Пока собирал и уточнял материал по истории гибели санитарного транспорта "Армения" какой только ерунды не начитался... Цитирую:
« В октябре и ноябре 1941 года всюду царила неразбериха. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. Госпитали, оборудованные в штольнях и самом городе, были забиты ранеными, но кто-то дал приказ срочно эвакуировать весь медперсонал. И сейчас, уже в наше время, подъезжая к Севастополю, из окна вагона или автобуса в районе Инкермана можно видеть огромные глыбы и нагромождения камней взорванных расположенных в штольнях госпиталей. По приказу Сталина оттуда были эвакуированы на корабли только легкораненые. Как свидетельствует медсестра этого госпиталя Е. Николаева, «дабы раненые не достались врагу», штольню взорвали вместе с «нетранспортабельными». Взрывными работами руководил представитель СМЕРШа. Два врача отказались покинуть раненых и погибли вместе со всеми».
Ну, для начала, штольни под госпиталь были переоборудованы намного позже, уже в 1942-м, и взрыв штолен вместе с ранеными –тоже выдумка, и при чем здесь СМЕРШ, если он создан в 1943-м. И, откуда, взялись, эти «толпы раненых»? Их еще на тот момент не было.
По данным еще одной публикации[1], картина получается следующая: «Согласно найденным документам и показаниям очевидцев, удалось восстановить многие события, предшествующие выходу «Армении» в море из Севастопольской бухты 6 ноября 1941 года. Теплоход стоял на внутреннем рейде и спешно принимал на борт многочисленных раненых и эвакуированных граждан. Обстановка была крайне нервозной. В любую минуту мог начаться налёт вражеской авиации. Основная масса боевых кораблей флота по приказу Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция «Редут-К». Кроме «Армении», в Карантинной бухте грузился ещё один бывший «рысак», теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым». Погрузка шла непрерывно. Капитан Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе. Для сопровождения был выделен только небольшой морской охотник с бортовым номером 041 под командованием старшего лейтенанта П. А. Кулашова».
Прежде всего, Карантинная бухта –это не внутренний рейд, и заход транспорта с осадкой более 5 м в нее... крайне затруднен (выразимся мягко). Погрузка трех достаточно больших транспортов в бухте невозможна в принципе. Скорее всего, автор перепутал Карантинную бухту с Корабельной.
К сожалению, у многих авторов идет подобная путаница. Потому, попытаемся отсеять недостоверную информацию, и оперировать достоверной.
Нужно понимать, что рассматриваемые события происходили ДО выхода очень важной директивы Ставки. Какой?
6 ноября в 18 часов (как раз когда должна была отойти от причала "Армения") командующий флотом направил в Ставку телеграмму, которая заканчивалась словами: " .«Если позволит обстановка довести дело эвакуации до конца, после выполнения намеченного плана ФКП флота будет переведен в Туапсе, откуда будет осуществляться руководство флотом и бовыми действиями на Черноморском и Азовском театрах. Данные мероприятия согласованы, целиком одобрены ВС войск Крыма тт. Левченко и Роговым. Октябрьский»
А в ответ на имя адмирала Левченко прилетела директива Ставки № 1882 от 7 ноября 1941 года, которая содержала следующие строки:
"1. Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами" и "10. Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского подчинением Вам. Зам. командующего ЧФ иметь Туапсе — начальника штаба ЧФ".
До этого момента т.е. до вечера 7 ноября 1941 года флот вел полную эвакуацию своего имущества и персонала. В том числе, осуществлялась полная эвакуация медучреждений ЧФ. 4.11.1941 года был создан "армейский" СОР (Севастопольский оборонительный район) во главе с генерал-майором И.Е.Петровым, и предполагалось, что флот оборонять город не будет. Задачей "Армении" как раз и являлась полная эвакуация медико-санитарного отделения Главной Базы ЧФ. Что это такое?
Медико-санитарным отделом флота (бригвоенврач С. Н. Золотухин) было сформировано медико-санитарное отделение главной базы во главе с бригвоенврачом А. И. Власовым. Его усилиями проделана большая работа по развертыванию лечебных учреждений. Кроме существовавшего Севастопольского главного морского госпиталя были вновь сформированы: военноморской госпиталь № 40 с хирургическим профилем (начальник во-госпиталя были вновь сформированы: военно-морской госпиталь (начальник военврач 2 ранга И. И. Бродский), базовый лазарет в районе бухты Голландия, лазареты в районе Стрелецкой бухты и в Балаклаве, батальон выздоравливающих в здании Черноморского флотского экипажа.
Почему я пишу о том, что велась полная эвакуация медицинского персонала отделения? В ОБД "Мемориал" (МО РФ) есть списки потерь не только экипажа "Армении", но и список медперсонала, погибшего на ее борту. Сверка показывает, что практически весь административный и медицинский персонал оказался на борту транспорта (вольнонаемный технический персонал: санитарки, уборщицы, повара и.т.д.) на борт "Армении" не попали, ибо их просто уволили, предварительно рассчитав. Есть одно исключение: Балаклава (но о ней отдельно).
Интересная информация: если верить данным, полученным из немецких допросов пленных, то "Армения" доставила в Севастополь 1600 человек пополнения. Эти данные подтверждаются воспоминаниями о том, что "Армения"до 15 часов не на рейде стояла (как пишут некоторые авторы), а войска выгружала. По воспоминаниям, прибывшее пополнение поднималось по трапу к казармам флотского экипажа. (Не трапу, конечно, а ранее существовавшей каменной лестнице, я просто отдаю дань севастопольской традиции называть городские лестницы трапами). Ладно, давайте вернемся к транспорту.
Кто-то пишет о том, что у стенки Морзавода грузился транспорт "Крым". Транспорт «Крым» у стенки Морзавода грузиться, в принципе, не мог, транспорт к этому моменту подорвался на мине, и механизмы с него были использованы для восстановления «Грузии», поврежденной 17.10.41г., и прибывшей в Севастополь на буксире.
У стенки, в Корабельной бухте, грузилась, отремонтированная «Грузия», на транспорт загружалось имущество завода, и осуществлял посадку эвакуируемый персонал завода №201 (он же Морзавод).
По факту, и выгрузка и погрузка «Армении» тоже осуществлялась в Корабельной бухте, транспорт был ошвартован к пирсу у Павловского мыска[1], после чего началась погрузка имущества и личного состава медицинских учреждений ЧФ.
Здесь опять идет путаница и выдумки. Прежде всего: на «Армении» эвакуировались только «флотские» медицинские и санитарные учреждения. При этом, обращаю внимание на то, что грузился не весь персонал, а только военнослужащие военно-медицинских учреждений. Как верно указывается в ряде работ по данной теме[2], вольнонаемный персонал 5.11.41г. был уволен, и эвакуировался из города на общих основаниях.
Традиционно, процесс погрузки транспорта описывается, так, как будто в процессе погрузки царил хаос, на борт судна попало огромное количество неучтенных пассажиров, называются огромные цифры «неучтенных» пассажиров, но…
Это выдумки. Пишут о каких-то билетах (которых не могло быть в принципе). Были посадочные талоны установленной формы. Бывшие вольнонаемные сотрудники госпиталя описывали порядок посадки так: сначала, военнослужащие военно-медицинских учреждений по пропускам, попадали на территорию госпиталя (сейчас территория 1472 ВМГ ЧФ). Для сотрудников других военно-медицинских учреждений составлялись списки, и они попадали на территорию госпиталя по своим пропускам. После этого, через калитку, у которой стояла охрана, на режимную территорию завода 201 шел пропуск тех, кто имел посадочный талон установленного образца. Лица, не имеющие посадочных талонов, на территорию СМЗ не допускались. У трапа транспорта стоял вооруженный вахтенный офицер и два члена команды, которые повторно проверяли посадочные талоны.
Никакой паники не было. События очевидцами описываются так: «Мы, мальчишки Севастополя сидели на парапете и наблюдали, как в госпитале грузится санитарный транспорт, забиравший персонал госпиталей и членов их семей на Кавказ. Погрузка шла уже вечером, на воротах госпиталя стояли часовые, проверяя посадочные талоны у всех входивших….».
Конфликт, при посадке действительно, был, он был связан с тем, что начальствующий персонал госпиталя попытался протащить через калитку между госпиталем и Морзаводом, членов семей, не имеющих посадочных талонов. Кто же попал на борт «Армении» в Севастополе?
Сохранились воспоминания участника обороны Севастополя полковника медслужбы А.И. Власова, который указывал: «Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Если вооружиться терпением и ОБД «Мемориал», то выяснится, что медицинского персонала и раненых Приморской армии на «Армении» не было. Что касается раненых. Их число удалось уточнить. По одним данным 317 по другим 327 человек.
На транспорт загружались военнослужащие следующих военно-медицинских учреждений:
-Медсанотдела ЧФ (командир –военврач 2 ранга Зингман Яков Эммануилович, всего 4 человека)
- Военно-морского госпиталя 1-го разряда (командир- военврач 3 ранга Каган Семен Моисеевич, всего 37 человек)
- Военно-морского госпиталя 2-го разряда (командир – военврач 2-го ранга Трофимовский Николай Александрович, всего 12 человек)
-Санэпидстанция ЧФ (командир – военврач 2-го ранга Тарумов Семен Георгиевич, 13 человек)
-5-й медсанотряд ЧФ (командир военврач 1 ранга Строд Михаил Иосифович)
-базовый лазарет южной стороны
- рентген-лаборатория ЧФ
Из других частей ЧФ
- 280 склад ЧФ (1 человек)
- Начсанслужбы Очаковского сектора ОВМБ (1 человек)
- персонал 5-го медсклада (5 человек)
Маневренные корабельные хирургические группы медсанотдела ЧФ никуда не эвакуировались, (как пишет ряд авторов), это медгруппы, находившиеся на борту санитарных транспортов, в том числе и на «Армении».
По дополнительным спискам, удалось уточнить, что помимо этого эвакуировалась часть военного персонала Военно–морского госпиталя «Учкуевка» (7 человек), часть персонала санатория ЧФ «Максимова дача» (31 человек).
Сохранилась «Книга учета командного и начальствующего состава по медсанслужбе ЧФ», где приводятся списки персонала, погибшего на «Армении». Сверив перечень эвакуируемых военно-медицинских учреждений с «Перечнями вхождения…»[3] (Перечень №18), можно прийти к выводу, что из Севастополя были эвакуированы все медучреждения ЧФ, за исключением Базового лазарета ГБ ФЧ в Балаклаве. Всего, суммарно, с учетом собственного персонала 207 человек.
Помимо этого, на транспорт (в трюм, собственными грузоподъемными средствами) было погружено имущество отделения.
Отход был намечен на 17 часов, и в указанное время погрузка была прекращена. Но, санитарный транспорт, действительно продолжал стоять ошвартованный к стенке.
Почему? Непонятно. Возможно по техническим причинам. Может быть по организационным. Данных пока нет. Возможно двигатель не запустился, а, может "добро" на выход не дали.
"Армения" отошла от стенки в 20.10 (6.11.1941). Сопровождали его сторожевые катера СКА-051 (проект МО-IV) и СКА-0122 (проект МО-II), которые вышли из Стрелецкой бухты в 20:31. При этом СКА-051 имел предписание сопровождать «Армению» до достижения ей широты 44°, а СКА-0122 должен был довести теплоход до конечной точки маршрута — Туапсе. Командир СКА-051 командир лейтенант Кулашев, а вторым катером командовал лейтенант Воловиков.
А, вот теперь давайте считать... Что считать? Как, что, маршрут и время (но это следующая история)
[1] В этом районе раньше к пирсу был ошвартован «антикварный» буксир довоенной севастопольской постройки «СП-10» (пока его не пустили в утиль)
[2] См, например, «Фашистские изверги безжалостно расстреливали из пулемётов беззащитных людей». Гибель санитарно-транспортного судна «Армения». Опубликовано: 10/05/2016 . http://history.milportal.ru/2016/05/fashistskie-izvergi-bezzhalostno-rasstrelivali-iz-pulemyotov-bezzashhitnyx-lyudej-gibel-sanitarno-transportnogo-sudna-armeniya/
[3] Приложения к директиве ГШ ВС СССР от 30.08.1990г. дающая перечни частей участвовавших в ВОв.