороны от Мраморного зала находится женская половина с интерьерами в стиле Людовика XV. Стены этой комнаты украшены плафонами, созданными Э. К. Липгардом. Эти потолочные росписи изображают поэзию, близкую владельцу дворца, Константину Константиновичу.
Дальше следовали спальные и уборные комнаты.
В апартаментах Константина Константиновича в Мраморном дворце нередко проводились литературные чтения, небольшие концерты и любительские театральные представления.
В 1903 году на месте обширного двора между дворцовым корпусом и служебными постройками был разбит сквер. Ограду двора перенесли ближе к Неве, чтобы увеличить территорию сада.
Последней владелицей дворца стала вдовствующая великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Подобно другим великим княгиням, она уделяла много времени делам милосердия, поддерживая больницы и лазареты во время войны. После революции ей пришлось покинуть Мраморный дворец, национализированный новым правительством. Семья великого князя была выселена из дворца.
После октябрьской революции, некоторое время во дворце располагался Народный комиссариат труда. После переезда правительства в Москву, в здании разместились различные государственные учреждения, связанные с музейным делом, охраной памятников и историей искусства.
Служебный корпус, где при царе проживал обслуживающий персонал, после революции был преобразован в коммунальное жилье. Там поселились представители власти и работники учреждений, находившихся во Мраморном дворце, включая сотрудника Академии истории материальной культуры В. К. Шилейко и его супругу Анну Ахматову.
Они заняли две большие комнаты. Чтобы удобнее было ими пользоваться, они разделили эти комнаты с помощью временных перегородок на гостиную, столовую, рабочий кабинет, кладовую и спальню. Ванная комната была одна на весь этаж и в ней же был установлен водопроводный кран.
В 1929 году служебный дом расселили и отдали его под размещение учебных заведений. В 1936 году Мраморный дворец был передан под размещение филиала Музея В. И. Ленина. Большая часть парадных залов и личных апартаментов дворца была уничтожена. По счастливой случайности до наших дней сохранились парадная лестница, мраморный зал и апартаменты Константина Константиновича.
В январе 1940 года, перед главным входом во дворец установили броневик “Враг капитала”, откуда, как предполагается, Ленин выступал во время своего приезда в Ленинград в апреле 1917 года. Бронированная машина несколько раз меняла свое местоположение: сначала она стояла ближе ко входу во дворец, затем ее перенесли во внутренний дворик, потом снова вернули на прежнее место и, наконец, выдвинули в центр небольшого цветника. В 1991 году, после закрытия музея Ленина и передачи здания Мраморного Дворца Русскому музею, бронированную машину перевезли в Артиллерийский музей.
В 1994 году на место броневика поставили Ford Mondeo, раскрашенный под мрамор. Однако в том же году его заменили памятником Александру III. Первоначально работа скульптора Паоло Трубецкого была установлена перед Московским вокзалом, однако в 1937 году, в связи с перепланировкой площади, ее убрали и она долгое время стояла во дворе Русского музея.
Заметим, что Александр III не имеет никакого отношения к Мраморному дворцу и, более того, он не вступал в общение с его обитателями и даже не питал к ним особой симпатии.
В настоящее время в стенах дворца проводятся экскурсии, а некоторые интерьеры восстановлены в былом блеске. На третьем этаже Мраморного дворца находится Музей Людвига. Супруги Людвиг подарили Русскому музею ряд произведений современного искусства.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: