363 подписчика

Ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA

970 прочитали

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?

Моторное масло TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 отработало в двигателе автомобиля-такси Kia Cerato, принадлежащего компании «Voyage» (г. Наро-Фоминск), 9 692 километра и 387 моточасов. Каковы результаты?

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-2

Как работает конкретное моторное масло в двигателе конкретного автомобиля можно узнать, только протестировав его в реальных условиях эксплуатации. Именно натурные, а не лабораторные (стендовые) испытания дают объективную оценку смазочному материалу. Иные способы определения свойств и качеств моторного масла непременно вызывают споры в интерпретации полученных результатов.

Компания такси «Voyage» (г. Наро-Фоминск) провела на принадлежащем ей автомобиле Kia Cerato независимые ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которое отработало 9 692 километра и 387 моточасов. Какие получены результаты?

Независимый сервис + независимое такси + независимая лаборатория = объективный результат.

Именно по такой формуле и были построены испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которые проводились зимой 2023 года. Скажем больше, для максимальной объективности указанный выше смазочный материал был приобретен не в фирменном магазине, а в известном гипермаркете, который находился недалеко от автосервиса, где выполнялось техническое обслуживание машины. Следовательно, гипотетически масло мог приобрести любой автолюбитель, и оно могло попасть в мотор любого автомобиля.

Никакой подготовки ДВС. Все как в реальной жизни

Прежде чем залить испытываемое масло в двигатель, механики сервисного центра сняли клапанную крышку для оценки количества и типа загрязнений, которые скопились под ней. Для наглядности приводим фото состояния мотора. Как видим, за более чем 300 000 километров, в течение которых мотор обслуживался с периодичностью раз в 10 тыс. км, на деталях головки блока цилиндров образовались отложения. Назвать их количество незначительным – нельзя. Следовательно, они откажут негативное воздействие на свежее масло, которое будет их постепенно растворять, смывать и удерживать во взвешенном состоянии.

Особо отметим, что несмотря на обнаруженное загрязнение ДВС, его промывку перед заливкой свежего масла не выполняли. На это были две веские причины:

Первая – было важно максимально приблизить условия работы испытываемого масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 к реальным. В обычных условиях эксплуатации при переходе с одного типа масла на другое или с продукта одного бренда на другой промывка мотора, как правило, не производится.

Вторая – загрязнения в моторе создали дополнительную нагрузку на свежий смазочный материал. Это важно с точки зрения оценки скорости изменения свойств масла (его ключевых показателей) вследствие попадания в него смытых отложений и смешения с несливаемым остатком.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-3

Реальная машина, а не лабораторный двигатель.

Как испытать масло, чтобы получить результаты максимально приближенные к реальным? Для этого нужно проводить тестирование смазочного материала не в лаборатории, а на автомобиле, который перемещается по дорогам общего пользования. А еще лучше, если машина будет эксплуатироваться интенсивно. Под это требование подходят машины-такси, которые ежедневно выходят на линию в мороз, жару, дожди и т.д., возят пассажиров на разные расстояния, стоят в пробках, ездят по трассе – и все это 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Испытание моторного масла в «режиме такси» интересно также с точки зрения возможности относительно быстро (за короткий период времени) набрать заданный пробег по интервалу технического обслуживания (как вариант, наработку в моточасах).

Чем еще интересно испытание масла в моторе автомобиля-такси? Фирма «Voyage» работает в сегменте пассажирских перевозок. Следовательно, к продаже масел не имеет никакого отношения. А раз так, то и продвигать какой-либо бренд смазочного материала перевозчик не заинтересован. А это придает испытанию еще большую объективность.

Испытание в моторе с большим пробегом

Парк легковых автомобилей стареет. Это неоспоримый факт. Пробеги очень многих легковых автомобилей исчисляются не десятками, а сотнями тысяч километров. Следовательно, для объективных испытаний моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 необходим был автомобиль с большой наработкой. Пробег Kia Cerato на начало ресурсных испытаний моторного масла составил 310 199 км. Это более половины его ресурса.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-4

Ставка на автомобиль корейского бренда

Корейцы до недавнего времени были хитами продаж на рынке новых автомобилей, а сейчас уверенно держат лидерство на «вторичке». Следовательно, результаты испытаний будут интересны большому числу автовладельцев, которые ищут достойную замену оригинальным маслам, а также продукции именитых западных брендов, покинувших российский рынок смазочных материалов. Kia Cerato пользуется спросом как у частных покупателей, так и среди таксопарков.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-5

Автомобиль, на котором проводились испытания масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4.
Марка / модель — Kia Cerato
Год выпуска – 2014
Пробег на начало ресурсных испытаний моторного масла — 310 199 км.
Двигатель: рабочий объем / мощность – 1,6 л / 130 л.с

Почему для испытаний выбрали моторное масло вязкостью (SAE) 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4?

Вязкость и уровень эксплуатационных свойств (класс качества) масла были заданы сервисным центром, обслуживающим парк автомобилей такси «Voyage», которому принадлежала участвующая в ресурсных испытаниях масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 машина Kia Cerato.

Для рассматриваемых нами автомобилей производитель допускает использование масел от (SAE) 0W-20 до (SAE) 5W-40. Выбор в пользу вязкости (SAE) 5W-40 обусловлен был тем, что пробег автомобиля на начало ресурсных испытаний перевалил за 300 000 километров, и его мотор имел некоторый износ.

По этой же причине (большая наработка двигателя) для испытаний было взято полнозольное масло API SN/CF ACEA A3/B4. Именно оно максимально эффективно будет противостоять процессам окисления, в том числе вызванным попаданием в смазочный материал накопленных в ДВС загрязнений. Об их наличии было указано выше. На скорость окисления масла также будет влиять и количество проникающих в картер мотора газов. Выбор полнозольного масла продиктован и сложными условиями эксплуатации автомобиля-такси. В частности, речь идет о продолжительной работе двигателя на холостом ходу (ожидание клиента, более длительные прогревы зимой и т.д.), что приводит к образованию сажи и попаданию ее в масло.

Как обеспечивались объективные результаты испытания моторного масла.

Первое – их проводил независимый эксперт, который выполняет данную работу для различных производителей смазочных материалов, поставщиков ГСМ, эксплуатирующих организаций и транспортных компаний.

Второе – испытание моторного масла производилось на автомобиле-такси, который принадлежал частной транспортной компании.

Третье – техническую поддержку проекта выполнял независимый сервис, который использует для обслуживания машин масла иных производителей. Интерес СТО – оценка качества и ресурса нового для них смазочного материала.

Четвертое – все пробы моторного масла, которые отбирались из картера ДВС, для проведения экспертизы передавались в аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ (г. Москва).

Пятое – для проведения испытаний моторного масла была взята машина такси с пробегом более 300 000 километров, что отражает состояние большинства транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Шестое – испытания моторного масла проводились в зимний период, когда на смазочный материал приходится большая нагрузка. Именно в таких условиях масло должно показать заложенный в него потенциал: способность противостоять окислению из-за продолжительной работы на холостом ходу и разбавления несгоревшим топливом, уверенный пуск мотора на морозе.

Отборы проб – четыре этапа

Для того чтобы эксперты могли наблюдать динамику изменения свойств испытываемого моторного масла и строить прогнозы по его остаточному ресурсу, отбор проб выполнялся каждые 2 500 километров пробега. Так как назначенный сервисным центром интервал ТО для автомобиля Kia Cerato составляет 10 000 км, то всего потребовалось выполнить четыре отбора проб.

Важно: после каждого отбора проб масла в объеме 160 мл водитель доводил его уровень в картере мотора до нормы. Канистры масла объемом четыре литра хватило на весь пробег от ТО до ТО – 10 000 километров, с учетом доливки. Это означает, что двигатель практически не расходовал масло на угар, следовательно, он находился в отличном техническом состоянии и имел (несмотря на пробег более 300 000 км) небольшой износ. Низкий расход масла на угар также говорит и о высоком качестве основы моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-6
Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-7

Для удобства оценки изменения свойств моторного масла в ходе роста его наработки результаты четырех анализов проб сведены в единую таблицу.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-8

Незначительный разброс данных анализа проб масла продиктован погрешностью лабораторного оборудования.

Изменение щелочного и кислотного числа (мг КОН/г).

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-9

Щелочное число – синяя линия. Кислотное число – оранжевая линия.

Изменение индекса вязкости масла

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-10

Изменение индекса вязкости находится в допустимых пределах.

Изменение вязкости масла при 100°С, мм²/с

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-11

Рост значения вязкости масла после его наработки 7 903 км (316 моточасов) связан с накоплением в смазочном материале продуктов износа и окисления.

ВЫВОДЫ

1.При пробеге автомобиля 9 692 километров наработка моторного масла составила 387 моточасов. Следовательно, при назначении интервала технического обслуживания конкретно взятого автомобиля, работающего в режиме такси и выполняющего перевозки пассажиров преимущественно в городской черте, ориентироваться на показания одометра нельзя. Критерием выбора интервала ТО должна быть наработка в моточасах.

2.Несмотря на большую наработку моторного масла в моточасах (387), у него сохранился достаточный запас по щелочному числу 6,92 мг КОН/г (кислотное число — 4,11 мг КОН/г). Это свидетельствует о том, что масло сохранило способность противостоять окислению и к очередному техническому обслуживанию еще имело достаточный остаточный ресурс. Несмотря на это, превышать достигнутые в процессе ресурсных испытаний показатели наработки масла не рекомендуется.

3.Анализ показателей износа отработавшего масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 говорит о том, что смазочный материал сохранил свои свойства, качества и гарантирует защиту ДВС от износа на всем протяжении сервисного интервала. Так как все значения маркеров износа находятся в допустимых пределах, можно сделать вывод, что мотор, несмотря на большой пробег (наработку в моточасах), находится в полностью исправном состоянии.

4.Анализ показателей загрязнения моторного масла свидетельствует о том, что при проведении ТО используются качественные фильтры. Система питания исправна. Система охлаждения герметична.

5.Моторное масло TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 подходит для применения в моторах корейских автомобилей с большим пробегом. Гарантирует защиту технически исправного(!) ДВС при наработке смазочного материала до 350 моточасов.

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?-12