"Тральщики проекта 3 имели клепано-сварной корпус, а проекта 53 имели..." Да, они имели точно такой же клепаный корпус из самой простой стали, (в современной классификации "стали обыкновенного качества")
Строить их начали еще до того, как первый тральщик проекта 3 вступил в строй. Уже 11 июня 1933 г. Совет труда и обороны при СНК СССР принял "Программу военно-морского строительства на 1933 - 1938 гг.", предусматривавшую, в частности, строительство 27 БТЩ, а 29 октября следующего года УМС поручило ЦКБС-1 внести ряд изменений в проект 3. Предлагалось облегчить ахтерштевень и руль, увеличить вырезы во флорах и стрингерах для более удобного доступа в междудонные отсеки, снизить высоту световых люков машинных отделений, изменить конструкцию крышек сходных люков и увеличить высоту их комингсов, поднять носовую часть мостика в виде банкета, усовершенствовать некоторые системы и механизмы.
Заложили их на тех же мощностях (по мере их высвобождения от корпусов проекта 3):
Завод 190 строил 4 единицы для Дальнего Востока. Как их перегоняли? Многие авторы восторгаются переходом русской эскадры на Дальний Восток во время русско-японской. Нет вопросов, переход эскадры на такое расстояние явление уникальное, а кто знает о том, что в советское время советские моряки, в одиночном плавании (!), провели свои маленькие корабли через Панамский канал (!) и благополучно прибыли во Владивосток? Это были как раз тральщики 53-го проекта. И, вот ведь, что странно: проблем с остойчивостью у них не было даже на самой крутой волне. Итак...
Т-1 «Стрела» Заводской № 491. Заложен 10.05.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен 17.05.1936 г., вступил в строй 24.09.1938 г. включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1955 г. передан Корее.
Т-2 «Трос» Заводской № 492. Заложен 22.05.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен 21.06.1936 г., вступил в строй 24.09.1938 г. и включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1949 г. передан Корее. В 1950 г. потоплен авиацией США в Вонсане.
Т-3 «Проводник» Заводской № 493. Заложен 30.06.1935 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен в октябре 1936 г., вступил в строй 23.02.1939 г. и включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1946 г. передан Корее.
Т-4 «Подсекатель» Заводской № 494. Заложен 16.11.1936 г. на заводе № 190 в Ленинграде, достроен на заводе № 196, спущен в декабре 1936 г., вступил в строй 15.12.1938 г. и 23.02.1939 г. включен в состав БФ. 15.06.1939 г. ушел через Панамский канал из Кронштадта во Владивосток. 24.08.1939 г. включен в состав ТОФ. В 1955 г. передан Корее.
Слип Севморзавода был частично занят, потому, по этому проекту заложили только два тральщика.
Т-405 «Взрыватель» Заводской № 125. Заложен 21.07.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе спущен 27.04.1937 г., вступил в строй 9.05.1938 г. 5.01.1942 г. при высадке десанта ТЩ расстрелял весь боезапас, сам получил серьезные повреждения корпуса и механизмов, понес большие потери в личном составе от артиллерии противника, потерял управление, штормом был выброшен на берег к востоку от Евпатории. О нем отдельный сказ...
Т-406 «Искатель» Заводской № 126. Заложен 31.07.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен 29.08.1937 г., вступил в строй 9.05.1938 г. и 29.08.1938 г. включен в состав ЧФ. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Неоднократно сопровождал корабли в осажденные города. В числе последних кораблей покинул Одессу, произведя 16.10.1941 г. минирование подходов к порту. В течение 1942 г. неоднократно ходил в осажденный Севастополь, доставлял топливо, боеприпасы, эвакуировал раненых бойцов. В декабре 1942 г. в отряде кораблей ходил к румынским берегам для нарушения морских коммуникаций и обстрела вражеских берегов. 09.09.1944 г. участвовал в десантной операции в Бургас. После окончания войны был задействован в разминировании коммуникаций и портов Черного моря. 18.12.1954 г. тральщик был исключен из боевого состава и переформирован в опытовое судно. Ради интереса, его бортовой журнал был совершенно случайно обнаружен в Подмосковье лет 20 назад. Обнаружили этот журнал сотрудники Государственного бюджетного учреждения "Центра досуга и спорта "Новогиреево" (Восточный административный округ города Москвы) случайно в одном из помещений своего Центра. Убедившись в ценности реликвии, они обратились в Русскую общину Севастополя с просьбой помочь в сборе материала о тральщике, а в феврале, когда в подлинности журнала не осталось сомнений, заместитель руководителя Центра досуга и спорта "Новогиреево" Евгений Ляпин посетил Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя для решения вопроса о передаче его фонду бортового журнала "Искателя" уже в качестве экспоната.
Еще 4 единицы по этому же проекту (стапельные №№ 177-180) заложили позже. Два из них ушли на Дальний Восток по пути 3-й Тихоокеанской эскадры, через Суэц.
Т-7 «Веха» Заводской № 179. Заложен в 1937 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен в начале 1938 г., вступил в строй 16.09.1938 г., 24.09.1938 г. включен в состав ЧФ. 16.04.1939 г. ушел через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 17.05.1939 г. вошел в состав ТОФ. В конце 1945 г. передан НКВД. Разбит на камнях у Курильских островов.
Т-8 «Чека» Заводской № 180. Заложен в 1937 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен вначале 1938 г., вступил в строй 2.11.1938 г., 7.11.1938 г. включен в состав ЧФ. 16.04.1939 г. ушел через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 17.05.1939 г. вошел в состав ТОФ. В декабре 1953 г. передан Корее.
Т-407 «Мина», с 24.08.1944 г. ЭМТЩ-407 Заводской № 178. Заложен 25.02.1937 г. на заводе № 201 в Севастополе спущен 20.08.1938 г. В период Великой Отечественной войны нес дозорную службу, защищал морские коммуникации. Принимал участие в десантной операции в марте 1942 г. в Алушту, в феврале 1943 г. - в Южную Озерейку и других боевых операциях.За годы войны корабль прошел около 47 тыс. миль, провел через минные поля 26 боевых кораблей, отконвоировал вместе с другими кораблями 264 транспорта, перевез большое количество боеприпасов, отразил более 300 воздушных атак противника, сбил несколько вражеских самолетов. Награжден орденом Красного Знамени. В 1944 г. на тральщике установлен электромагнитный трал и он под тактическим номером "ЭМТЩ-407" производил разминирование коммуникаций Черного моря, бухт Севастополя. 07.04.1956 г. корабль исключен из боевого состава. В апреле 1956 г. исключен из боевого состава позже обращен в УТС-255. Затонул в сентябре 1992 г. в Карантинной бухте Севастополя при разборке.
Т-411 «Защитник»
Заводской № 177. Заложен 25.12.1936 г. на заводе № 201 в Севастополе, спущен 31.07.1937 г., вступил в строй 20.08.1938 г. 25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-411" ("БТЩ-411"). С 01.01.1939 г. по 29.06.1941 г. использовался как опытный корабль при отработке новых систем минного дела. В период Великой Отечественной войны участвовал в защите морских коммуникаций, в обороне Одессы и Севастополя. В конце декабря 1941 г. и начале января 1942 г. принимал участие в десантной операции в Феодосию и Керчь. 19.07.1942 г. заменен бортовой номер на "14". В феврале 1943 г. участвовал в десанте в" Южную Озерейку и Станичку. За активное участие в борьбе с врагом кораблю присвоено звание "Гвардейский". 15.05.1943 г. тральщик вышел из Туапсе для усиления конвоя. На траверзе Нового Афона в 20 милях к западу от сухумского маяка он был атакован немецкой подводной лодкой "U-24" (командир обер-лейтенант Петерсен). Взрывом торпеды оторвало корму корабля, переборка в машинном отделении не выдержала, и в 15 ч. 45 мин. тральщик затонул. Всего удалось спасти 32 человека - более половины экипажа.
Так в чем, собственно, было отличие 3-го и 53-го проектов? Отличий не очень много, разница примерно как между "тройкой" с "копеечным" движком и классической "копейкой"
Силовая установка та же. На корабле были установлены те же два дизеля 42-БМРН-6 (1400 л. с.), расположенные в двух машинных отделениях. Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт. Упорные подшипники — системы Митчела. Скорость хода: наибольшая — 18—18,5 узлов, с тралом — 12,7—14,5 узлов. Все то же самое. Но 53-й проект в перегруз мог брать дополнительное топливо в танки двойного дна. За счет этого тральщик мог пройти 7200 миль (со скоростью 12 узлов). Дизель-генераторы стояли уже отечественные, чуть большей мощности.
Серьезно изменились системы связи. На кораблях были установлены радиостанции: «Бухта», «Бриз», «Дозор», «Куб-4м», «Метель», «ПР-4», «Вьюга», «Рейд»[11]. Все они, за исключением станции УКВ «Рейд», находились в центральной радиорубке. Приёмопередатчик «Рейд» устанавливался в штурманской рубке; аппаратура боевой корабельной трансляции — на верхней палубе, на правом борту, рядом с радиорубкой.
Тральщики оснащались дымовой аппаратурой типа Д-2Т1А (время непрерывного действия — 11—12 минут). Кроме того, на каждом корабле имелся запас дымовых шашек на две постановки (8 штук). На Т-204 была смонтирована дымовая аппаратура типа ДА-2. Посты управления дымовой аппаратурой на всех кораблях расположены на верхней палубе у тральной лебёдки.
Для удобства работы с тралами на корме установили кран, грузоподъемностью до 2 тонн. Пулеметы перенесли с крыльев мостика на палубу. Увеличили боезапас у 100-мм орудия. У некоторых стояли отечественные пулеметы, но у большинства по-прежнему стоял Кольт-Браунинг.
Стрелковое вооружение (оно было на всех боевых кораблях, хотя, обычно об этом не пишут) по штату включало один 7,62-мм пулемёт ДП и пятнадцать 7,62-мм винтовок образца 1891/1930 года
Дальше, все чуть интереснее. Пишут о том, что перед войной тральщики получили по два 20-мм автомата "Эрликон". Может и так, но на Т-405 и Т-406 точно стоял один 20-мм немецкий зенитный автомат (в дополнение к 45-м 21К).
Тихоокеанские тральщики получили в кормовой части три автомата 70-К со щитами; они располагались в диаметральной плоскости на верхней палубе за кормовой надстройкой. Один из этих автоматов, расположенный ближе в нос, пришлось приподнять на специальном основании, чтобы обеспечить бо́льшие сектора обстрела. Тральщики Тихоокеанского флота получили также по четыре одноствольных пулемёта ДШК или два спаренных 12,7-мм пулемёта «Браунинг».
В целом, отличить их можно, наверное только по конструкции рубки, все остальные изменения не столь заметны и не столь принципиальны.
Достоинствами тральщиков проектов 3 и 53 можно считать их хорошую мореходность и относительно большую дальность плавания. Конструкция корпуса обеспечивала высокую живучесть: взрыв мины в трале на расстоянии 7—10 м от кормы не вызывал существенных повреждений. При авиационных налётах попадания авиабомб весом 100—150 кг или близкие разрывы бомб большего калибра, как правило, не приводили к гибели тральщика.
Еще 10 БТЩ III серии предполагалось построить на Ижорском заводе, который с 1932 г. занимался постройкой буксиров. Но от этого вскоре отказались, так как проводка тральщиков под железнодорожным мостом через реку Ижора требовала снятия и надстроек, и рубок, и полубака, что удорожало строительство.
Заказ пришлось разместить на Усть-Ижорской верфи (завод № 363), только что переданной Главморпрому из Наркомата водного транспорта. ЦКБ-17 (бывшее ЦКБС-1).
К этому моменту разгорелись "страсти по остойчивости" этого корабля, что привело к рождению "проекта 53У" (или "уширенного") Но это отдельная история