Для многих автомобиль – это не только средство передвижения, но и пушка-гонка. Однако не каждая модель дает владельцу возможность насладиться скоростью из-за недостаточной мощности двигателя. Эту проблему можно устранить с помощью форсирования двигателя. Что это такое, зачем и как делать, какие есть подводные камни – обсудим с нашими экспертами.
Что обещает форсирование двигателя
- Прибавку мощности ДВС на 10-40%.
- Увеличение тяги на низких оборотах.
- Уменьшение расхода топлива на 5-10%.
- Снижение задемпфированности акселератора.
- Возможность адаптировать мотор к топливу с меньшим октановым числом.
- Расширение скоростных лимитов.
Автопроизводители подбирают для своих машин оптимальные характеристики, чтобы на всем диапазоне оборотов и нагрузок на двигатель достичь максимальной эффективности. А форсирование раскрывает весь потенциал мотора, хоть и в ущерб экологическим требованиям.
Тюнингуют как атмосферники, так и турбодвигатели. Но рассчитывать на большую прибавку мощности у атмосферных ДВС не стоит (обычно предел – 10%), а у двигателей с турбиной за счет изменения давления наддува можно увеличить мощность и крутящий момент на 30-50%. Разумеется, это в теории, а как же все происходит на практике?
2 способа форсирования двигателя
Прошивка мозгов, или чип-тюнинг
Это простейший способ сделать машину быстрее и динамичнее, не вмешиваясь в конструкцию, а лишь меняя настройки блока управления ДВС. При этом важно понимать, что не все блоки управления двигателем поддаются настройкам. Процедура перепрограммирования занимает в среднем около часа, а все что требуется – подключиться к электронному блоку управления.
Прошивка увеличивает мощность и крутящий момент двигателя, что влияет на динамику разгона и максимальную скорость. Причем в хорошем сервисе вам должны сделать тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы вы наглядно оценили результат.
Переборка двигателя
Второй способ предполагает хирургическое вмешательство в двигатель:
- Расточка цилиндров. На заметку: процедура требует замены поршней, а хонингование стенок нужно делать максимально аккуратно. Если снять слишком большой слой, то использовать цилиндры будет невозможно.
- Замена коленчатого вала на другой – с большим коленом. Повышает рабочий объем двигателя: чем больше ход поршня, тем больше объем. При этом увеличение рабочего объема двигателя не всегда самый выгодный способ форсирования: в некоторых случаях выгоднее доработать головку блока цилиндров.
- Установка облегченных деталей. На их вращение и перемещение расходуется меньше энергии, что положительно сказывается на приемистости двигателя.
- Доработка коллекторов, системы питания и смазки. Происходит замена отдельных компонентов, в том числе устанавливается воздушный фильтр большей производительности.
Почему результат не всегда соответствует ожиданиям?
Форсирование двигателя может не только превратить ваш автомобиль в резвого скакуна, но и, наоборот, загнать его до потери пульса. Какие бывают побочные эффекты:
- Серьезное снижение ресурса работы двигателя. Повышенные нагрузки в разы быстрее изнашивают поршневую группу, систему выхлопа, систему нейтрализации отработавших газов. А если используется некорректная прошивка, то из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышается риск возникновения детонации.
- Потеря дилерской гарантии. Такая вероятность существует, когда двигатель прошивается не сертифицированными программами. Даже если вернуть авто к первоначальному состоянию, дилеры скорее всего смогут отследить изменения и отказать в гарантийном обслуживании.
- Проявление заводского брака. Чип-тюнинг – лакмусовая бумажка для обнаружения проблем с двигателем. Как только ДВС начинает работать без ограничений, всплывают заводские недоработки, не очевидные до вмешательства.
- Уменьшение надежности. Учитывая, что форсирование забирает ресурс двигателя, то вероятность поломки этого узла повышается. Что особенно опасно во время поездок на дальние расстояния.
- Ускоренный износ отдельных элементов. Например, у турбированных двигателей в отличие от атмосферных быстрее изнашивается турбокомпрессор.
- Проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. Если вы приверженец агрессивного стиля езды, то будьте готовы попрощаться со сцеплением (если авто на «роботе» или механике). АКПП в свою очередь излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Как мы видим, форсирование двигателя – достаточно трудоемкая процедура, способная разогнать практически любой мотор. Однако, прежде чем наращивать мощь своего автомобиля, задумайтесь, не станет ли у вас от этого вмешательства больше проблем. Быть может, проще купить машину помощнее с уже рассчитанными автопроизводителем характеристиками?
А вы что думаете по этому вопросу – пишите в комментариях!