Найти в Дзене

Рамаяна. Почему после смерти отца Рамы на троне стояли деревянные сандалии.

Смерть царя Дашаратхи

Новости об изгнании Рамы мгновенно распространялись по столице, и вскоре все жители Кошалы знали о случившемся. В царстве был нарушен покой и порядок.

Царь Дашаратха угасал с каждым днем. Перед смертью он метался по постели и повторял: «Рама! О Рама! Где ты, мой сын!» Он вспоминал, как когда был молод, охотясь в лесу, он случайно подстрелил стрелой вместо лани юношу в одежде отшельника. Это был Шраван Кумар, который пришел к ручью набрать воды для своих слепых родителей. У Дашаратхи были видения, что и его сын, пронзенный стрелой, умирает в лесу. Горький стон вырвался из груди царя, рыдание сотрясло всё тело, и душа - улетела.

Смерть Дашаратхи
Смерть Дашаратхи

Закон кармы неумолим. К нам всегда возвращаются плоды наших действий. Иногда это плоды тех действий, которые были совершены в прошлых рождениях, и мы не можем помнить, что конкретно было совершено. Мы начинаем жалеть себя и думать, что жизнь несправедлива. Однако в жизни всё гармонично. Смерть царя Дашаратхи в горе – это символ закрытия старых кармических счетов и словно символ «смерти» для всего старого. Для вечной души смерти всё равно нет. Умирает всё старое и отжившее свой век, на прошлом ставится точка. Начинается время для нового. По идее, должно начаться время возрождения – время жизни по законам Бога. Но Раму, который символизирует Бога на земле, изгнали в результате наветов и интриг. Это тоже символично: людям свойственно заблуждаться, поэтому они и «отправляют в лес», словно отбрасывая от себя, советы Бога.

Рама в лесу

В момент смерти отца Рама со своими спутниками находился уже за границами Кошалы.

Они переправились на другой берег Ганга, где на пути стеной стояли непроходимые дебри. Лианы оплели стволы деревьев, как тугие веревки, и были так перепутаны одна с другой, что казались неодолимой сетью. Под деревьями росли кусты с корявыми ветками, на которых вместо мягких, ласковых листьев виднелись длинные острые шипы.

Лакшман выхватил меч и стал рассекать густые заросли, и перед ними открылась дорога в лесную глубь. Когда Рама и Сита вступили на эту тропу, лианы сразу покрылись цветами, с кустов исчезли колючки, а их ветви заблестели листьями и свежими каплями росы. Запели вокруг птицы, и воздух наполнился жужжанием пчел. Чем дальше они шли, тем радостнее становилось все вокруг.

Лес преображается при появлении Рамы, Ситы и Лакшмана
Лес преображается при появлении Рамы, Ситы и Лакшмана

Наконец они набрели на хижину лесного отшельника, мирно проживавшего свои дни в цветущем лесу. Старец предложил путникам пожить в его хижине. От старца они узнали, что в лесу бродят ракшасы (демоны), нападают на отшельников, и разбивают вдребезги святые алтари.

Разве этот эпизод не имеет отношения к современной реальности? Весь мир – словно непроходимые дебри проблем. Просто стены неразрешимых вопросов. Вместо цветов добродетелей – острые шипы пороков и слабостей. Недоброжелательные слова и взгляды наносят раны душе, подобно колючкам. И если в такой «лес» входит сам Бог? Всё преображается! И цветы начинают цвести, и птицы петь! То есть в душе возрождаются добродетели, и душа начинает петь от счастья.

Возвращение Бхараты, брата Рамы

В Кошале, готовились к похоронам царя Дашаратхи. Народ горевал о преждевременной смерти правителя и негодовал, вспоминая изгнание Рамы.

Горестный ритуал сожжения своего отца выполнил Бхарата, который вернулся к этому времени во дворец. Узнав, что коварство придворных, не желавших, чтобы Рама стал правителем, и желание его матери видеть его царем, привело к преждевременной смерти отца и вызвало недовольство народа, Бхарата воскликнул:

«Ты, Моя мать, могла так опозорить меня? И принести столько горя моему отцу, приблизив его кончину. Как ты могла подумать, что я соглашусь отнять законное право на престол у моего брата?»

Он выхватил меч, чтобы зарубить придворных из окружения матери и находящуюся рядом с матерью няню Мантхара. Кайкейя, удержав руку сына, сказала: «Позорно совершать казнь в покоях своей матери».

Мантхара исчезла и другие придворные в это время разбежались.

Затем Бхарата созвал свою боевую дружину и объявил, что он уходит и не вернется во дворец до тех пор, пока не найдет Раму. Так он пересек со своим войском землю Кошалы. Затем, достигнув той деревни, где Рама, Сита и Лакшман провели свою последнюю ночь на родной земле, Бхарата попросил рыбаков переправить на другой берег его вместе с войском.

Эта просьба царевича была охотно встречена всеми, кто умел грести и править тяжелыми лодками.

Рама передает Бхарате свои сандалии

В хижине отшельники сделали очаг, сделали сосуды для еды. Сита стала готовить еду из побегов бамбука, съедобных зерен, орехов, плодов, и жизнь никому из изгнанников не казалась тяжелой.

Однажды, взойдя на ближайший холм, Лакшман увидел в песчаной долине, у дальнего его края, движущееся облако пыли. Быстрым движением пальцев он проверил стрелы и колчан и сорвал лук с плеча.

Рама тоже стал вглядываться вдаль. К ним приближалось войско на боевых конях; мечи и копья сверкали на солнце. Рама был убежден, что воины не причинят вреда отшельникам.

Тут предводитель войска направился к Раме и бросился к нему со словами: «Брат, царь мой и повелитель, я глазам своим не верю, счастью своему не верю. Я нашел тебя наконец!» Затем Бхарата обнял своего брата Лакшмана и поприветствовал Ситу, припав головой к её стопам.
Затем опять обратился к Раме: «Рама, я и войско пришли к тебе с мольбой! Будь милостив к своим подданным. Вернись во дворец. Страна погибнет без тебя».
«Что случилось?! - вскрикнул Рама, - «отец здоров?»
Бхарата разрыдался, закрыв лицо руками: «Наш великославный отец не вынес разлуки с тобой, …и я совершил обряд сожжения».

Рама узнал о том, что горе охватило страну, о том, что её жители не в силах вершить свои дела, что все приходит в запустение, потому что не может царство жить без правителя.

«Да что ты говоришь?» – возразил Рама. – «Без правителя? А ты кто? После смерти отца ты был обязан принять на себя заботу о народе и о наших близких. Как ты посмел бросить Кошалу и отправиться разыскивать меня?»

Бхарата сказал: «Поспеши во дворец, займи трон, от которого я отрекся, и будь справедливым правителем. Таким, каким был наш отец, великий царь Дашаратха. Не опозорь его памяти. Такова моя воля, таково мое решение».

Рама был непреклонен: «Я дал слово моему отцу при его жизни, что уйду в изгнание, и не могу нарушить его после его смерти».

Бхарата понял, что никакие мольбы и слезы не заставят его брата преступить закон чести и сказал: «Тогда я объявляю себя твоим наместником и сохраню верность тебе. Мы все будем ждать твоего возвращения в Кошалу».

Бхарата склонился к ногам Рамы и попросил его снять деревянные сандалии отшельника. Он взял их со словами: «Я поставлю их на золотой трон. И будут святыми для всех следы твоих ног». Попрощавшись, Бхарата вскочил на коня, и войско двинулось в сторону Кошалы».

Бхарата принимает от Рамы его деревянные сандалии
Бхарата принимает от Рамы его деревянные сандалии

По возвращении в королевство Бхарата поставил на трон деревянные сандалии Рамы. Так они и стояли на троне все 14 лет. В духовном смысле это означает, что королевством на самом деле правил Рама. А Бхарата просто был доверенным лицом, просто исполнял волю Рамы.

Деревянные сандалии Рамы на троне - символ исполнения божественной воли на земле.
Деревянные сандалии Рамы на троне - символ исполнения божественной воли на земле.