Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Чем отличались тральщики проектов 3 и 53?

"Тральщики проекта 3 имели клепано-сварной корпус, а проекта 53 имели..." Да, они имели точно такой же клепаный корпус из самой простой стали, (в современной классификации "стали обыкновенного качества")

Борт тральщика Т-405, погибшего у Евпатории. Четко видны ряды клепок сшивающих листы обшивки и клепки, крепящие обшивку к набору.
Борт тральщика Т-405, погибшего у Евпатории. Четко видны ряды клепок сшивающих листы обшивки и клепки, крепящие обшивку к набору.

Строить их начали еще до того, как первый тральщик проекта 3 вступил в строй. Уже 11 июня 1933 г. Совет труда и обороны при СНК СССР принял "Программу военно-морского строительства на 1933 - 1938 гг.", предусматривавшую, в частности, строительство 27 БТЩ, а 29 октября следующего года УМС поручило ЦКБС-1 внести ряд изменений в проект 3. Предлагалось облегчить ахтерштевень и руль, увеличить вырезы во флорах и стрингерах для более удобного доступа в междудонные отсеки, снизить высоту световых люков машинных отделений, изменить конструкцию крышек сходных люков и увеличить высоту их комингсов, поднять носовую часть мостика в виде банкета, усовершенствовать некоторые системы и механизмы.

Заложили их на тех же мощностях (по мере их высвобождения от корпусов проекта 3):

Завод 190 строил 4 единицы для Дальнего Востока. Как их перегоняли? Многие авторы восторгаются переходом русской эскадры на Дальний Восток во время русско-японской. Нет вопросов, переход эскадры на такое расстояние явление уникальное, а кто знает о том, что в советское время советские моряки, в одиночном плавании (!), провели свои маленькие корабли через Панамский канал (!) и благополучно прибыли во Владивосток? Это были как раз тральщики 53-го проекта. И, вот ведь, что странно: проблем с остойчивостью у них не было даже на самой крутой волне. Итак...

Переход на Дальний Восток
Переход на Дальний Восток
-3
-4

Т-1 «Стрела» Заводской № 491. Заложен 10.05.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен 17.05.1936 г., вступил в строй 24.09.1938 г. включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1955 г. передан Корее.

Т-2 «Трос» Заводской № 492. Заложен 22.05.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен 21.06.1936 г., вступил в строй 24.09.1938 г. и включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1949 г. передан Корее. В 1950 г. потоплен авиацией США в Вонсане.

Т-3 «Проводник» Заводской № 493. Заложен 30.06.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен в октябре 1936 г., вступил в строй 23.02.1939 г. и включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1946 г. передан Корее.

Т-4 «Подсекатель» Заводской № 494. Заложен 16.11.1936 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен в декабре 1936 г., вступил в строй 15.12.1938 г. и 23.02.1939 г. включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1955 г. передан Корее.

Слип Севморзавода был частично занят, потому, по этому проекту заложили только два тральщика.

Т-405 «Взрыватель» Заводской № 125. Заложен 21.07.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе спущен 27.04.1937 г., вступил в строй 9.05.1938 г. 5.01.1942 г. при высадке десанта ТЩ расстрелял весь боезапас, сам получил серьезные повреждения корпуса и механизмов, понес большие потери в личном составе от артиллерии противника, потерял управление, штормом был выброшен на берег к востоку от Евпатории. О нем отдельный сказ...

-5

Т-406 «Искатель» Заводской № 126. Заложен 31.07.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен 29.08.1937 г., вступил в строй 9.05.1938 г. и 29.08.1938 г. включен в состав ЧФ. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Неоднократно сопровождал корабли в осажденные города. В числе последних кораблей покинул Одессу, произведя 16.10.1941 г. минирование подходов к порту. В течение 1942 г. неоднократно ходил в осажденный Севастополь, доставлял топливо, боеприпасы, эвакуировал раненых бойцов. В декабре 1942 г. в отряде кораблей ходил к румынским берегам для нарушения морских коммуникаций и обстрела вражеских берегов. 09.09.1944 г. участвовал в десантной операции в Бургас. После окончания войны был задействован в разминировании коммуникаций и портов Черного моря. 18.12.1954 г. тральщик был исключен из боевого состава и переформирован в опытовое судно. Ради интереса, его бортовой журнал был совершенно случайно обнаружен в Подмосковье лет 20 назад. Обнаружили этот журнал сотрудники Государственного бюджетного учреждения "Центра досуга и спорта "Новогиреево" (Восточный административный округ города Москвы) случайно в одном из помещений своего Центра. Убедившись в ценности реликвии, они обратились в Русскую общину Севастополя с просьбой помочь в сборе материала о тральщике, а в феврале, когда в подлинности журнала не осталось сомнений, заместитель руководителя Центра досуга и спорта "Новогиреево" Евгений Ляпин посетил Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя для решения вопроса о передаче его фонду бортового журнала "Искателя" уже в качестве экспоната.

-6

Еще 4 единицы по этому же проекту (стапельные №№ 177-180) заложили позже. Два из них ушли на Дальний Восток по пути 3-й Тихоокеанской эскадры, через Суэц.

Т-7 «Веха» Заводской № 179. Заложен в 1937 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен в начале 1938 г., вступил в строй 16.09.1938 г., 24.09.1938 г. включен в состав ЧФ. 16.04.1939 г. ушел через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 17.05.1939 г. вошел в состав ТОФ. В конце 1945 г. передан НКВД. Разбит на камнях у Курильских островов.

Т-8 «Чека» Заводской № 180. Заложен в 1937 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен вначале 1938 г., вступил в строй 2.11.1938 г., 7.11.1938 г. включен в состав ЧФ. 16.04.1939 г. ушел через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 17.05.1939 г. вошел в состав ТОФ. В декабре 1953 г. передан Корее.

Т-407 «Мина», с 24.08.1944 г. ЭМТЩ-407 Заводской № 178. Заложен 25.02.1937 г. на заводе № 201 в Севастополе спущен 20.08.1938 г. В период Великой Отечественной войны нес дозорную службу, защищал морские коммуникации. Принимал участие в десантной операции в марте 1942 г. в Алушту, в феврале 1943 г. - в Южную Озерейку и других боевых операциях.За годы войны корабль прошел около 47 тыс. миль, провел через минные поля 26 боевых кораблей, отконвоировал вместе с другими кораблями 264 транспорта, перевез большое количество боеприпасов, отразил более 300 воздушных атак противника, сбил несколько вражеских самолетов. Награжден орденом Красного Знамени. В 1944 г. на тральщике установлен электромагнитный трал и он под тактическим номером "ЭМТЩ-407" производил разминирование коммуникаций Черного моря, бухт Севастополя. 07.04.1956 г. корабль исключен из боевого состава. В апреле 1956 г. исключен из боевого состава позже обращен в УТС-255. Затонул в сентябре 1992 г. в Карантинной бухте Севастополя при разборке.

Т-411 «Защитник»

Заводской № 177. Заложен 25.12.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен 31.07.1937 г., вступил в строй 20.08.1938 г. 25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-411" ("БТЩ-411"). С 01.01.1939 г. по 29.06.1941 г. использовался как опытный корабль при отработке новых систем минного дела. В период Великой Отечественной войны участвовал в защите морских коммуникаций, в обороне Одессы и Севастополя. В конце декабря 1941 г. и начале января 1942 г. принимал участие в десантной операции в Феодосию и Керчь. 19.07.1942 г. заменен бортовой номер на "14". В феврале 1943 г. участвовал в десанте в" Южную Озерейку и Станичку. За активное участие в борьбе с врагом кораблю присвоено звание "Гвардейский". 15.05.1943 г. тральщик вышел из Туапсе для усиления конвоя. На траверзе Нового Афона в 20 милях к западу от сухумского маяка он был атакован немецкой подводной лодкой "U-24" (командир обер-лейтенант Петерсен). Взрывом торпеды оторвало корму корабля, переборка в машинном отделении не выдержала, и в 15 ч. 45 мин. тральщик затонул. Всего удалось спасти 32 человека - более половины экипажа.

Так в чем, собственно, было отличие 3-го и 53-го проектов? Отличий не очень много, разница примерно как между "тройкой" с "копеечным" движком и классической "копейкой"

Силовая установка та же. На корабле были установлены те же два дизеля 42-БМРН-6 (1400 л. с.), расположенные в двух машинных отделениях. Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт. Упорные подшипники — системы Митчела. Скорость хода: наибольшая — 18—18,5 узлов, с тралом — 12,7—14,5 узлов. Все то же самое. Но 53-й проект в перегруз мог брать дополнительное топливо в танки двойного дна. За счет этого тральщик мог пройти 7200 миль (со скоростью 12 узлов). Дизель-генераторы стояли уже отечественные, чуть большей мощности.

Серьезно изменились системы связи. На кораблях были установлены радиостанции: «Бухта», «Бриз», «Дозор», «Куб-4м», «Метель», «ПР-4», «Вьюга», «Рейд»[11]. Все они, за исключением станции УКВ «Рейд», находились в центральной радиорубке. Приёмопередатчик «Рейд» устанавливался в штурманской рубке; аппаратура боевой корабельной трансляции — на верхней палубе, на правом борту, рядом с радиорубкой.

Тральщики оснащались дымовой аппаратурой типа Д-2Т1А (время непрерывного действия — 11—12 минут). Кроме того, на каждом корабле имелся запас дымовых шашек на две постановки (8 штук). На Т-204 была смонтирована дымовая аппаратура типа ДА-2. Посты управления дымовой аппаратурой на всех кораблях расположены на верхней палубе у тральной лебёдки.

Для удобства работы с тралами на корме установили кран, грузоподъемностью до 2 тонн. Пулеметы перенесли с крыльев мостика на палубу. Увеличили боезапас у 100-мм орудия. У некоторых стояли отечественные пулеметы, но у большинства по-прежнему стоял Кольт-Браунинг.

Стрелковое вооружение (оно было на всех боевых кораблях, хотя, обычно об этом не пишут) по штату включало один 7,62-мм пулемёт ДП и пятнадцать 7,62-мм винтовок образца 1891/1930 года

Дальше, все чуть интереснее. Пишут о том, что перед войной тральщики получили по два 20-мм автомата "Эрликон". Может и так, но на Т-405 и Т-406 точно стоял один 20-мм немецкий зенитный автомат (в дополнение к 45-м 21К).

Тихоокеанские тральщики получили в кормовой части три автомата 70-К со щитами; они располагались в диаметральной плоскости на верхней палубе за кормовой надстройкой. Один из этих автоматов, расположенный ближе в нос, пришлось приподнять на специальном основании, чтобы обеспечить бо́льшие сектора обстрела. Тральщики Тихоокеанского флота получили также по четыре одноствольных пулемёта ДШК или два спаренных 12,7-мм пулемёта «Браунинг».
В целом, отличить их можно, наверное только по конструкции рубки, все остальные изменения не столь заметны и не столь принципиальны.

Достоинствами тральщиков проектов 3 и 53 можно считать их хорошую мореходность и относительно большую дальность плавания. Конструкция корпуса обеспечивала высокую живучесть: взрыв мины в трале на расстоянии 7—10 м от кормы не вызывал существенных повреждений. При авиационных налётах попадания авиабомб весом 100—150 кг или близкие разрывы бомб большего калибра, как правило, не приводили к гибели тральщика.

Еще 10 БТЩ III серии предполагалось построить на Ижорском заводе, который с 1932 г. занимался постройкой буксиров. Но от этого вскоре отказались, так как проводка тральщиков под железнодорожным мостом через реку Ижора требовала снятия и надстроек, и рубок, и полубака, что удорожало строительство.

Заказ пришлось разместить на Усть-Ижорской верфи (завод № 363), только что переданной Главморпрому из Наркомата водного транспорта. ЦКБ-17 (бывшее ЦКБС-1).

К этому моменту разгорелись "страсти по остойчивости" этого корабля, что привело к рождению "проекта 53У" (или "уширенного") Но это отдельная история