На прошлой неделе на большие экраны вышла новая комедия «Теща» о вечной, совсем уж анекдотичной борьбе мужского и женского, молодого и опытного. Получилось ли у авторов создать новый новогодний хит, или фильм будет интересен разве что поклонникам дуэта Харламов-Гузеева, размышляет наш автор Анастасия Гончарова.
Противостояние острой на язык актрисы и телеведущей Ларисы Гузеевой и комика Гарика «Бульдога» Харламова длится еще с 2019 года (но это не точно). Честно пролистала запрещенный нельзяграм Харламова в поисках постов, посвященных «музе» и ее вызывающему интерес и довольно специфическому проекту «Давай поженимся». В сети нашлось многое: наряду с высмеиванием гостей программы или реакций Гузеевой имели место и совершенно искренние послания участников «конфликта» друг другу (поздравления, пожелания здоровья и т.д.). С каждым следующим витком эти отношения обрастали все новыми подробностями, превращаясь в нечто большее, чем рядовую ссору двух знаменитостей.
Подогревали интерес и СМИ, то и дело муссируя очередной выпад одного из участников в сторону оппонента. Так, идея экранизировать этот конфликт, когда между сторонами уже на протяжении долгого времени есть такая химия, казалась мне весьма оправданной. Уверена, что не только мне одной, потому как в первый уикенд билеты на сеанс в кинотеатре спального района разлетелись как горячие пирожки, а мне пришлось ждать три часа до ближайшего свободного сеанса.
Завязка «Тещи» никого особо не удивит: два персонажа, теща (Лариса Гузеева) и зять (Гарик Харламов), наутро после фуршета обнаруживают, что поменялись телами. Конструкт «побудь в моей шкуре»/ «побудь в чужих ботинках» используется давно и направлен на исправление героев через взгляд на ситуацию с другой стороны. Такой «обмен» уже не раз спасал отношения супругов («Любовь-морковь» (2006), «Хочу как ты» (2011)), родителей и детей («Чумовая пятница» (2003), «Все наоборот» (1988)) и даже помогал прыжкам во времени («Папе снова 17» (2009), «Из 13 в 30» (2004)). Тут же он призван спасти и сплотить семью, ведь дочка/супруга вот-вот должна родить, а теща с зятем словно кошка с собакой. При довольно понятной истории — все исправятся, в конце будет хеппи-энд, Новый год же на носу! — ждешь фактурных персонажей с хорошо прописанными образами, и в начале фильма все это есть.
Вот Ольга Николаевна (Лариса Гузеева), начальница ЖКХ и страстная поклонница Стаса Михайлова, всем раздает задания, давит авторитетом и статусом, и, неожиданно, грустно вздыхает, когда муж-музыкант срывается с ее дня рождения «на подработку». Это, пожалуй, было бы одним из лучших и тонких комментариев к характеру тещи (она понимает, что муж изменяет, и именно поэтому в ней есть эта твердость, лидерство, готовность все взвалить на себя), если бы потом на протяжении всего фильма авторы не показывали «в лоб» эти бесчисленные и неловкие адюльтеры. Роль мужа, кстати, исполнил Александр Лыков, который с 1997 года несет на себе «крест» в виде образа Казановы, а значит априори обладает таинственным магнетизмом для женщин.
Вот Виктор (Гарик Харламов), зять, с которого «нехрен взять» (этой формулировки в фильме слишком много), работает на нескольких работах в сфере услуг, а еще разрабатывает коммерческий проект-стартап, который хочет предложить инвесторам. Он в силу своих возможностей хочет создать комфорт для жены, но вынужден пока ютиться с ее родителями и поэтому быть лишним на этом празднике жизни.
Казалось бы, после основного сюжетного твиста должно стать только смешнее, ведь «химия» никуда не делась, да еще персонажи находятся в телах друг друга. Но если Харламову теперь предстоит изображать из себя манерную даму с претензией (что получается у него достойно и временами действительно смешно, особенно из-за контраста с его внешним видом), то Гузеевой играть абсолютно нечего. Ее новый персонаж предстает перед зрителем совсем «плоским»: из «мужских» привычек у него только дать кому-то в глаз и почесать место, где должны быть яйца.
После неоригинального, но обещающего начала такая внезапная «беззубость» выглядит странной, если не сказать скучной. Держат зрителя только секундные шутки и цепкие фразы Гузеевой из «Давай поженимся», которые расположены так далеко друг от друга, что внимание зрителя рассеивается быстрее утреннего тумана. Возможно, если бы возрастной порог для фильма повысили до 18+ (он вышел с порогом 16+), то и плотность шуток была бы выше, и тем, на которые можно шутить, было бы больше. Ведь и сам конфликт тещи с зятем в основном узнаваем и близок людям старше 18, которые на себе уже это испытали.
На них же и работают «разбросанные» по фильму пасхалки из фильмов и песен: «Чародеи» (1982), «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Ирония судьбы, или с легким паром» (1975), «Я это ты» Мурата Насырова и др. Зрителю косвенно говорят о том, что картина будет про смену оптики персонажа, будто бы забывая, что все это уже давно сказано в синопсисе к фильму.
Так, ожидание праздника оказывается волнительней самого праздника, предсказуемого и скучного. Но как говорил «классик», ваши ожидания — это ваши проблемы.
И я не спорю.
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!