Найти тему
Turizm

7 малоизвестных фактов о знаменитом сверхзвуковом самолете Concorde

Оглавление

Проект Concorde финансировался сразу двумя странами: Великобритания и Франция вложили в него по 1,44 миллиарда долларов.

Предварительные заказы на Concorde разместили 18 авиакомпаний со всего мира, но реально эксплуатировали самолет только British Airways и Air France.

«Конкорд» летал не только из Парижа и Лондона в Нью-Йорк. Пассажиры могли добраться со сверхзвуковой скоростью до Бахрейна, Сингапура и Барбадоса.

Факт 1. Разработка Concorde финансировалась Великобританией и Францией

-2

Каждое правительство вложило в престижный проект 1,44 млрд долларов

Подобно сверхзвуковым программам в других странах, прежде всего в США и России, Concorde полностью финансировался государством. Самолет был разработан в рамках международного договора между правительствами Великобритании и Франции.

Фото: проект сверхзвукового Boeing
Фото: проект сверхзвукового Boeing

Название было выбрано не случайно: английское слово Concord и французское Concorde означают «соглашение». Это еще раз подчеркивает значимость такого сотрудничества.

-4

Стоимость разработки, как это часто бывает, значительно превысила первоначальные оценки, и Великобритания и Франция потратили порядка 1,44 млрд долларов каждая. Кстати, «отбить» эти гигантские деньги не удалось, причем во многом из-за того, что другие страны Concorde не купили.

А вот обе авиакомпании в конечном счете получали прибыль от полетов, и немалую.

Факт 2. На поставку Concorde претендовали 18 авиакомпаний

-5

По факту же все контракты, кроме двух ― с British Airways и Air France ― были аннулированы.

«Конкорд» прославился прежде всего своими регулярными трансатлантическими рейсами с British Airways и Air France, причем каждому перевозчику досталось по семь самолетов. Почему так мало?

Еще до начала производства Concorde объем предварительных заказов превысил 100 экземпляров.

Заявки поступили от 18 авиакомпаний ― British Airways, Air France, Pan American World Airways, Continental, Trans World Airlines (TWA), American Airlines, Middle East Airlines (MEA), Qantas, Air India, Japan Airlines, Sabena, Eastern Airlines, United Airlines, Braniff, Lufthansa, Civil Aviation Administration of China (CAAC) и Iran Air.

14 авиакомпаний приняли решение отказаться от «Конкордов» в 1972 и 1973 году, а китайская CAAC и Iran Air «думали» до 1980 года.

-6

Основных причин, по которым сделки не состоялись, сразу несколько:

- возросшая стоимость самолета ― она оказалась намного выше первоначальных оценок;

- опасения по поводу эксплуатационных расходов, а также шума и загрязнения окружающей среды;

- отмена проекта создания Boeing 2707 ― американской альтернативы Concorde;

- появление Boeing 747 ― современного комфортного самолета, способного перевозить более 300 пассажиров при меньшей стоимости.

Факт 3. Concorde летал во многие страны мира, а не только из Парижа и Лондона в Нью-Йорк

-7

Мало кто знает, но и British Airways, и Air France выполняли и другие пассажирские рейсы.

Конечно, два наиболее известных и активно эксплуатируемых сверхзвуковых маршрута ― это трансатлантические рейсы в Нью-Йорк. Однако на самом деле сеть регулярных рейсов «Конкорда» была достаточно широка. А еще были чартерные перевозки, которые выполнялись в течение определенного периода времени.

British Airways, помимо Нью-Йорка, выполняла в период с 1976 по 1980 год рейсы в Бахрейн, Сингапур ― этот самолет с одной стороны имел ливрею Singapore Airlines, а с другой оставался в цветах «Бритишей», и в Барбадос.

За океаном в США «Конкорд» принимали также аэропорты Вашингтон Даллес, Майами и Даллас.

-8

Air France в свою очередь, летала в Дакар, Рио-де-Жанейро, Вашингтон Даллес, Каракас и Мехико.

Факт 4. Рекорд по полетам на «Конкорде» в качестве пассажира составляет 718 раз

-9

Самым часто летающим пассажиром на сверхзвуковых скоростях до сих пор считается англичанин Фред Финн. Его работа была связана с международным лицензированием, поэтому он часто посещал США для решения вопросов передачи технологий. Мистер Финн регулярно летал через Атлантику в качестве пассажира, в том числе совершил 718 рейсов на Concorde в период с 1976 по 2003 год, что является официальным мировым достижением, внесенным в Книгу рекордов Гиннесса.

Интересно, но сам рекордсмен утверждает, что всегда сидел на одном и том же месте ― 9А. А все потому, что именно здесь начиналось обслуживание едой и напитками.

Факт 5. «Конкорду» принадлежит рекорд в пассажирских трансатлантических перелетах

-10

Рекорд по самому быстрому трансатлантическому перелету с пассажирами был установлен Concorde авиакомпании British Airways, выполнявшему рейс между Нью-Йорком и Лондоном. 7 февраля 1996 года «Конкорд» уложился в 2 часа 52 минуты и 59 секунд. Обычно этот маршрут занимал от трех с половиной до четырех часов.

Это же расстояние современные лайнеры с нормальной, то есть дозвуковой скоростью сегодня преодолевают в среднем за семь часов, однако фактическое время полета в большой степени зависит от направления ветра и скорости реактивных потоков.

-11

Мировой рекорд здесь принадлежит Boeing 747–400 авиакомпании British Airways, который в феврале 2020 года преодолел 5 554 км между Лондоном и Нью-Йорком за 4 часа 56 минут. Помог ему в этом североатлантический шторм «Сиара».

С большой долей вероятности можно предполагать, что обновить рекорд «Конкорда» удастся самолету Boom Overture, первый полет которого запланирован за 2026 год.

Фото: самолет будущего Boom Overture
Фото: самолет будущего Boom Overture

По оценкам производителя, стоимость перелета из Лондона до Нью-Йорка ― кстати, это был единственный прибыльный маршрут «Конкорда» ― составит 5 000 долларов, тогда как на «Конкорде» за тот же полёт нужно было выложить по сегодняшним деньгам в 4 раза больше.

Факт 6. Concorde летал намного выше, чем сегодня летают гражданские самолеты

Полеты Concorde отличались от «обычных» не только скоростью. Его крейсерская высота также была намного выше ― более 18 000 метров.

Большинство пассажирских самолетов сегодня летают на высоте около 10 000 метров.

-13

Полеты на больших высотах обосновываются самой конструкцией Concorde, в том числе двигателей и жестким треугольным крылом. К тому же минимальное лобовое сопротивление в менее плотном воздухе значительно сокращает расход топлива. Высота также помогает оптимизировать маршрут: здесь меньше трафика ― только другие «Конкорды» и военные самолеты ― и меньше ограничений на воздушное движение.

Пассажиры «Конкорда» могли убедиться, что Земля круглая, просто глядя в иллюминатор.

Факт 7. До сегодняшнего дня удалось сохранить 18 экземпляров «Конкорда»

-14

В общей сложности было построено 20 самолетов Concorde, включая 14 пассажирских экземпляров, шесть прототипов и тестовых моделей.

Один из лайнеров был полностью разрушен в результате авиакатастрофы Air France в 2000 году.

-15

Еще один списали в 1994 году.

Остальные 18 самолетов, что удивительно, хорошо сохранились и находятся в различных музеях и других местах по всему миру.

Большинство из них выставлены в Великобритании и Франции, один самолет находится в Германии, три ― в музеях США и один― на Барбадосе.

Фото: Ту-144 и Concorde в Sinsheim Auto & Technik Museum в Германии. Это единственное место, где оба сверхзвуковых самолета стоят рядом.
Фото: Ту-144 и Concorde в Sinsheim Auto & Technik Museum в Германии. Это единственное место, где оба сверхзвуковых самолета стоят рядом.

Несмотря на то, что осталось так много самолетов, шансов, что хоть один из них когда-нибудь снова полетит, нет. И факторов, почему это так, множество.

Прежде всего, высокая стоимость эксплуатации, отсутствие запчастей и летчиков с опытом управления подобной сверхзвуковой техникой, а также проблемы с регулирующими органами и современными экологическими нормативами.

Жаль, очень бы хотелось снова увидеть в небе это чудо техники.