Найти тему
ИндияСвами

Откуда у Пушкина ведические знания?

Фото: pushkinmuseum.ru
Фото: pushkinmuseum.ru

Мотивы индийской мифологии просматриваются у многих писателей и поэтов Золотого века русской литературы, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Подсчитано, что в том или ином виде Пушкин упоминает о древней Индии в своих произведениях 26 раз!

Здесь можно вспомнить хотя бы сюжет знаменитой поэмы «Руслан и Людмила», который неуловимо перекликается с историей «Рамаяны», рассказывая о похищении жены (Людмила/Сита)  героя (Руслан/Рама) злым колдуном (Черномор/демон Равана). Да, Пушкин действительно вдохновлялся древнеиндийскими мотивами. Доподлинно известно, что он с юности тяготел к изучению фольклора народов Востока.

Но откуда у великого русского поэта такой интерес к Индии и ее культуре?

Существует немало версий о том, откуда Пушкин черпал свои знания о ведической культуре и мудрости. Эти теории можно было бы отнести к области конспирологии или даже фантастики, если бы не исследование французского ученого и мистика Робера Амбелена (1907-1997), который изучал масонские ложи в Индии и наткнулся на интересный факт, косвенно перекликающийся с биографией русского поэта.

Мы приводим выдержки из его исследования, опубликованного во французской прессе в конце 90х годов прошлого столетия.

Французский офицер и масон: начало путешествия

В центре исследования находится личность некоего господина Пьера Де Соннера, который в начале 1789 года прибыл в столицу Французской Индии город Пондичерри с рекомендательным письмом к генералу-губернатору колонии — Камилю Ле Клерк де Френу.

Вид на Пондичерри. XVIII век. Фото: art.rmngp.fr
Вид на Пондичерри. XVIII век. Фото: art.rmngp.fr

Как когда-то и сам генерал-губернатор, Де Соннера являлся офицером Лионского полка и на тот момент находился в звании капитана. Объединяло их и еще одно обстоятельство: оба они были членами масонской Великой ложи Клермон. И хотя официально Де Соннера прибыл в Индию для службы в местном военном корпусе генерал-губернаторства, его визит имел и другую цель.

Во Франции назревала революционная обстановка, управление заморскими колониями становилось все проблематичнее. Постоянные стычки за земли с англичанами то и дело перебрасывали Пондичерри из рук в руки. Влияние французов в Индии падало.

Весь 18 век шло упорное соперничество фарнцузов и англичан за влияние в Индии. Изображение: Фрэнсис Хейман «Роберт Клайв и Мир Джафар после битвы при Плесси», 1757 г.
Весь 18 век шло упорное соперничество фарнцузов и англичан за влияние в Индии. Изображение: Фрэнсис Хейман «Роберт Клайв и Мир Джафар после битвы при Плесси», 1757 г.

Дело осложняло и то, что британцы, к концу 18 века упрочившие свои позиции на внешних направлениях, задействовали свой излюбленный метод – внедрить свое влияние на внутреннем уровне, практически монополизировав масонское движение в Индии. Так, не без их участия в Калькутте был создан удивительный гибрид христианства, масонства и индуизма – влиятельное религиозное общество Брахмо Самадж.

Французам просто необходимо было основать свои ложи в Пондчерри. И одной из задач Де Соннера как раз и была организация в колонии первой французской масонской ложи.

Из сохранившейся в губернаторских архивах характеристики Сонера можно сделать вывод о том, что был он весьма незаурядным человеком, образованным и, несмотря на свой достаточно молодой возраст, имел достаточно высокую степень посвящения в ложе.

Эмблема тайного общества Брахмо Самадж. Фото: kartavyasadhana.in
Эмблема тайного общества Брахмо Самадж. Фото: kartavyasadhana.in

Судьбоносная встреча

Первое, что необходимо было сделать французскому офицеру, это заручиться поддержкой местных элит, а также найти человека, который обладал бы влиянием и духовной силой. И такой человек нашелся.

Звали его Рамануджи Вивек Свами. Он происходил из семьи тамильских браминов (высшей касты священнослужителей в Индии) и в совершенстве владел знаниями древних священных текстов. Известно также, что на протяжении многих дней он мог не выходить из самадхи – состояния глубочайшей медитации. Очевидцы отмечали и другие удивительные способности Рамануджи: говорили, что он телепатически воздействовал на людей, силой мысли мог перемещать предметы и тому подобное. Но не чурался индиец и западной культуры, на равных общаясь с местной французской элитой, где прослыл уважаемым и всесторонне развитым человеком.

Рамануджи был частым гостем губернаторского дома, где и состоялось его знакомство с Де Соннера, который сразу увидел в нем огромный потенциал для своих задач.

Невероятные способности индийца и искренний интерес француза к эзотерическим знаниям древности вылились в удивительную многолетнюю дружбу этих двух на первый взгляд абсолютно разных людей.

Вместе они с энтузиазмом принялись за создание первой масонской ложи в Пондичерри, намереваясь развернуть целую сеть организаций по всей Французской Индии. Взяв за пример масонские организации англичан в Индии, де Соннера готовился создать тайное общество, где помимо стандартных масонских ритуалов, использовались бы местные «наработки» – работа с сознанием, медитации, созерцательные йогические практики. Всему этому способствовал Рамануджи Вивек Свами.

Отбытие из Индии: Пондичерри-Париж-Москва

Губернаторский сад в Пондичерри, 18 век. Фото: www.columbia.edu
Губернаторский сад в Пондичерри, 18 век. Фото: www.columbia.edu

Шел 1789 год, и в июле во Франции прогремела Великая революция, смешав все карты. Королевская власть была упразднена, и из Парижа перестали поступать указания о дальнейших действиях официальных властей. Было непонятно как действотаь дальше.

Помимо всего прочего, Европа стояла на пороге большой войны, и в 1794 году Де Соннера вместе с Рамануджи отбыли в Париж.

Парижская пресса тех лет была наводнена в основном революционными новостями, но в частных письмах сохранилось несколько упоминаний о том, что между 1794-96 годах, в Париже появился темнокожий индус, обладавший поразительным видом и умениями. Конечно, сначала в местных масонских ложах весьма настороженно отнеслись к чудно́му иностранцу, однако вскоре это мнение это изменилось.

Так, в письме мадам де Камбон, жены председателя национального Конвента, к ее кузине есть следующие строки:

«Вчера принимали у себя членов Конвента и нескольких других господ. Месье Соннера, служивший когда-то в одном полку с Шарлем (брат госпожи де Камбон, — Ред.) прибыл со своим другом-индусом. Вообрази себе, дорогая, тот удивлял гостей тем, что безошибочно угадывал задуманное и силой мысли перемещал по столу серебряные столовые приборы…».

Есть и другие свидетельства о сиддхах или сверх способностях Рамануджи. Рассказывали, что во время одного из масонских собраний, Рамануджи произнеся несколько непонятных слов, заставил заснуть 12 человек. Они были настолько глубоко погружены в сон, что не проснулись даже когда в лицо им плеснули холодной воды.

В другой раз Рамануджи в присутствии 7 или 8 человек положил в землю семечко, и буквально через 5 минут из него вырос цветок. Без сомнения, Рамануджи обладал способностью индийских йогов влиять на процессы, ускоряя или замедляя привычное течение времени.

Казнить нельзя помиловать

После революции на улицах Парижа гильотины стали обычным явлением. Фото: dead-island.livejournal.com
После революции на улицах Парижа гильотины стали обычным явлением. Фото: dead-island.livejournal.com

Однако, во всей этой истории нас интересует связь Соннера и Рамануджи с семьей Пушкиных. Как получилось, что двое столь необычных людей попали в Российскую Империю?

Не стоит забывать, что это было за время. Великая французская революция кардинально изменила привычный уклад французского общества. Годы так называемого «Террора» принесли на улицы Парижа гильотины, а под подозрения в «контрреволюционной» деятельности попадали почти все дворяне, не говоря уже о тех, кто прибыл из-за границы, как Соннера.

Неизвестно, каким образом бывшему офицеру французской королевской армии удалось избежать суда и гильотины, т.к. сведения о нем теряются вплоть до 1800 года. Возможно, ему помогли его масонские связи, поскольку тогда многие франкомасоны принимали участие в подготовке революции и были ярыми республиканцами.

А может быть свою роль сыграли мистические практики, которым он научился у своего друга-индуса? Кто знает.

Москва масонская

Палаты Волковых-Юсуповых. Фото:moskvichmag.ru
Палаты Волковых-Юсуповых. Фото:moskvichmag.ru

В любом случае, установлено, что в мае 1800 года Де Соннера и Рамануджи Свами выехали из Парижа в Россию. И здесь возникает вполне логичный вопрос: почему именно Россия?

На этот счет есть интересная выдержка из письма Де Соннера его соратнику по ложе, месье де Лакло. В письме он пишет другу, что они едут искать тайную северную землю, т.к. Свами (как называл своего друга француз) утверждал, будто на Севере России есть особое место, которое обязательно нужно посетить, чтобы приобщиться к «некоему древнему знанию».

И тут возникает еще один странный момент. Почему путешественники ехали не через Санкт-Петербург – столицу империи, а через Москву?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Здесь уже можно совершенно точно говорить о масонских связях Соннера. Все дело в том, что остановился он со своим другом-индусом по адресу: Харитоньевский переулок, дом 21, а именно в палатах Волковых-Юсуповых, где, как известно проходили светские встречи и собрания московского масонства.

Это место интересно еще и тем, что буквально в километре отсюда находится знаменитая Меньшикова башня, также тесно связанная с историей масонства в России. Строилась она изначально как православная церковь, но 1723 году была разрушена пожаром после удара в шпиль молнии. Восстановление церкви началось в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова, и по преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи вольных каменщиков.

Сейчас это действующая церковь Архангела Гавриила, принадлежащая Антиохийскому подворью с очень необычными барельефными изображением на внешних стенах храма, а также интересными иконами внутри. Однако, это тема отдельной истории, а нам в данном случае интересно другое.

Знакомство с Пушкиными

Дело в том, что в доме Юсуповых, где остановился француз Де Соннера со своим индийским соратником Рамануджи, в 1801-1803 годы нанимал квартиру отец А.С. Пушкина — Сергей Львович с семьей, в том числе маленьким Александром.

Сергей Львович Пушкин на гравюре К. Гампельна
Сергей Львович Пушкин на гравюре К. Гампельна

На тот момент Сергей Пушкин не был масоном (в ложу он вступит позже, в 1815 году), но проявлял к тайному обществу живой интерес и вращался в этих кругах. На квартире у де Соннера регулярно проходили встречи «вольных каменщиков», на которых присутствовал и Сергей Львович.

Скорее всего, именно там он увидел, как Рамануджи воздействует на людей, животных, живую и неживую природу, а также познакомился с уже переведенными на французский язык древними индийскими эпосами.

Известно, также что в библиотеке отца Пушкина с тех пор было немало литературы на индийскую тематику, например, «Московский журнал» с переводом I и IV действий «Шакунталы», выполненных Н.М. Карамзиным.

А что же было дальше?

Бой Руслана с Черномором и Рамы с Раваной. Фото: Pinterest
Бой Руслана с Черномором и Рамы с Раваной. Фото: Pinterest

После 1803 года Пушкины переехали в Санкт-Петербург, а об удивительном французе и индийце, последний раз упоминается в отчете тайной канцелярии от 25 ноября 1802 года.

В этом документе, как утверждает Амбелен, говорится о том, что господин Де Соннера и господин Свами были депортированы из России.

Мир стоял на пороге большой войны. К власти во Франции пришел Наполеон Бонапарт, и французский подданный, да еще в сопровождении индуса, вызывал у российских властей немалые подозрения. К тому же, тайную канцелярию очень смущали практики, проводимые Раманужи на масонских собраниях в Москве.

Путешественников чуть ли не обвинили в чернокнижии и колдовстве. В ряде донесений писалось, что во время «обрядов» члены общества сидели в «некоем подобии сна» и на непонятном языке бормотали «заклинания». Руководил всем этим темный человек, «раздетый почти донага» и в одной набедренной повязке.

Конечно, сейчас мы понимаем, что это замирание в одной позе и бормотание «заклинаний» было ничем иным, как йогической практикой медитации с повторением мантр — джаппой.

Но, как бы там ни было, в конце 1802 года француза и индийца выслали из Москвы во Францию. После отъезда из России все данные о них теряются. Возможно, они отправились в Индию и продолжили свою деятельность там. А возможно, вернулись в Париж.

Неизвестно также, передал ли Рамануджи какие-то особые знания отцу Пушкина. Но в любом случае, встреча с ним безусловно оказала на Сергея Львовича немалое влияние. И, как предполагает автор исследования Амбелен, именно он привил своему сыну, будущему великому русскому поэту, интерес к Индии и ее древним знаниям. И спустя многие годы, Александр Сергеевич, вдохновленный рассказами отца, индийским фольклором и мудростью включал мотивы из ведийских эпосов в любимые нами произведения.

Олег Дургин